Новые поступления
Как открыть бизнес по производству мюсли
Производство сухих завтраков не требует больших вложений и отличается высокой рентабельностью и быстрой окупаемостью
Спрос на различные виды готовых завтраков возрастает с каждым годом. Связано это с тем, что различные каши быстрого приготовления и мюсли представляют собой оптимальный вариант для завтрака или обеда вне дома или на скорую руку: они не требуют длительной варки и даже простой тепловой обработки, полезные и питательные. Бизнес по производству сухих завтраков требует относительно небольших вложений и отличается высокой рентабельностью. Конечно, конкуренция в этом сегменте тоже достаточно большая, однако, по мнению экспертов, здесь у него еще сохраняются возможности для развития.
От привычных каш на основе зерна мюсли отличаются тем, что они полностью готовы к употреблению. Для этого сырье, из которого производятся готовые завтраки, обрабатывается особым образом при помощи инфракрасных лучей. Такая обработка придает готовому продукту рассыпчатую структуру, размягчая зерно. Она называется микронизацией и заключается в очень быстром и интенсивном нагревании зерна инфракрасными и тепловыми лучами. Микронизация не только позволяет значительно сократить срок приготовления зерна, но и повышает его питательную ценность и усвояемость, улучшает вкусовые качества и придает особый аромат. При этом все ценные микроэлементы (магний, кальций, железо, фтор) и витамины (В, В2, РР) сохраняются в первоначальном виде.
Так как зерно само по себе не отличается оригинальным вкусом, помимо него в состав мюсли также входят различные сушеные фрукты (курага, цукаты, изюм и пр.), орехи (фундук, миндаль, грецкий орех) и прочие добавки. Таким образом производители готовых сухих завтраков получают возможность значительно расширить свой ассортимент за счет введения в состав продукта различных ингредиентов. Добавки составляют, как правило, около 30 % от общей массы мюсли. Это дает им большое преимущество перед другими пищевыми продуктами, так как они не только приятны на вкус, но и содержат множество полезных веществ и клетчатки, которая оказывает благоприятное воздействие на пищеварение.
Все мюсли, которые на настоящее время представлены на отечественном рынке, можно разделить, в зависимости от используемой технологии их приготовления, на два основных вида: обжаренные мюсли (кранч) и классические мюсли. Также их подразделяют на разные виды, в зависимости от используемых добавок (рецептур) и от вида зерна, которое лежит в основе продукта.
Традиционно зерновые хлопья производятся путем гидро- и термообработки, которая заключается в пропаривании исходного сырья с дальнейшей его просушкой. Для изготовления зерновых хлопьев – главного компонента мюсли – используется следующее технологическое оборудование: пропариватель (шнековый и непрерывного действия), сушильная установка, плющильный (вальцовый) станок, охладительная установка. Правда, несмотря на то, что этот список кажется скромным, все линии, которые включают себя вышеперечисленные машины, довольно сложные, дорогие, энергоемкие и габаритные, что нужно учитывать при поиске помещения для производства. Поэтому многие отечественные производители (особенно молодые компании) вынужденно заменяют многие технологические операции (к примеру, шнековые и элеваторные транспортировки продукта) ручной работой в целях снижения расходов на закупку оборудования. Соответственно может изменяться и используемая технология обработки зерна. К примеру, вместо процедуры плющения, которая осуществляется на автоматизированном производстве, зерно может экструдироваться или вспучиваться. В последнем случае используют токи высокой частоты или же мощный поток инфракрасного излучение, которые нагревают зерно до высокой температуры. При резком перепаде давления, которое возникает в этом случае, от высокого к нормальному или очень низкому, и происходит вспучивание зерна. У этого метода есть свои минусы, поэтому специалисты советуют все же по возможности использовать иной способ обработки зерна – микронизацию. Сначала крупа очищается в гравитационном сепараторе – с нее удаляется пыль, различные посторонние частицы, мелкие включения и частично раздробленные зернышки. Зерно подается при помощи шнекового погрузчика из приемной емкости на ряд последовательно установленных в сепараторе очистных решеток.
