Детали и тонкости доходов и расходов издательского бизнеса, на чем, сколько и как зарабатывает издательский бизнес
2013-07-21 07:58:11
«Бизнес-журнал» продолжает в рамках своей рубрики «Снимаем кассу!» беззастенчиво пересчитывать выручку и живописать трудовые будни владельцев небольших столичных компаний. На этот раз в свете прожекторов редакции оказалось московское издательство «Фантом Пресс». Это первый и, надеемся, не последний случай в истории рубрики, когда допустившее нас в святая святых своей бухгалтерии предприятие согласилось выступить открыто, а не анонимно. Для удобства читателя происходящее описывается в виде пьесы с подобающей завязкой, кульминацией и развязкой.
Издатель — Алла Штейнман, по образованию — инженер-программист, по призванию — книгочей. Свое издательство, не без самоиронии названное «Фантом Пресс», создала в 1992 году. Специализация — искать и издавать неизвестных в России зарубежных авторов или неизвестные книги известных. Облюбованные ниши: современная европейская проза, книги для современной читающей женщины.
Калькулятор — бесхитростное и беспардонное устройство, вечно встревающее в разговор и педантично фиксирующее доходы и расходы главного героя.
«Бизнес-журнал» — любопытствующий и благорасположенный к Издателю визитер.
«Бизнес-журнал» (вежливо откашливаясь). Я тут недавно с журналом «Книжный бизнес» разговорился. И в беседе не очень-то благоприятная бизнес-картина нарисовалась, особенно для малых издательств. Средний тираж книги у нас в стране постоянно падает: в 2007 году он снизился до семи тысяч экземпляров. Средняя стоимость книги в рознице хотя и растет (к четырем долларам приближается), но как-то медленно. Как вам в таких условиях живется-можется?
Калькулятор (забегая вперед). Я тут давеча стоимость бумаги узнал — и давай сразу ваши прибыли прикидывать… Не очень-то кучеряво получается!
«Бизнес-журнал». Может, посмотрим калькуляцию? На примере какой-нибудь вашей свежей книжки.
Издатель. Да мне особенно скрывать нечего. Сегодня, например, будем забирать из типографии тираж книги «Рай где-то рядом» Фэнни Флэгг. Это американская писательница, она прославилась своей первой книгой — «Жареные зеленые помидоры». Хорошая такая проза, с добрым нежным юмором…
Калькулятор (бесцеремонно перебивает). Вы нам лучше не про юмор, вы нам лучше про деньги!
Издатель. Ну, смотрите. (Сверяется с документом на экране монитора.) Права на русское издание мы купили через литературное агентство прошлым летом за 40 тысяч рублей. Кстати, сейчас таких цен уже нет — берите от 50 тысяч рублей и выше. Вся издательская часть (это перевод, редактирование, корректура, оформление и верстка) обошлась в 55 тысяч рублей. Потом закупили на 110 тысяч рублей материалов — бумаги, картона, пленки. Можно было, конечно, в этом вопросе на типографию положиться, но если самому закупать — процентов на 15 дешевле выходит. Ну и, наконец, оплата услуг типографии — 120 тысяч.
Калькулятор. На все про все — 325 тысяч приходится. А велик ли тираж?
Издатель. 5 тысяч экземпляров.
Калькулятор (пискнув). Итого себестоимость одной книжки — ровнехонько 65 рублей получается!
Издатель. Я бы прибавила сюда еще примерно 10 рублей. По моим расчетам, именно столько приходится на каждую книжку, если раскидать расходы по аренде офиса и склада, а также зарплаты моих штатных сотрудников.
«Бизнес-журнал». Хорошо, пусть будет 75 рублей. Почем отпускаете?
Издатель. Дальше такая сбытовая цепочка. Моя отпускная цена для оптовиков — 85-100 рублей. Их маржа 40%, наценка магазина 70%, так что в рознице книжка будет продаваться примерно по 200 рублей.
Калькулятор (почти брезгливо). Фи! Это ж получается, что вы с книжки в несколько раз меньше оптовика зарабатываете!
«Бизнес-журнал» (сочувственно). Может, имеет смысл с розницей напрямую работать?
Исследуемый объект: издательство «Фантом Пресс»
Срок существования на рынке: 15 лет
Офис — 60 кв. м, склад — 200 кв. м
Штат — 6 сотрудников (гендиректор, главный редактор, специалист по продвижению, бухгалтер, складской работник, курьер)
Внештатные сотрудники — около 30 человек:
ридеры (читают зарубежные издания и дают первоначальное заключение о перспективности публикации книги на русском языке)
переводчики
художники
корректоры
редакторы
Объем выпуска: 50–70 наименований книг в год, включая допечатки.
