Технологии Бизнесса
Кризис образца 2008 года приедет в Украину из Греции
В понедельник, 12 сентября, Украинская биржа якобы из-за проблем с провайдером не могла запустить торги до 2 часов дня
Середину сентября украинские инвесторы запомнят надолго. В понедельник, 12 сентября, Украинская биржа якобы из-за проблем с провайдером не могла запустить торги до 2 часов дня.
Учитывая, что на международных рынках вовсю гремел масштабный обвал фондовых индексов, задержка означала только одно: торговцы могут подсчитывать убытки. Вопрос лишь в размере потерь. В общем, очередная история в лучших национальных традициях: курс поменять за ночь, запретить снимать депозиты, потерять деньги в новостройке, отказать в продаже бумаг.
Падение фондовых рынков началось еще в марте-2011. И уже к концу лета вялотекущий процесс стал стремительно набирать обороты. Первое резкое падение произошло в августе. Теперь второе. В 2008-м была похожая ситуация: медленный разбег, закончившийся прыжком в пропасть. Разница лишь в том, что три года назад акции начали дешеветь сразу после новогодних праздников, сейчас - на три месяца раньше. К чему это сравнение? По наблюдениям многих экспертов, фондовый рынок первым сигнализирует о приближающихся финансовых потрясениях, опережая их на полгода с момента масштабного падения индексов. Следуя этой логике, Украина вернется в осень-2008 приблизительно в феврале-марте 2012-го. Сейчас, судя по индексам, у нас зима 2009 года.
Очевидно, что новый виток кризиса спровоцирован не частными долгами, как в 2008-м, а суверенными обязательствами. Жертва уже найдена. Греция вполне способна завертеть воронку очередного кризиса. В крайнем случае, ей помогут другие аутсайдеры еврозоны, к которым причисляют третью по величине экономику ЕС - Италию.
События в Европе показательны. Во-первых, тем, что лекарства от кризиса не существует. Финансовые потрясения можно оттянуть, придать им иную форму и содержание, но суть их все равно не изменится - обвал экономики. Во-вторых, нежеланием политиков идти на решительные меры. В противном случае их заслуги электорат не оценит. В истории масса подобных примеров, взять хотя бы российского реформатора Егора Гайдара. И в третьих - государства неспособны договариваться. Заседания всевозможных "семерок" и "восьмерок" заканчиваются одним и тем же - практическим нулем.
В таких условиях кризис, как инфекция, распространяется особенно быстро. И чтобы ей эффективно противостоять, нужно заставить европейских лидеров очень испугаться. Иначе они не станут рисковать своими рейтингами, особенно накануне избирательных кампаний. Желательно, чтобы холодный пот выступил еще и у властей США. Пока же Штатам проблемы еврозоны только на руку. Все вдруг забыли, что экономическое состояние экономики номер один не очень-то отличается от Греции, и вовсю сбрасывают так называемые рискованные активы, включая украинские ОВГЗ, перекладываясь в доллар и казначейские обязательства Америки. Но так продлится недолго.
Через какой-то месяц-два на сцену выйдет, например, Италия со словами: "Прощаю всем, кому должна!" Или международные рейтинговые агентства понизят оценки ведущим экономикам еврозоны сразу на несколько пунктов - Германии и Франции. Основания найдутся. Наверняка немецкие банки, так же как французские, увязли в обесценивающихся греческих и итальянских долгах, как 13 лет назад в украинских ОВГЗ и российских ГКО. Когда паника выйдет из-под контроля денежных властей, народные массы выльются на улицы Мюнхена или Парижа. Верная примета последнего времени: за падением доходности операций моментально следуют увольнения персонала. Тому пример: сокращение каждого десятого в одном из крупнейших банков США - Bank of America.
Словом, очень быстро европейцы сделают то же, что и американцы: запустят печатный станок на полную мощь, покрывая старые долги новыми купюрами. Инвесторы успокоятся, и начнется обратный процесс: деньги из США перетекут в Европу, обвалив американские индексы, и уже ФРС придется обратиться за типографскими услугами. Печатание денег приведет к инфляции. Произойдет стремительный рост цен. Начнется новый виток следующей волны кризиса.