Технологии Бизнесса
Клиентов отучают совать карточки в банкоматы
Украинские банки наравне с популяризацией использования платежных карт начинают продвигать услуги, направленные на отказ от работы с ними
В ПриватБанке заявили, что его клиенты получили право снимать наличные в сети учреждения, включающей 7 427 банкоматов, без использования карты. Для этого клиент должен позвонить в банк, пройти верификацию и указать сумму снятия. Затем на его мобильный телефон поступит SMS с кодом, который необходимо будет ввести в банкомат для получения денег. За один раз клиент сможет снять до 1 тыс. грн, а максимальное количество операций в день будет ограничено его индивидуальным лимитом. Услуга сделает неактуальными денежные переводы, ведь клиент банка сможет передавать код для снятия средств любому третьему лицу.
В ПриватБанке утверждают, что система оснащена пятью уровнями безопасности: заказ кода только с номера телефона, привязанного к карте; многоступенчатая верификация клиента; динамический пароль; система он-лайн контроля; видеозапись всех действий с банкоматами. Каждая операция будет стоить 1% от снимаемой суммы плюс стандартная для карты комиссия за обналичивание.
Другие банки не вводят такую услугу из-за отсутствия технической платформы. "Возможность внедрения бесконтактного снятия наличных обсуждалась, но она не реализована в Укрсоцбанке, поскольку нет необходимой технологической базы",- говорит начальник управления альтернативных каналов продаж Укрсоцбанка Игорь Белоконь. В ПУМБ также пока только рассматривают возможность введения услуги. "Это позволяет банку экономить на эмиссии пластика, что актуально при больших ее объемах. Однако с точки зрения перспективы банку выгоднее развивать у своих клиентов культуру безналичных платежей, чем экономить около 50 коп. на выпуске одной карты",- говорит заместитель председателя правления по розничному бизнесу ПУМБ Дмитрий Крепак.
Снятие средств без использования карты несет за собой дополнительные риски для клиентов. "В случае мошенничества наличие у клиента пластиковой карты позволяет контролировать ответственность в треугольнике "банк-эмитент, банк-эквайер, торгово-сервисное предприятие". Если операция снятия средств из банкомата происходила без использования платежной карты, решить вопрос о компенсации клиенту, пострадавшему от действий мошенника, будет гораздо сложнее",- отмечает Дмитрий Крепак. "Плюсом является то, что при таком способе снятия средств мошенники не могут считать номер карты и пин-код с клавиатуры банкомата при помощи накладки или видеокамеры. Однако есть риск роста числа злоупотреблений со стороны сотрудников банка, поскольку для такого мошенничества не нужна карта, а лишь самостоятельно сгенерированный код",- говорит председатель правления одного из банков. Другой участник рынка предупреждает об увеличении нагрузки на call-центр банка, что потребует затрат на расширение его штата. "К тому же при отправке кодов на мобильные телефоны возникают вопросы безопасности, ведь в Украине перехват информации с мобильных не редкость",- рассказал банкир.