Проблемы регулирования рынка Форекс в Украине

Проблемы регулирования рынка Форекс в Украине

В 2015 году возникла острая необходимость правового регулирования представителей рынка Форекс в Украине.

2015-05-07 06:39:37

Форекс-деятельность, как бизнес для клиентов ритейла, стала возможна после развития интернет-систем и банковских услуг оплаты через клиент банк. Об этом сообщает Бизнес. Эта сфера бизнеса набирает все большие обороты начиная с 2000 года в Украине, Беларуси, Казахстане и России. Однако даже 10 лет активности брокерских, дилинговых форекс-компаний не привлекли внимания государственных органов власти. Все изменилось в 2012-2014 году, когда под давлением конкуренции, финансового и банковского кризиса некоторые субъекты хозяйственной деятельности, в том числе и форекс-агентства, и платежные системы столкнулись с задолженностью значительных средств перед своими клиентами и даже неплатёжеспособностью.

В 2015 году возникла острая необходимость правового регулирования представителей рынка Форекс в Украине, формирования защиты интересов клиентов, а также гарантий для компаний, выступающих инвесторами в экономику Украины — форекс-агентствами.

Для структурного подхода к определению сфер регулирования, компромиссного подхода, а также государственных гарантий необходимо определить некоторые вводные:

1. К какой деятельности относится форекс-деятельность?

2. Каков механизм сделок на Форексе?

3. С какой целью производится форекс-деятельность?

4. Каковы гарантии формирования прозрачного механизма защиты прав участников Форекса.

Учитывая остроту дискуссии, возникшей на украинском правовом поле, можно определить два подхода к определению объекта деятельности форекс-услуг.Первая группа лиц, работающая в классическом поле финансовых услуг и на фондовом рынке определяет сделки на Форекс как "азартную игру – финансовый беттинг (ставки)". Вторая же группа, состоящая из участников рынка Форекс уверена, что сделки на Foreign Exchange являются "особым видом деятельности с деривативными продуктами".

Для определения верного направления мышления нужно рассмотреть механизм совершения торгов на Форексе. Существуют А-система, и Б-система принятия форекс ордеров. А-система объединяет ритейлинговые ордера при помощи автоматизированной системы заказа (пул оперейтин систем) и с помощью дополнительных средств самой компании выводит их группами на межбанк. Б-система предусматривает покупку ретейлингового ордера компанией за счет собственных средств. Дополнительную прибыль компания получает за счет вывода аккумулированных средств в открытый рынок Форекс. Происходит это при помощи собственных ордеров, не объединяя ордера клиентов, так как таковые уже были выкуплены. В первом случае компания зарабатывает на спреде (проценте от выводимого ордера), во втором же случае — от собственных сделок, без участия сделок клиента. Нужно подчеркнуть, что разграничение А и Б является условным, так как получения прибили дилинговой компании не лимитировано методами ее работы по отношению к клиенту – компания может выкупить ордер клиента самостоятельно или вывести его на рынок объединив в зависимости от собственных аналитических сводок и ощущения рынка, без влияния на исполнения ордера клиента. Ведь основная цель клиента — реализация своего ордера, а не форма его продажи. Так и А-, и Б-компании принимают решения о том или ином ордере в зависимости от собственной политики и не ограничены работать только по А- или Б-системе. В любом случае – конечные средства клиента выводятся в рынок. С такой аргументацией сложно судить о том, что торговля на Форексе — "имитированная игра в торговлю". Необходимо рассмотреть также основное правило финансового беттинга – запрет ставок на нынешние показатели! При финансовом беттинге можно сделать ставку только на будущее, а на Форексе можно сделать ордер в реальном времени при актуальной цене (реал тайм ордер), и не обязательно на будущее.

Исходя из этого, невозможно отнести торговлю на Форексе к финансовому беттингу или гемблингу. При этом Форекс — суть торговля ордерными соединениями на конверсионо-арбитражных условиях (и покупка, и продажа) с использованием маржинальной прибыли – спекуляции. Это, исходя из реальности поступления средств на форекс-рынок в любом условии (А или Б), влияет на рынок, и не является виртуальной частью продукта интеллектуального клуба.

Стоит подчеркнуть, что ЕС не имеет четкого структурного подхода к определению Форекса, как рынка торговли деривативами. Так как MiFID определил, что деривативы Своп и СВОТ не являются в понимании норм права — деривативами. Впрочем, фючерсные деривативы соответствуют нормам торговли деривативами. В ЕС нет унифицированной нормы о том, что считать фючерсом – 24 часа, 48 или 5 дней. Так, ордера, которые переносятся на следующий день в Андорра-ла-Велья автоматически становятся фючерсными деривативами. Более того, такая автоматическая потенциальность переноса определяет любой ордер, как потенциально фьючерсно-диривативным. Механизм рынка Форекс это особый механизм потенциальной и реальной торговли фючерсными деривативами. Соответственно, это особый вид инвестиционной или финансовой деятельности.