Одновременно с эти сырье обдувается и очищается встречным потоком воздуха, который создается вентилятором очистки. Затем опять же шнековым погрузчиком крупа направляется на транспортерную ленту микронизатора, где обрабатывается паром в потоке инфракрасного излучения. Горячий продукт пересыпается в емкость, где осуществляется его пропаривания. Там он доводится до готовности под воздействием собственного тепла. После этого этапа крупа транспортируется уже не шнековыми транспортерами, которые могут повредить структуру термообработанного зерна, а элеваторными механизмами. То, куда отправится зерно после пропаривания, зависит от используемой рецептуры и вида производимого продукта. Оно может или же сразу охлаждаться и расфасовываться, или же сначала поступает на плющительную машину, а затем уже охлаждается в охладительной установке барабанного типа.
Готовое зерно становится основой для будущих завтраков бывшего приготовления. Осталось лишь добавить в него готовые компоненты. Все ингредиенты сначала взвешиваются, а потом дозируются согласно рецептуре. Зерно засыпается в дражировочный барабан и тщательно перемешивается. Наконец, оно фасуется в полипропиленовые пакеты. Туда же насыпают сушеные фрукты, орехи и различные вкусовые добавки. При этом зерно подается по одному транспортеру, а добавки – по другому. На последнем этапе полипропиленовые пакеты со смесью запаиваются, на них наклеиваются этикетки (но в последнее время вся информация о продукте обычно наносится прямо на пленку), после чего они укладываются в картонные коробки.
Так как большая часть крупных производителей готовых завтраков в нашей стране используют одни и те же технологии, но основная конкуренция между ними ведется за счет повышения качества сырья и разработки привлекательной упаковки для своей продукции, которая бы выделяла их сухие завтраки среди мюсли конкурентов на полках розничных магазинов. Все они позиционируют мюсли как натуральный, вкусный и, главное, полезный продукт. В принципе, это соответствует действительности, ведь все компоненты сухих завтраков содержат витамины и минеральные вещества. Ряд производителей также пытаются обратить внимание потребителей на диетические свойства своей продукции. Однако так как классические мюсли содержат большое количество калорийных орехов, цукатов с сахаром и прочих добавок, которые не подходят для людей, следящих за фигурой, «диетические» завтраки имеют более простой состав, в котором преобладает зерно, что приводит к ухудшению их вкусовых свойств. Поэтому производители вкладывают немало средств в создание продукта, который бы был вкусным и обладал низкой калорийностью одновременно.
Если вы хотите производить продукт высокого качества (а только так вы сможете конкурировать с другими компаниями на этом рынке), то нужно внимательно подходить к выбору поставщиков не только зерна, но и всех добавок в составе ваших смесей быстрого приготовления. Качество фруктов зависит и от используемого метода обработки сырья. Например, при быстром обжаривании во фруктах и ягодах разрушаются многие полезные составляющие. Сохранить биологически активные соединения, витамины, микроэлементы и минеральные вещества в сухофруктах можно лишь путем медленного просушивания исходного сырья, что, однако, увеличивает себестоимость готового продукта.
Еще на этапе планирования и подсчета расходов и будущей прибыли постарайтесь найти дополнительные конкурентные преимущества ваших мюсли. Например, одна молодая российская компания позиционирует свои мюсли как настоящее лакомство, а не продукт «повседневного потребления». Она утверждает, что при производстве ее мюсли используется более 200 различных ингредиентов, причем все они закупаются по всему миру небольшими порциями, чтобы сохранить их свежесть и исключительные вкусовые качества.
