С 21 августа вступил в силу новый закона О предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (новая редакция закона – акт №2258-VI от 18.05.2010). Законодатели учли в Документе новые рекомендаций группы FATF по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
2010-09-02
Финансовый мониторинг по-новому - уже в действии. Он заработал незаметно - 21 августа, в канун Дня независимости. Отныне следить за движением денег через различные финансовые операции и \плодить\ отчеты о них кроме банков будут аудиторы, нотариусы, адвокаты, риэлторы, физлица-предприниматели, предоставляющие услуги по бухучету, физлица-предприниматели и юрлица, осуществляющие финансовые операции с товарами и предоставляющие услуги за наличные средства, субъекты хозяйствования, продающие за наличку драгметаллы, драгоценные камни и изделия из них.
Отчет за каждую копейку
Пока ни Министерство юстиции, ни Госфинмониторинг не дали разъяснений относительно процедуры мониторинга и отчетности. А в Законе есть лишь перечень признаков, на основании которых необходимо определять сомнительность операции. Это может привести к тому, что в первое время субъекты финансового мониторинга будут перестраховываться, считает юрист Юлия Божко. А значит станут вносить в перечень и отчитываться едва ли не о каждой операции.
\Так было со страховыми компаниями в 2003 году. Тогда любая выплата страхового возмещения свыше 80-ти тысяч гривен подлежала обязательному финмониторингу\, - вспоминает юрист. Но даже если отчетность не будет подаваться, настаивает Данила Гетьманцев, почтенный президент юридической фирмы, компании и физлица-предприниматели не могут быть привлечены к ответственности за ее отсутствие.
\У нас действует статья 19 Конституции, по которой никто не может быть обязан делать что-либо, не предусмотренное законодательством Украины. Поэтому, если на сегодня Госфинмониторинг не разработал подзаконный акт, который бы регулировал порядок подачи отчетности, порядок перерегистрации сомнительных операций и информирование Госфинмониторинга, то риелторы, адвокаты, нотариусы и те, кто предусмотрены ст. 8 Закона \О финмониторинге…\ в новой редакции, могут руководствоваться исключительно нормами закона. И не могут быть привлечены к ответственности за неподачу каких-либо данных в той или иной форме\, - подчеркивает юрист.
На сегодня уже должны отслеживаться операции на сумму более 150 тысяч гривен (такие как обмен валюты или покупка автомобиля, сделки с недвижимостью свыше 400 тысяч гривен и выигрыши в азартных играх свыше 13 тысяч гривен). Лицо, осуществляющее такую операцию, должно раскрыть источник происхождения денег.
Люди богатые - спокойны
Состоятельные граждане сохраняют спокойствие. За отдельную плату, они смогут найти механизмы \отбеливания\ своих финансовых потоков. А вот средний украинец, особенно с \черной\ заработной платой, нервничает с момента появления информации о новом законе. Пока юристы уверены, что простому украинцу бояться нечего. Ведь норма о косвенных методах установления доходов у нас не работает.
\Сейчас к вам никто ничего не может предъявить. Норма, которая бы позволила определить ваши доходы непрямым методом, существует в законе № 2181-III от 21.12.2000 \О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами\. Но она не работает. Поэтому как к физическому лицу вам предъявить ничего не смогут. Может быть, в рамках действующего законодательства, возможны какие-то проблемы у должностных лиц (или у публичных лиц, как это определено новым законом). Но простому человеку пока бояться нечего\, - уверен Данила Гетьманцев.
Кредит и депозит \под колпаком\
Не обойдут вниманием при финмониторинге и обычные финансовые сделки. Это торговля ценными бумагами, выплаты страховых платежей, выдача кредитов, открытие счетов и перечисление денег, оформление депозитов. Последние - наиболее доступные и понятны для украинца операции. Сегодня в банки массово возвращаются депозиты, снятые во время кризиса. И если до кризиса одно лицо забрало с депозитов 20 тысяч долларов, а сегодня возвращает их обратно, то такая операция тоже может оказаться в \подсудном\ перечне. \Мы - юристы. И мы должны мыслить теми категориями, которые есть в законе. Хотя они и достаточно формально определены. Если финоперация, а это как кредит, так и депозит, или даже простое перечисление денег, то банк должен о ней уведомить. Просто в огромном реестре его операций, которые отправляются в Госфинмониторинг, вашу сделку могут не заметить. Т.е, скорее всего, не заметят\, - считает Данил Гетьманцев. \Если вы положили деньги на депозит, который заберете через год, то банк не будет уведомлять о такой операции. Потому что у нее нет признаков, говорящих о том, что эта операция направлена на отмывание денег преступным путем. Но если вы открыли счет и тотчас или через какое-то время перечислили их другому физлицу, то в этом случае банк уведомит об этой операции. Точно также если вам в течение нескольких дней будут поступать деньги с одного счета, или за один день будет несколько перечислений на один счет, то банк будет вынужден сообщать об этой операции, так как санкции за неподачу информации предусмотрены существенные\, - подчеркивает Юлия Божко.
У налоговой расширится поле деятельности
Но наиболее неприятный момент от такого мониторинга в том, что данные о сбережениях, имуществе, а точнее об операциях, которые с ними заключаются, могут попасть в налоговую. Как поясняют юристы, если Госфинмониторинг прорабатывая данные, будет считать, что есть признаки легализации денег, он должен сообщить об этом в налоговую.
\Если они усматривают нарушение, то они обязаны направлять данные в правоохранительные органы. В этом и состоит его противодействие. Сам он напрямую не может привлечь вас к ответственности. Потому что он не имеет права досудебного следствия. А налоговая видит, что там легализации нет. Но она же получила данные. И никто не будет в налоговой разбираться в рамках какой процедуры они были получены. Они получены законно. Если имеет место уклонение от налогообложения, то это совсем другая история. Данные эти могут лечь в основу какого-то другого обвинения против вас\, - считает Данила Гетьманцев.
Чтобы мониторинг осуществлялся надлежащим образом, законодатели решили подстегнуть и тех, на кого мониторинг возлагается. Они усилили их финансовую ответственность за несоблюдение требований закона.
Например, размер штрафов будет колебаться от 100 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан, в зависимости от вида нарушения, и того, кто нарушил закон (т.е. это будет юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель). Введена даже такая санкция как отстранение должностного лица субъекта первичного финансового мониторинга от должности.
Источник: Украинский Бизнес Ресурс
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 67934 Просмотров сегодня: 442
Усложненцы. В Украине 400 тысяч бизнесов на грани закрытия
В налоговой напомнили о социальной льготе