Кинопрокат не самый дешевый бизнес: открытие одного современного многозального кинотеатра обойдется в $2-3 млн, не считая расходов на аренду помещений
2013-07-21 08:00:41
Начало В первую очередь необходимо определиться: собираетесь вы открывать один кинотеатр или создавать кинотеатральную сеть. Если будете строить сеть, то для воплощения проекта понадобятся десятки миллионов долларов. С другой стороны, единичный кинотеатр сейчас строить просто нецелесообразно. А сеть киноцентров, если говорить не только об обороте, но и о прибыли бизнеса, безусловно, выгоднее создавать в регионах России, в городах-миллионниках. Прибыль у кинотеатров небольшая, а сроки окупаемости проектов с каждым годом увеличиваются. И так как рынок кинопоказа еще только развивается, на сегодняшний день задача всех киносетей- как можно динамичнее расширяться.
Чем больше кинотеатров в вашей сети, тем дешевле содержать управляющую компанию, легче снижать издержки, вырабатывать единую концепцию, получая больше прямых и косвенных бонусов. Например, крупной сети поставщики оборудования предоставляют большие скидки. Многозальная сеть интереснее для рекламодателей, а это немаловажная статья доходов.
Потенциальные риски развития бизнеса за счет размера сети снижаются: если у компании один кинотеатр, то она полностью от него зависит, а если их несколько, то получается некий "инвестиционный портфель" внутри одной отрасли. Если возникнет необходимость закрыть один кинотеатр, это не скажется серьезным образом на работе всей сети в целом. При этом общекорпоративные издержки практически не меняются в зависимости от количества кинотеатров в сети: рекламный и прокатный отделы, отдел развития, отделы снабжения и эксплуатации работают на все кинотеатры сети одновременно.
Правда, при создании сети можно столкнутьсяс рядом сложностей. Например, у больших сетей репертуар планируется на полгода вперед. Даже для одного кинотеатра с четырьмя-пятью залами сложно расписать репертуарный план на месяц. А когда у вас таких многозальников несколько, решение задачи требует грамотного прогнозирования и понимания рынка.
Раньше открывать многозальники было неэффективно - кинопрокатчиками в Россию не привозилось достаточного количества фильмов. Для однозального кинотеатра двухтрех фильмов в неделю хватало. Но сейчас завозятся сотни фильмов в год. Это позволяет нам так построить сетку, что зритель, приходя в многозальник, знает, что в течение получаса он наверняка попадет на интересующий его фильм.
м от шести до девяти залов составят $2-3 млн из расчета, что запуск одного зала обойдется в среднем в $300-400 тыс.
Чтобы быть успешным, кинотеатру нельзя экономить на качестве проекционного, звукового, звукоизоляционного оборудования и качестве кресел.
Успех кинотеатра также зависит от цены билета, месторасположения и сервисного обслуживания. Актуальна и вместительная парковка у кинотеатра.
Ответ на вопрос, покупать оборудование или пользоваться лизинговыми схемами, зависит от финансовых возможностей. Все же лучше приобретать его в собственность, особенно в условиях строительства кинотеатра на заемные средства. Мы работаем по нескольким лизинговым программам, но в основном стараемся оборудование приобретать. Впрочем, если киносеть ограничена в средствах, то лизинг - неплохой инструмент.
Затраты на кинотехнологическое оборудование для "экипировки" одного зала, рассчитанного на 300-400 мест, составляют около $100 тыс. и включают стандартный набор с системой Dolby Digital. Стоимость зала на 600-700 мест может увеличиться в несколько раз: проектору нужна более мощная лампа, а количество усилителей и колонок повышается на порядок. При создании VIP-зала расходы на технику особо не изменятся, даже гдето можно сэкономить, посколькуразмер зала, как правило, меньше. Затраты на оборудование такого "привилегированного" зала увеличиваются за счет стоимости кресел. Если стандартное кресло стоит $200, то цена VIP-кресла может достигать $2 тыс.
Обустройство баров, находящихся в фойе кинотеатра, мы отдаем на аутсорсинг. Отдел общественного питания киносети вместе с дизайнером, разрабатывающим концепцию кинотеатра, решает, сколько будет точек разного формата (бар, консешн-бар, ресторан) и какими они должны быть. Затем компания, производящая торговое оборудование, по согласованному техническому заданию делает все "под ключ".
Стоимость погонного метра барной стойки в зависимости от ее оборудования может составить до $2 тыс. По принятым у нас стандартам на восьмизальный мультиплекс приходится как минимум две точки общественного питания, одна из которых продает только поп-корн и безалкогольные напитки, а вторая предлагает более широкий ассортимент, включая горячие блюда.
