Спрос на автомобили неуклонно растет, а вместе с ним и число желающих научиться вождению. Ежегодно в городе появляются новые автошколы, но дефицита в курсантах, несмотря на усиление конкуренции, ни одна из них не испытывает.
2013-07-21 07:13:07
Большинство автошкол как одна похожи друг на друга. Однако уже открываются и специализированные учреждения — например, женская автошкола, куда дополнительно включены занятия по психологии, VIP-школы, где клиентов будут учить вождению на дорогих иностранных автомобилях и пр.. Еще один перспективный сегмент— курсы по повышению квалификации водителей. Спрос на эти услуги также растет, поскольку люди стали приобретать дорогие спортивные автомобили, к тому же у горожан появляются свободные деньги на обучение.
Автошкола обязана получить в Министерстве образования Свердловской области лицензию на ведение образовательной деятельности. В лицензионных правилах четко прописаны требования к учебному кабинету, его техническому оснащению, квалификации преподавательского состава. Директора автошкол называют этот этап наиболее сложным и долгим. По разным оценкам, он занимает от четырех до двенадцати месяцев.
Помещение автошколы необходимо согласовать в пожарной инспекции (10 тыс. руб.) и в СЭС (6 тыс. руб.). Его площадь зависит от предполагаемого количества курсантов в группе (в соответствии с нормами их может быть от 15 до 30 человек). На каждого должно приходиться 2,5 кв. м. Основная часть автокурсов располагается в учебных заведениях — школах, училищах, институтах.
И этот вариант является оптимальным: стоимость аренды ниже, покупать учебную мебель не надо. Кабинет в школе обойдется в 10-20 тыс. руб. в месяц. Обычный его размер — 50 кв. м.
По нормам СЭС в таком помещении может учиться 20 человек, но на самом деле число курсантов часто доходит до 30. «Подобную практику в последнее время стала пресекать ГИБДД - во время экзамена смотрят приложение к лицензии, в котором прописано, какое количество курсантов может учить автошкола».
Найти свободные классы сложно — во многих учебных заведениях уже есть автошколы. Подобрать подходящее помещение в офисном здании проще, но аренда 50 кв. м будет съедать 25-50 тыс. руб. в месяц.
Сразу надо выбирать место в соответствии со стратегией развития. Если школа не собирается открывать филиалы, то оптимально расположить ее в центре города, если планирует развивать - то лучше их раскидать по разным районам.
При выборе помещения стоит учесть, что лицензия, в которой указывается адрес, выдается на пять лет, а договор аренды, как правило, заключают на год. Следует заранее прописать в документе, что собственник не против ежегодно продлевать аренду в течение пяти лет».
Автошколе, если она не находится в училище или вузе, потребуются парты (1,2 тыс. руб. за штуку), стулья (по 600 руб.) и учебная доска (6 тыс. руб.). Оснастить класс на 30 человек стоит около 60 тыс. руб.
Необходимое автошколе оборудование перечислено в «Программе по обучению водителей транспортных средств категории В», которую можно получить в Министерстве образования Свердловской области.
Например, в каждой школе должен быть двигатель с навесным оборудованием, задний мост в сборе с тормозными механизмами, коробка передач и другие составляющие машины. Многие из них — в разрезе. Кстати можно купить старенький автомобиль (лучше ВАЗ девятого семейства) за 15-20 тыс. руб. и снять с него запчасти — коробку передач, двигатель, подвеску, руль, панель приборов и др. В результате комплект оборудования обойдется в 40 тыс. руб.
Также потребуется несколько комплектов наглядных пособий: за комплект придется отдать 6 тыс. руб.
Автошколе, которая набирает группу из 30 человек каждые два месяца (срок обучения — три месяца), требуется один преподаватель теории и три инструктора по вождению (по десять-двенадцать курсантов на каждого). У преподавателя обязательно должно быть среднее либо высшее техническое образование. Искать сотрудника проще среди педагогов Автомобильного колледжа, многие из них соглашаются подработать. Также сотрудников часто находят по знакомству: В среднем педагог получает по 10-11 тыс. руб. за каждую группу (206 академических часов).
Найти хорошего инструктора по вождению существенно сложнее. Даже рекомендация с прежнего места работы не дает стопроцентной гарантии. Лучше не брать готовых специалистов, а учить их самостоятельно. Хорошо, если инструктор старше 30 лет. Он должен доходчиво объяснять, обладать устойчивой психикой и умением найти подход к каждому курсанту.
Будущий инструктор обязан пройти двухнедельное обучение в Учебно-курсовом комбинате или в СТК № 3 и получить свидетельство мастера (3 тыс. руб). Сотруднику, который дает уроки на собственном авто, платят 4 тыс. руб. за каждого курсанта (32 академических часа), если машина принадлежит школе — 1,7 тыс. руб. плюс около 900 руб. на бензин (из расчета 50 л на ученика).