Издатель. Напрямую, конечно, выгоднее по деньгам. Магазину книгу можно и по 145 рублей отпустить, но… Вы знаете, я так давно в этом бизнесе, что все этапы вместе с рынком прошла. Начинала тогда, когда не то что оптовиков — книжной розницы полноценной не было. Все нынешние крупные сетевые структуры, по сути, в то время работали в режиме лоточников. А с лоточниками как? Даешь им книги на реализацию — и не знаешь, расплатятся ли они с тобой. Невозвраты до 20% доходили. В конце 90-х стала активно работать с книжными магазинами и сетями: больше 80 партнеров было. Но тяжело доносить до них всех информацию о новых книгах, да и невозвратов тоже много. В итоге стала сотрудничать с 7–8 оптовиками, оставила лишь точечные магазины — свои любимые, из тех, где у продавцов глаза горят.
«Бизнес-журнал». Что, оптовики — средство от всех проблем?
Издатель. Малому издательскому бизнесу ничего не остается, кроме как искать партнера по сбыту и терять на отпускной цене. Зато так я снимаю многие проблемы: поставки, информирование, продвижение. Без продвижения нынче ничего не продашь: книг — великое множество! Россия в прошлом году вышла на третье место после США и Китая по числу наименований издаваемых книг.
Калькулятор. Я тут подсчитал: выходит, ваше издательство всего 50 тысяч рублей прибыли за весь тираж «Рая где-то рядом» получит, если по отпускным ценам считать!
Издатель. Причем учтите, что все денежные поступления растянуты во времени. Мы, по сути, даем товарный кредит оптовикам, поскольку они платят нам лишь через 3–9 месяцев после поставки.
«Бизнес-журнал». Как ваше издательство живо еще?
Издатель. Ну, не все так плохо. Выживаем за счет бестселлеров. Их, правда, очень сложно угадать. Когда допечатки идут с готовых монтажей, себестоимость книги ниже — рублей 55. Есть отдельные книги, на которые отпускную цену можно выставить, скажем, по 115 рублей. Например, на Стивена Фрая — гарантированно купят.
«Бизнес-журнал». М-да, заработки, судя по всему, в вашей индустрии небольшие. Как сотрудников-то подбираете?
Издатель. В нашей отрасли вообще очень много энтузиастов. Знаете, как я первых сотрудников искала? Это был 1993 год. Дала объявление в газете: мол, переводчики, корректоры, редакторы — обращайтесь все, кто хочет участвовать в издании книг Иоанны Хмелевской. Столько народу откликнулось! Некоторые до сих пор у меня работают. Да и сама я в этот бизнес на энтузиазме пришла.
«Бизнес-журнал». Расскажите!
Издатель. Типичная, в общем-то, история. Книги всегда любила. Студенткой всю стипендию на книги тратила: Борхес, Камю, Маркес. А потом возникла депрессивная ситуация в жизни: ни работы, ни жилья, какая-то бездна. Попалась в руки книга Хмелевской, изданная еще каким-то советским издательством. И я поняла, насколько нужна людям такая жизнеутверждающая литература. А потом небеса стали подбрасывать шансы, одно цеплялось за другое.
«Бизнес-журнал». Как именно?
Издатель. Поехала в гости к знакомому поляку, случайно повстречалась с польскими издателями. Через них вышла на саму Хмелевскую, которой так и заявила: мечтаю издавать вас в России! Наверное, на польских издателей и Хмелевскую мои горящие глаза подействовали. У меня ведь, кроме этих горящих глаз, за душой вообще ничего не было: ни денег, ни компании в России. Время было особенное… Сейчас подобные ситуации, наверно, в бизнесе вообще уже невозможны, но тогда крупное польское издательство согласилось участвовать в проекте: дали денег, стали на первом этапе соучредителем компании… Так и пошло: за три года я все книги Хмелевской издала на русском языке. Кстати, когда понадобилось нарисовать для обложки главную героиню ее романов, моя художница предложила: давай с тебя и нарисуем — будешь прототипом! И на всех обложках фигурировал мой портрет. В типографии меня иначе как «Хмелевской» не называли. (Смеется.)
«Бизнес-журнал». Не жалеете, что за пятнадцать лет не удалось стать Большим Издательством?
Издатель. Я к этому никогда и не стремилась. Мне не нравится атмосфера фабрики, производства, которая присуща крупным издательствам. Мне кажется, что как только я не смогу сама лично прочитывать все издаваемые мною книги, этот бизнес станет мне неинтересен. Я люблю камерность, эксклюзивность.
«Бизнес-журнал». Крупные издательства вас в бизнесе не затирают?
Издатель. У малых издательств всегда будет своя ниша. Нам, например, нельзя целиком полагаться на брэндовых авторов: большие издательства рано или поздно их у нас перекупят. Зато мы более шустрые, у нас лучше получается следить за трендами мировой литературы, замечать перспективных авторов «на взлете». Мы для крупных издательств как лаборатория, они за нами очень внимательно приглядывают.
Калькулятор (нетерпеливо). Вам-то, вам-то лично с этого бизнеса что перепадает?
Издатель. Ну, на квартиру за пятнадцать лет заработала. На машину, кажется, тоже — просто ленюсь купить. Но не все ж деньгами мерить?
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 2719 Просмотров сегодня: 1
Клубничный кооператив
Как открыть свой центр аэрографии