При выборе помещения не стоит уделять большое внимание старым одно-двухзальным кинотеатрам, которые остались с советских времен. Хотя месторасположение у них, как правило, одно из лучших в городе, инвестиции в реконструкцию с расширением количества залов не окупаются.
Кинотеатру необходим поток от 4 тыс. до 5 тыс. человек в день. Практика показывает, что наиболее удачным местом оказывается большой торгово-развлекательный комплекс площадью от 40 тыс. кв. м, где можно построить шесть-восемь залов. А оптимальная площадь ТРК- 70-80 тыс. кв. м.
В США и Европе уже давно открываются целые "киномонстры" с десятками залов и разнообразными развлекательными составляющими. В России пока такого потока людей в отдельно стоящем развлекательном центре ожидать нельзя.
Строительство кинотеатра с нуля также затратно, и вернуть деньги в таких случаях быстро не получится. Выкуп в собственность недвижимости для кинотеатра обойдется еще в несколько миллионов долларов. Правда, аренда тоже потребует начальных вложений.
Выбор - арендовать или выкупать помещение - зависит от арендной ставки. Региональные девелоперы ТРК свои площадки продают, поскольку на начальномэтапе строительства им не всегда хватает собственных средств.
Наши обычные пожелания по аренде - минимум 15 лет, арендодатель, как правило, предлагает десятилетний договор. В аренде есть и свои плюсы. Кинотеатр в ТРК является "якорным" арендатором и занимает большие площади, поэтому арендная ставка для него в среднем вдвое меньше, чем в целом по комплексу. Наши требования к девелоперу - площадка около 3 тыс. кв. м, обычно на втором или третьем этаже.
Мы также задаем технические условия по минимальной высоте потолков, по шагу колонн, по нагрузкам на перекрытия.
Очевидно, что у компании размер собственных средств ограничен, необходимо привлечение внешнего финансирования. При быстроразвивающемся рынке выгодно брать кредиты либо привлекать частных инвесторов. Практика показывает, что на первом этапе развития киносети к ней не относятся серьезно, поэтому наивно говорить о скором IPO или выпуске облигаций на самом старте проекта.
У меня неоднозначное отношение к франшизе. В сети "Киномакс" всего три кинотеатра работают по франчайзинговой схеме. Предложений вести бизнес под нашей маркой гораздо больше, но мы обычно отказываемся. За десять лет работы мы уже добились того, что "Киномакс" ассоциируется с высокими стандартами качества. Есть риск, что некоторые партнеры не смогут уделять достаточное внимание техническим параметрам кинотеатра, оформлению и дизайну залов, квалификации обслуживающего персонала.
Мы довольны качеством работы наших трех кинотеатровфранчайзи. Они соответствуют и в целом отвечают критериям, при которых мы согласны передать нашу торговую марку.
В отношениях с кинопрокатчиками сейчас самое главное - выбрать из массы предлагаемых фильмов такой продукт, который будет интересен в том или ином регионе. В восьмизальном кинотеатре сегодня должно идти минимум пятьшесть фильмов, причем каждую неделю в прокат должен выходить новый. Есть фильмы, которые на Западе имеют успех, а у нас они заведомо провальные. Иногда бывает и так, что фильм с художественной точки зрения неудачен, но выделяемые дистрибутором средства на рекламу такие, чтолюди все равно на него пойдут.
Значимой проблемой для федеральных киносетей сегодня стала централизация управления кинотеатрами. Нужно решать такие задачи, как унифицированное ИТ-обеспечение бэк-офиса, единая онлайн-проверка отчетов о посещаемости, продажах билетов и состоянии точек питания. Эти процессы должны быть идеально отработаны, чтобы иметь возможность при необходимости оперативно менять расписание сеансов, ценовую политику и т. д.
Другая немаловажная проблема - система подсчета зрителей в кинозалах. Сейчас в основном все это делается устаревшими методами: специально обученные люди заходят в зал и пересчитывают зрителей "по головам". Сначала это делают представители кинотеатра, потом прокатчика, а затем они сверяют цифры. Усовершенствовать этот процесс позволяет установка инфракрасных датчиков или цифровых камер. В этом случае и мы, и дистрибуторы в онлайн-режиме можем получать объективные данные.
Всего у нас в сети работают 1300 человек, из них около 50- в управляющей компании. Рынок кинобизнеса пока недостаточно развит, с набором квалифицированных кадров есть большие проблемы, в особенности на руководящие позиции. Готовых специалистов, как правило, нет. Так, при поисках человека на должность директора кинотеатра практически невозможно получить резюме, в котором предыдущим местом работы была бы указана аналогичная должность. До 90% персонала мы берем из других отраслей и самостоятельно обучаем. На введение человека в новую сферу требуется много времени.