В современном мире существуют лишь 2 юрисдикции где Форекс не имеет правового регулирования – это карликовое государство Науру и островное государство в карибском бассейне Антигуа и Барбуда. Во всех остальных юрисдикциях Форекс не приравнен к геймблингу или азартным играм исходя из механизма, объекта, способов и, в конечном итоге, цели – инвестирования для получения прибыли (а не ради духа азарта!).

Также нужно вспомнить тот факт, что в современной системе права Украины и РФ, права граждан защищены императивными нормами Конституционного права и международных договоров о правах человека. Это значит, что в роли специального механизма защиты граждан от недобросовестных или нарушающих законы участников рынка Форекс, должна выступить специальная система гарантий на основании общей системы права. К Форексу должны применяться такие же механизмы защиты как и к участникам финансового, фондового и банковского рынка, учитывая сферу и механизм деятельности, но ни в коем виде не вводя дополнительные ограничения, которые можно признать как дискриминацию участников рынка финансовых, банковских и инвестиционных услуг.

Необходимо определить и права самих форекс-агентств, выступающих в роли инвесторов в экономику Украины, как участников рынка с саморегулируемой системой. Если вопрос первый уже решен во множестве государств, где действует система лицензирования где есть защита вводимых гарантийных платежей, операционного капитала в качестве инвестиций, где реализовано разрешение формирования и сохранения обеспечительных минимумов в валютном эквиваленте, то вопрос права на участие в формировании прав участников такого рынка в Украине находится на этапе зарождения.

Модель саморегулируемой организации более неопознана нашим законодателем, нежели сама идея дерегуляции и либерализации рынка. Модель организации мониторинга участников рынков, рассматривающая заявления о нарушениях, применяющая санкции в виде штрафов и приостановления деятельности недобросовестных участников. В какой-то степени законодатель и специальные органы финансового и фондового мониторинга правы — полагаться на правоспособность судебной системы в Украине не могут даже государственные органы, и передача права равного участия и решения проблем самим участникам рынка кажется безумной. В современном понятии саморегулируемой организации отсутствует понятие “большого игрока”, “аффилированых лиц” (акторов, объединенных общими бизенс-моделями, участниками и интересами), “мошенничества большинства”, обмана и непринятия во внимания меньшинства. Законодателю следует принять во внимание, что исходя из международно-правовой сущности мультинационального бизнеса на рынке Форекс и особенностей совершения контрактов и места предоставления услуг (посредством сети Интернет с использованием клиринговой системы за пределами Украины) такая деятельность не обязательно должна подпадать под юрисдикцию Украины. Следовательно, должное добросовестное желание форекс-агентов, которое должно появится для участия в общей системе права Украины, для добровольного принятия условий рисков (политических), а также для произведения инвестиций в условиях нестабильной экономики. Без гарантированных механизмов реального учета интересов участников рынка, без правовых гарантий, без стабильности экономики, украинская система лицензирования не станет конкурентно способной и коммерчески целесообразной для участников рынка. Участники рынка могут добровольно использовать систему коллизионного регулирования международного частного права для работы без участия в системе лицензирования, саморегулируемых организациях и произведения инвестиций на полных законных основаниях. Законодательство Украины будет к ним, в свою очередь, не применимо пока они не нарушат законы стран своей реальной регистрации и лицензирования.

Для правового поля необходимо выработать комплексный правовой подход который бы установил специальную систему регулирования торговли на особенных деривативных продуктах, с минимизацией государственного вмешательства на основании защиты прав граждан, гарантий инвестиций и участия в реально дееспособной и независимой от олигархических и политических кланов саморегулированой организации. И, к сожалению, сформировать данное правовое регулирование в условиях жесткой борьбы между финансовыми, фондовыми и банковскими учреждениями, заинтересоваными прежде всего в получении доступа к капиталам граждан Украины, будет нереально. “A cutthroаt competition” — первое, что приходит на ум, когда вспоминаешь условия рынка инвестиций, и самый реальный результат перераспределения рынка активов с учетом новых легальных игроков. Cutthroat!

Поддержите независимые научные исследования донатом. Мои знания открыты для всех, потому, что они касаются каждого. Но добыча знаний требует денег. Ваши пожертвования открывают для всех нас путь к новым знаниям

Пополнить банку на независимые научные исследования

Просмотров всего: 11537 Просмотров сегодня: 1