Кроме того, компания делает упор на то, что ее продукция является по-настоящему натуральной и не содержит сахаров, красителей, усилителей вкуса и ароматизаторов. Даже долгий и трудоемкий процесс производства (на изготовление одной партии уходит 4-6 часов), который из-за высокой стоимости оборудования пока невозможно автоматизировать, подается как преимущество. Зато, говорят представители компании, они могут предложить изготовление мюсли по индивидуальным заказам, внося в рецептуру дополнения и изменения, в зависимости от пожеланий конкретного клиента. Впрочем, окупить такие расходы можно лишь за счет очень высокой цены таких «авторских мюсли», которая составляет порядка 900 рублей за упаковку. Конечно, по такой цене готовые завтраки не будут продаваться в больших объемах, поэтому если вас интересует высокая прибыль, то стоит рассмотреть и другие варианты позиционирования вашей продукции при сохранении доступной для большинства людей розничной цены. Так, например, и сделал канадский предприниматель Питер Эрлих (Peter Erlich), который успешно продает мюсли для завтрака с интригующим названием Sexcereal. Как утверждает Эрлих, его готовые завтраки способствуют повышению половой активности у мужчин и женщин. Каши быстрого приготовления Sexcereal выпускаются двух видов – «для нее» и «для него». Среди прочих ингредиентов в «женской версии» каш есть клюква, миндаль, имбирь, семена подсолнечника и льна, которые способствуют лучшему гормональному балансу и улучшают внешний вид. А в составе «мужской» каши заявлены такие компоненты, как пчелиная пыльца, черный кунжут, зародыши пшеницы, семечки тыквы, какао, ягоды годжи и специя камю-камю, способствующие повышению уровня тестостерона и выступающие в роли источника энергии. Конечно, позиционирование мюсли как афродизиак – это не более чем рекламный трюк, который, тем не менее, работает: мюсли Sexcereal пользуются большим спросом даже несмотря на их довольно высокую цену (которая, правда, все равно меньше, нежели у отечественных «авторских» хлопьев). Интригующее название продукта и его правильное позиционирование – это не единственные, но все же очень важные условия успеха вашего бизнеса.
Итак, предположим, вы нашли свое конкурентное преимущество, придумали продукт, которому обеспечен успех на рынке, изучили все нюансы производства готовых завтраков… Что же нужно для организации такого бизнеса?
Большое значение имеет правильно выбранное месторасположение вашего производственного цеха. Оптимальный вариант – окраина крупного города с населением свыше миллиона человек или же область поблизости от такого центра. Стоимость аренды там окажется существенно ниже, чем в городе. Но при этом вы сможете сэкономить на доставке готовой продукции дистрибьюторам. Так как оборудование для производства мюсли отличается большими габаритами, то для размещения линии понадобится площадь около 300 кв. метров. Прибавьте к этому еще 100 кв. метров на подсобные помещения и склады сырья и готовой продукции.
Стоимость оборудования составляет от 450 тыс. до 3 млн. рублей, в зависимости от комплектации. Скорее всего, сумма окажется в итоге несколько выше, если вы ищете линию с высокой производительностью и не готовы экономить на качестве. В качестве сырья для производства мюсли используется зерно, фруктовые добавки – импортные (ананас, папайя, банановые чипсы, цукаты и пр.) и отечественные (сушеное яблоко, груша, клубника, малина, курага).
Для обслуживания линии достаточно 5-6 человек на смену. Еще столько же рабочих потребуется на участок по производству и подготовке фруктовых добавок. Кроме того, понадобится технолог, который контролирует процесс изготовления продукции. Конечно, даже самое грамотное позиционирование и яркие упаковки не помогут, если ваш продукт не попадет на полки магазинов. Договариваться с розничными сетями надо заранее. Приготовьтесь к тому, что за вхождение в супермаркеты придется заплатить немалую сумму. На этом же этапе нужно заняться разработкой плана продвижения ваших мюсли. Минимальные расходы на рекламу составят 35 тыс. рублей в месяц.
Рентабельность производства мюсли достигает 30 %. Минимальный срок окупаемости составляет один год. Хотя готовые завтраки употребляются в течение круглого года, все же сезонность оказывает свое влияние на их продажи. Наибольшим спросом они пользуются в период с января-февраля по июнь-июль (в первую очередь, это касается продуктов, которые позиционируются как диетические).