Затраты на зарплату составляют примерно 15% оборота.
Почти все задачи мы решаем с помощью наших штатных сотрудников, на аутсорсинге только клининговая компания, которая производит уборку залов после сеансов. Аутсорсинг технического обслуживания кинотеатров пока не работает: нет достойных компаний, которые могли бы этим заниматься.
Текучка кадров в основном наблюдается в обслуживающем персонале, среди менеджеров среднего и высшего звена она не так высока.
Срок окупаемости кинотеатра - четыре-пять лет. Об окупаемости сети в целом пока говорить сложно. Сейчас, чтобы не отставатьот рынка, киносети должны развиваться быстрыми темпами - на 30-50% в год, поэтому пока сети "в минусе". Все зарабатываемые деньги и бюджет сетей направляются на развитие. Сейчас цель операторов кинопоказа - занять наибольшую долю рынка - как по количеству залов, так и по региональному охвату.
До насыщения рынка осталось как минимум три года.
Пока ни у кого из российских киносетей нет серьезного опыта по продаже бизнеса.
"Продаваться" можно по-разному, например отделив кинобизнес от инвестиционного, то есть управляющую и девелоперскую компании по отдельности. Можно продавать все вместе - и с недвижимостью, и с кредитами.
Сеть "Киномакс" уже ликвидна, и определенную долю бизнеса мы готовы продать.
Но, даже обладая ликвидностью, киносети сегодня не имеют обоснованной рыночной цены. И после какого количества построенных кинотеатров и достигнутого оборота киносеть сможет выйти на цивилизованный рынок капитала, пока сказать сложно. Думаю, "Киномакс" будет готов к этому через пару лет, когда мы дорастем до 40 кинотеатров, а оборот компании тогда, по нашим прогнозам, составит около $150 млн.
Рынок кинопоказа растет на 20% в год, причем столичный - гораздо медленнее, чем региональный. Объем рынка составляет $667 млн, при этом сейчас уже треть современных кинозалов в России приходится на десять крупнейших сетевых операторов.
Рынок кинопоказа в целом растет на 30% в год. По данным "Невафильм", общее количество современных кинотеатров в России на 30 июня 2006 года составляло 564 (1,1 тыс. кинозалов), из них на Москву и СанктПетербург приходится 108 кинотеатров (390 залов). По прогнозам "Невафильм", к концу года число современных кинотеатров в России превысит 630, а количество залов должно приблизиться к 1370. При этом, правда, участники рынка кинопоказа встревожены несоответствием темпов роста сетей кинотеатров и их посещаемости: если рынок кинопоказа растет на 25-30%, то аудитория киносетей растет всего на 6-7%.
По разным оценкам, в денежном выражении общие кассовые сборы российских кинотеатров составили $300- 350 млн. По данным PricewaterhouseCoopers, расходы на продукцию киноиндустрии в целом (посещение кинотеатров, покупку и аренду кинофильмов на различных носителях) в 2005 году составили $667 млн. Треть всех современных кинозалов приходится на десять крупнейших сетевых операторов: "Каро-фильм", "Формула кино", "Киномакс", "Кронверк синема", "Синема парк", Rising Star Media (Kinostar De Lux), "Центрфильм", "Роскино", "Арт сайнс синема", "Екатеринбург арт синема". И эта доля будет только расти: две трети залов, открывшихся с начала года, принадлежат киносетям.
Основной тенденцией рынка кинопоказа остается строительство новых кинотеатров в торговых центрах. По оценке "Невафильм", количество экранов, открытых в торговых центрах, составляет уже 71,2% от общего количества кинотеатров.
По данным сети "Киномакс", в среднем по рынку в общей выручке кинотеатров 60% приходится на кинопоказ, 30% - на фуд-корт, 10% - на рекламу и игровые зоны. Средняя цена кинобилета, по оценке участников рынка, составляет сейчас около $5. Бокс-офис (общий сбор от показа фильма) делится пополам между прокатчиком и кинотеатром. Прокатчик, в свою очередь, из своих 50% от киносборов отдает часть денег продюсерами фильма, а также выплачивает гонорар авторам. Другой немаловажной тенденцией стала активная экспансия киносетей в городамиллионники, а также с населением до 500 тыс. человек. Эксперты объясняют региональную экспансию киносетей насыщением столичного и петербургского рынков
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 18246 Просмотров сегодня: 8
Автомобили на продажу: открываем автосалон
Бизнес модели для малого бизнеса