Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Финансово-экономический триллер в режиме реального времени, сюжетные ходы которого БИЗНЕС отслеживал последние недели, получил неожиданное продолжение. Казалось бы, напряжение достигло пика в последние дни июля, когда совершенно неясна была перспектива решения вопроса с повышением размера государственного долга США и возможным дефолтом этого государства.
Когда американские политики достигли соглашения и лимит долга был увеличен, а бюджетные расходы урезаны, зрители с облегчением выдохнули. Но до финальных титров, как оказалось, было еще далеко.
Люди
Хотя дефолта удалось избежать, международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s (S&P) 5 августа все-таки понизило кредитный рейтинг США с высшей степени надежности ААА (на которой он находился 94 года) на одну ступень - до АА+. “Снижение рейтинга является нашей реакцией на план долгосрочного укрепления экономики США, который недавно был утвержден Конгрессом и Белым домом.
В нашем представлении, он не предусматривает тех мер, которые обеспечивали бы бесперебойное обслуживание американским правительством долговых обязательств в среднесрочной перспективе”, - говорится в заявлении S&P. Агентство, кроме того, выставило негативный прогноз по новому рейтингу, что означает, что его могут вновь понизить в течение ближайших 12 месяцев.
Вот почему неделя началась с громких заявлений возмущенных представителей американского истеблишмента. Министерство финансов США заявило, что понижение рейтинга совершенно неоправданно, что аналитики S&P не умеют считать и как раз накануне в других своих расчетах ошиблись на $2 трлн, а на самом деле госдолг США через 10 лет будет ниже того уровня, который напророчило агентство.
Стоит отметить, что этим буквоедством занимаются люди, которые не в состоянии правильно спрогнозировать рост ВВП собственной страны на ближайший квартал. И даже правильно подсчитать макроэкономические показатели минувшего квартала для них проблема: незадолго до этого американское правительство в очередной раз выдало откорректированные показатели первого квартала.
По последним данным Министерства торговли, рост ВВП в перерасчете на годовой темп в этот период составил не 1,9%, а 0,4%. По словам главы комитета рейтингов S&P Дэвида Бирса, именно это стало одним из мотивов для пересмотра рейтинга США: “Мы серьезно относимся к своим обязанностям, и если по итогам своего анализа комитет приходит к выводу, что рейтинг находится не на том уровне, на каком должен быть, мы не можем не принять соответствующего решения”.
Конгрессменов эти объяснения не устроили: они еще не забыли, что именно S&P сыграло ключевую роль в обвале 2008 г., да и вообще, по их мнению, оно необъективно. Посыпались обвинения, что в 2003 г. агентство использовало свое положение на рынке ипотеки и вынудило государство отменить законы, ограничивавшие агрессивное кредитование, а потом “лепило” рейтинги “ААА” на любые “мусорные” активы, которые в краткосрочной перспективе могли принести прибыль.
Хотя вряд ли будет по-другому в системе, где за выставление рейтинга платит оцениваемый. С агентством связано также несколько не доведенных до конца судебных исков, что повлекло появление слухов о коррупции. Члены Конгресса США призывают провести специальные слушания и выяснить, что заставило S&P изменить рейтинг.
Кроме того, они просят Комиссию по биржевой деятельности (SEC) выяснить, не поделилось ли агентство информацией о намерении снизить рейтинг США с какими-либо финансовыми институтами еще до официальной публикации данных. Шутка ли: понижение рейтинга может повысить стоимость заимствований для правительства примерно на $100 млрд в год.
В то же время известный финансист Уоррен Баффет излучает оптимизм. По его мнению, рейтинг США вообще должен находиться на уровне “АААА”, потому что ФРС всегда сможет напечатать достаточно долларов, чтобы расплатиться по долгам. Другой вопрос, чего будут стоить эти доллары? На это выдающийся бизнесмен заявил, что сам он “сбрасывать” казначейские облигации США не собирается, потому что на рынки снижение рейтинга влияния не окажет.
Рынки
Последние биржевые данные не могут порадовать г-на Баффета. Всю прошлую неделю мировые финансовые и фондовые рынки лихорадило. В понедельник, 8 августа, все ключевые индексы упали: S&P 500 - на 6,66%, Dow Jones Industrial Average - на 5,55%, Nasdaq и того больше - скатился сразу на 6,90%.
По итогам недели мировой рынок потерял $4 трлн - именно на столько сократился индекс MSCI World. Частично это связано со страхами по поводу кризиса в Еврозоне. Хотя главную роль сыграли, безусловно, американские новости.
В ситуацию оперативно вмешался глава ФРС США Бен Бернанке, известный своим трепетным отношением к колебаниям фондовых рынков.
