Налоговые новости
Кому упрощает жизнь упрощенка
Для чего была введена упрощенная система налогообложения, к чему это привело, и чем это может закончиться
С момента издания памятного президентского указа Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности каждое правительство Украины предпринимает настойчивые попытки если не отменить упрощенную систему налогообложения предпринимателей то, во всяком случае, существенно ее подправить. И каждую такую попытку активисты малого и среднего бизнеса воспринимают как злостное посягательство на свои неотъемлемые права, и массово поднимают предпринимательское сообщество на возмущенные протесты.
Если вы верите, что упрощенная система налогообложения была введена нашим президентом от неусыпной заботы об украинском предпринимательстве, стонущем в тенетах непомерного налогообложения, учета и отчетности, то вам впору поверить и в подарки от Деда Мороза. Приведите мне пример хотя бы еще одного такого проявления бескорыстной щедрости и страдания за благо подданных со стороны наших власть имущих.
А чтобы точнее понимать суть коллизий, проистекающих вокруг упрощенки, давайте обратимся к совсем недавней истории и обстоятельствам, возникновения этого замечательного указа Президента Кучмы.
В законах чудес не бывает
Отгремели бурные девяностые. Эти годы прошлого века в украинской истории следует помнить всем, как их помнят люди, пережившие время первоначального обогащения немногих ценою обнищания остальных жителей территории под названием Украина. Обогащения, ставшего предвестником большого разграбления Страны.
Это было время формирования пока еще ни чем не узаконенной частной собственности избранных, единственными стражами которой были коротко стриженные парни спортивного телосложения в советских тренировочных костюмах.
А в 1996 году при самом активном участии тогдашнего президента была принята и первая Конституция Украины, законодательно закрепившая право частной собственности не только той, что уже имела место быть по праву «держатель – на девять десятых - собственник», но и той собственности, которая может образоваться впоследствии на базе награбленного. Поскольку, очень предусмотрительно и как бы случайно, с 1995 года Ощадбанк Украины уже начал раздачу приватизационных сертификатов обнищавшему народу.
И тут перед фактическими владельцами несметных богатств, доставшихся им от развалившегося СССР и до сей поры охранявшихся только лишь бритоголовыми парнями в спортивных костюмах уже «от Армани», стала задача передать все, что нажито непосильным трудом, под законную охрану Конституции Украины.
Для этого нужно было отмыть имеющееся, придать ему респектабельный вид, и уже в виде чистых денег, в качестве частной собственности, охраняемой свежерожденной Конституцией Украины, а потом направить эти средства, путем механизмов приватизации, на дальнейшее преобразование некогда советской общенародной собственности в собственность частных лиц.
Внутренний оффшор
Для отмывания награбленного в смутные девяностные годы и была придумана гениальная схема с упрощенкой и единым налогом, при которой всего за 300-500 гривен в год (!), можно было отмыть по каждому украинскому паспорту целых 500 000 гривен любых денег. Десять паспортов – это пять миллионов гривен и так далее. По курсу 2,0679 гривны за доллар США, который был 3 июля 1998 года - в день подписания президентского указа – 500000 гривен равнялись 241791 долларов США.
Но это была не единственная функция единого налога.
Второй масштабной задачей упрощенного налогообложения было вымывание денег из государственных предприятий – других тогда не было – в карманы частных лиц. Руководство госпредприятия перечисляло безналичным платежом деньги единоналожнику - будь то ЧП или ООО - по какому-нибудь фиктивному договору, а в ответ получало откат в виде львиной доли перечисленной суммы, но уже наличными и персонально в карман руководителя государственного предприятия.
Возросший спрос на обналичивание государственных безналичных денег породил целую сеть конвертационных центров, которые за 3-5 процентов от суммы превращали в наличную гривну любые объемы безналичных платежей.
Таким образом, госпредприятия, а паче их руководители, готовились к предстоящей большой приватизации: предприятие доводилось до банкротства, а деньги для скупки приватизационных сертификатов и для приобретения акций приватизируемого объекта госсобственности концентрировались в карманах их предприимчивых руководителей. Но особенную ценность схемы обналичивания через единоналожные предприятия обрели именно в 1998 году, когда на смену сертификатной приватизации пришла приватизация государственной собственности за живые деньги.
Конечно, подобные схемы можно было «крутить» и через настоящие заграничные оффшоры, но не все госпредприятия имели внешнеэкономическую деятельность, чтобы выводить с их расчетных счетов деньги за рубеж. Поэтому и был создан оффшор внутренний, где ценой копеечного единого налога можно было быстро обналичивать громадные суммы денег.
Не твое мелется - не стой с ковшом
Малый и средний бизнес, конечно, тоже вкусил некоторых прелестей упрощенного налогообложения и облегченной отчетности, но те ЧП и ООО, которые не были включены в схемы по отмыванию денег, поступающих от госпредприятий, вряд ли смогли оценить их привлекательность в полной мере. Отчетность, хоть и упрощенную, но приходилось сдавать. Проверки налоговых органов продолжились. Наезды от пожарников, санэпидстанций и различных блюстителей прав потребителей сохранились. Да еще приходилось регулярно платить единый налог, не зависимо от изменчивых результатов предпринимательской деятельности.
А вскоре начались поползновения властей к отмене упрощенной системы налогообложения, которая нужна была им только на период большой приватизации. После того, как все нажитые богатства были благополучно легализованы, и переданы под охрану Конституции Украины, упрощенка стала мешать наполнять уже приватизированный государственный бюджет.
За что же сегодня ратуют активисты от малого и среднего бизнеса? Единый налог был задуман и предназначен не для них, а упрощенная система отчетности ничего не давала малому бизнесу. Ведь предприниматель – будь он частный или коллективный, – это прежде всего инвестор. О каком же предпринимательстве малом или среднем может идти речь в стане нищих людей? Если у вас нет свободных денег, которые вы можете инвестировать в свой бизнес, то вам абсолютно безразлично какая там система налогообложения.
Сегодня упрощенная система налогообложения породила новые схемы минимизации налоговых отчислений, но это так же не имеет ни малейшего отношения к тому среднему и малому бизнесу, который налоговые схемотехники пытаются призвать на баррикады.
Нужно бороться за построение адекватной налоговой системы в стране, а не искать лазейки в нынешней насквозь пронизанной коррупционными связями и корыстными посылами.