В штат автошколы лучше принять механика, отвечающего за выпуск автомобилей на линию. Эти обязанности можно возложить на одного из водителей — ему необходимо прослушать курсы по подготовке механиков стоимостью 5 тыс. руб. Зарплата (для школы с тремя машинами) — 3 тыс. руб. У директора должен быть документ об окончании курсов по охране труда (3 тыс. руб.).
Наконец, автошколе необходим администратор. Обычно он 4-6 часов находится на рабочем месте, а остальное время отвечает на звонки по сотовому телефону, номер которого публикуется в рекламных объявлениях. Средняя зарплата — 7-10 тыс. руб.
К вопросу покупки машин автошколы подходят по-разному. Кто-то считает, что выгоднее брать на работу инструкторов с личным авто, так как если машина не своя, ее не будут беречь. Кроме того на чужом авто вовремя не проходят сервисное обслуживание, экономят на запчастях, машина очень скоро приходит в негодность. Нужно будет платить за стоянку, следить, чтобы авто использовали только по назначению.
Другие, напротив, полагают, что, когда автомобили не принадлежат автошколе, повышается риск неожиданного увольнения инструктора, получившего более выгодное предложение: удержать его нечем, быстро заменить — сложно. Кроме того инструктор всегда слишком бережет личную машину: старается сократить количество учебных часов, тратит больше времени на теоретические объяснения. Слушатели подобное отношение отмечают сразу и остаются недовольны.
Для обучения вождению группы из 30 человек достаточно трех машин. Одна из них, рекомендуют специалисты, должна быть с задним приводом: по статистике, на таких авто желают учиться около 20% клиентов. Цена нового ВАЗ-2105 — 140 тыс. руб.
Остальные машины лучше покупать иностранного производства, считают директора автошкол: при сопоставимых ценах качество существенно выше, импортные авто позволяют привлечь дополнительных клиентов. Идеальными для автокурсов по соотношению цена — качество эксперты называют Daewoo Matiz (190 тыс. руб.) — он экономичен, компактен и очень нравится женщинам-курсантам, Daewoo Nexia (от 245 тыс. руб.) — из-за низкой стоимости запчастей, Renault Logan (от 270 тыс. руб.). Расходы на обслуживание машин — 1,5-2 тыс. руб. в месяц на каждую.
Переоборудовать автомобиль в учебный в лицензированных мастерских стоит 10 тыс. руб. Затем необходимо получить свидетельство в ГИБДД о переоборудовании машины и заново поставить ее на учет с отметкой «Учебный автомобиль».
Покупая машину, обратите внимание на условия гарантии производителя: некоторые из них лишают учебные автомобили гарантийного обслуживания. Однако дилеры иностранных марок, напротив, сами выходят на автошколы с предложением купить авто с сохранением всех гарантийных обязательств».
Десять часов практических занятий по вождению должны пройти на автодроме. Как правило, за использование автодрома курсанты платят сами (150 руб. в час). В Екатеринбурге есть три автодрома, на которых сдают экзамены в ГИБДД, общее число площадок для обучения вождению эксперты оценить не берутся. Автошколы подписывают с владельцем автодрома соглашение, в котором оговариваются стоимость и часы занятий.
Наиболее эффективный способ рекламы для новой автошколы — объявления на остановках, столбах и в общественном транспорте, уверены эксперты. На это потребуется 7-8 тыс. руб. в месяц. Около школы, где проходят занятия, стоит установить один-три штендера (2,5 тыс. руб. за штуку плюс 600 руб. в месяц человеку, который будет его выносить). Кроме того потенциальные клиенты, выбирая школу, часто ищут координаты в печатных СМИ.
Рекламировать автошколу можно, только получив лицензию. На набор группы потребуется около месяца. Автошкола с тремя машинами может набирать вторую группу курсантов через два месяца после первой.
Эксперты говорят, что школа приносит прибыль, даже если группа укомплектована не полностью и курсы посещает 20 человек.
Стоимость курсов по городу колеблется от 12 до 16 тыс. руб. Но, как говорят эксперты, при цене в 12 тыс. руб. в ходе обучения собираются дополнительные платежи (к примеру, за бензин, который не включается в стоимость). Окупаться автошкола будет от года до двух. По словам участников рынка, через два года после начала работы поток курсантов станет постоянным.
Когда первая автошкола начнет приносить стабильный доход, участники рынка рекомендуют развивать сеть, открывая курсы в разных районах города. Часть школ кроме филиалов строят и собственные автодромы. Делать это лучше, если в автошколе работает семь-десять машин, чтобы загрузить площадку. Стоимость подобного проекта — около 1,2 млн руб. При цене аренды автодрома 150 руб. в час автошкола с десятью машинами окупит вложения за 1,5-2 года.
Автор: Сергей Панин
По материалам журнала «Деловой Квартал»
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 2494 Просмотров сегодня: 1
Ломбард. С чего начинать бизнес
Свой бизнес: производство мольбертов