Уже 9 августа на заседании ФРС было принято решение о том, что учетная ставка сохранится на уровне 0-0,25% годовых “как минимум, до середины 2013 г.”. Это значит, что банки по-прежнему будут пользоваться фактически беспроцентным кредитом, да и для потребителей ставка будет крайне низкой.
Обещания удерживать нулевые ставки еще два года было достаточно, чтобы рынки успокоились. Более того, вопреки мнению недоброжелателей из S&P, спрос на облигации Минфина США даже вырос, а доходность их упала, т.е количество желающих дать взаймы денег американскому правительству увеличилось, причем давать решили под меньший процент, чем раньше. 9 августа Минфин продал трехлетние облигации на $32 млрд; их доходность составила 0,5% - рекордно низкий уровень за всю 30-летнюю историю ведения статистики.
Спрос превышал предложение в 3,29 раза. 10 августа были проданы десятилетние облигации на немалые $24 млрд. 11 августа на торги были выставлены 30-летние облигации, за которые выручили $16 млрд. Средняя доходность проданных на прошлой неделе казначейских обязательств составила 2,13%.
Спрос на облигации тоже растет, обещая по итогам года побить прошлогодний рекорд, когда правительство продало бумаги аж на $2,25 трлн. И все это происходит, когда клавиатуры еще не успели остыть от пальцев аналитиков, напророчивших правительству США финансовую катастрофу после снижения рейтинга!
Инвесторы, напуганные падением фондовых рынков, устремились в единственную остающуюся “тихую гавань” - американские облигации.
Все понимают, насколько ненадежной является эта гавань, но в кратко- и даже в среднесрочной перспективе они все равно выглядят привлекательнее других активов. “Это совершенно рационально. В результате нынешнего бюджетного кризиса начинает реализовываться дефляционная политика. А высококачественные облигации вроде облигаций США - то место, куда надо уходить во время дефляции”, - объясняет Ив Смит, редактор влиятельного экономического интернет-бюллетеня “Naked Capitalism”.
Европа
А вот Европе, как ни странно, может болезненно аукнуться снижение рейтинга США. По мнению Нильса Йенсена, генерального директора инвестиционной компании Absolute Return Partners LLP , теперь S&P, чтобы сохранить лицо, просто вынуждено будет понизить рейтинг какой-нибудь европейской страны с похожим масштабом финансовых проблем. И наиболее вероятным претендентом он называет Францию. Это, в свою очередь, ударит по всей еврозоне, которой сейчас и так нелегко, и может “угробить” ЕС в принципе.
Примечательно, что на прошлой неделе паника на рынках действительно задела Францию, хотя и “по касательной”. Неизвестно откуда взявшиеся слухи о понижении ее кредитного рейтинга 10 августа обрушили котировки французских банков: бумаги Societe Generale и BNP Paribas упали более чем на 20% и более чем на 10% соответственно.
Кредитно-дефолтные свопы (стоимость страховки от дефолта) подорожали для Франции до 1,62% годовых. В проблемном 2009 г. их стоимость не доходила и до 1%. Падение продолжалось на следующий день, хотя агентства Moody’s и Fitch сразу же опровергли слухи, вызвавшие панику.
Что дальше
Впрочем, у американцев тоже нет поводов для радости. Снижение рейтинга все же будет иметь печальные последствия, особенно если примеру S&P последуют Moody’s и Fitch. По мнению российского экономиста Михаила Хазина, основные инструменты, которыми финансовые власти США пользовались для сбалансирования ситуации в последние годы, исчерпаны: эмиссия на сей раз (в отличие от 2009-2010 гг.) вызовет всплеск инфляции, кредитные ставки на нуле, дальнейшее повышение госрасходов представляется политически невозможным и экономически бессмысленным.
Присутствуют все признаки наметившейся очередной рецессии: заказы в промышленности в июне уменьшились на 0,8%, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса выросло на 4,4% вследствие сокращения объемов экспорта, уровень реальной безработицы только повышается, а доходы населения, наоборот, снижаются (с 2007 г. доходы среднего класса в США, по данным местной налоговой, сократились на 15%).
“Рейтинговые агентства были частью системы, побуждавшей правительства по всему миру сворачивать социальные программы и либерализовать правила для бизнеса из боязни гнева иностранных инвесторов”, - уверен Мэтт Столлер, эксперт Института Рузвельта.
В свою очередь, Ив Смит напоминает, что S&P принадлежит компании McGraw Hill, возглавляемой Терри МакГроу - представителем консервативного лоббистского объединения Business Roundtable, выступающего за приватизацию системы социального страхования. Госпожа Смит считает, что примеры Ирландии, Латвии и Греции доказывают, что программы “радикальной экономии” в странах с высоким уровнем госдолга лишь ухудшают положение. В США такой курс грозит началом серьезной дефляции по сценарию Великой депрессии.