Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Автомойки - очень выгодный и быстроразвивающийся бизнес. И дело здесь не только в том, что спрос на услуги по мытью авто по-прежнему выше предложения. Большинство московских моек работает либо с нарушениями, либо вовсе нелегально, не говоря уж о том, что если чек за услугу и пробивается, то на значительно меньшую сумму - таковы секреты мастерства. Но, возможно, ситуация скоро изменится - благодаря появлению осенью этого года целой сети тоннельных моек невиданной производительности.
Дикие набережные
Автомоечный бизнес зародился в Москве в начале 1990-х - до этого граждане мыли свои машины или на автобазах, договариваясь с их руководством, или на природе, у ближайшего водоема (понятно, об экологии тогда никто не думал), но чаще всего просто во дворах. Первыми профессиональными и коммерческими автомойщиками можно, наверное, считать появившихся сразу после начала перестройки мальчишек и даже вполне взрослых теток с тряпками и ведрами вдоль набережных Москвы-реки и Яузы, предлагавших свои услуги "за пятерку". Правда, обычно они не столько мыли машину, сколько разводили по корпусу грязь. Собственно, другого, по словам Николая Морозова, совладельца московской автомойки, ожидать и не приходилось, "учитывая отсутствие не то что аппаратов высокого давления, но даже влаговпитывающих тряпок".
Конечно, мальчишки работали не только на себя. Быстро оформились свои "бригады". За наиболее хлебные места у набережных вроде Краснопресненской, где была высокая проходимость и удобная для помывки машин ширина трассы, шли настоящие драки.
Впрочем, после принятия в столице закона об охране окружающей среды экологическая милиция быстро разобралась с нелегальными мойщиками. Но году к 1995-му они и сами бы, наверное, исчезли - к этому времени в столице стали строиться профессиональные мойки.
Повышенная рентабельность
Борис Голов, президент ассоциации "Чистый транспорт": Первое постановление под названием "О неотложных мерах по развитию автомоечного хозяйства в Москве" столичное правительство выпустило в 1995 году - согласно ему, должно было быть построено 520 моек. Тогда начался первый автомоечный бум: до кризиса 1998 года было построено порядка 760 моек. Когда в стране упразднили лицензирование автомоечного бизнеса (он относится к техобслуживанию и ремонту автомобилей, на которые и отменили лицензирование), количество моек резко пошло в гору, начался второй бум - было открыто еще порядка 300 автомоечных комплексов.
Сейчас в Москве работает около 1,2 тыс. моек, что явно недостаточно для города с 2,7 млн частных автомобилей (каждый год их число прирастает на 130 тыс.).
Николай Морозов: Количество клиентов на мойке зависит прежде всего от погоды. Бывают дни, когда может не заехать ни одной машины, например когда дождь идет и нет смысла мыть машину. Самая лучшая погода для мойщика - после дождя, когда выглянуло солнце, а лужи высохли. В такую погоду на всех московских мойках начинается настоящий ажиотаж, очередь может растянуться на пару часов. Алексей Иванов, гендиректор компании "Дилан-люкс": Как-то на нашу мойку подъехал клиент, уставший стоять в очередях, и предложил снять весь бокс на месяц, чтобы он всегда его ждал! Говорит: плачу сразу $3 тыс., но бокс мой. Вот до чего людей доводят очереди, особенно тех, у кого есть деньги.
Российская погода богата на сюрпризы, и, по словам Максима Яковлевского, гендиректора компании "Фаберон", дней, когда мойки загружены по максимуму, из 365 - все 300.
Если принять, что в городе 1,2 тыс. моек, большинство - на три поста (каждый имеет проходимость до 25 машин в сутки), средний чек - 300 руб., умножив это на количество рабочих дней, получим ежегодный оборот рынка - почти $300 млн (это только за помывочные работы). Для сравнения: в США оборот автомоечных услуг - $2 млрд в год, но в России, стоит чуть отъехать от Москвы, мойки встречаются все реже и реже - люди предпочитают, как и раньше, мыть свои авто во дворах и у рек.
Однако есть еще химчистка салона (ею пользуется до трети клиентов - правда, только раз в году), полировка и прочие услуги, гораздо более дорогие, чем просто мойка. Алексей Иванов: Следы внутри автомобиля могут быть самые разные. Я, например, курю, и от этого остается желтоватый след на лобовом стекле; кто-то возвращается с охоты - и вся машина в крови зверя; или бывают даже на потолке следы от обуви дамочек после секса в машине; или собака потыкалась носом в обивку, оставив сопливый след.
Николай Морозов утверждает, что оборот моечного бизнеса существенно выше, так как владельцы используют мойку "по полной". Например, оказывают услуги по тонировке: за ночь можно затонировать три машины, а это, между прочим, $1 тыс. только за работу. Николай Морозов: Мойка - дело более прибыльное, чем тот же автосервис. В среднем один пост может приносить до $10 тыс. в месяц, то есть мойка на три поста ежемесячно дает до $30 тыс. Конечно, не все мойки столь рентабельны, для этого должно быть удачное месторасположение и отличная организация работы: профессиональные мойщики, хорошее оборудование и технология работы. Два профессионала с водяными пушками помоют любой автомобиль за 3-4 минуты, а неумехи будут мыть минут 30-40.
При этом рентабельность моечного бизнеса обычно не ниже 30% (самые прибыльные услуги - химчистка салона и полировка, но даже при мойке кузова за 200 руб. ингредиентов, то есть шампуня, на один автомобиль расходуется всего на 10-15 руб.!), а как правило, составляет 100% и выше.
Чистый рынок
Основная проблема, ограничивающая развитие моечного бизнеса в городе, - это, конечно, отсутствие земли. Когда проектировались трассы и даже новая МКАД, такие объекты инфраструктуры, как автомойка, просто не учитывались. Борис Голов: Безусловно, автомоечный бизнес интересен многим потенциальным инвесторам, так как очень рентабелен, но вот свободной земли в городе практически не осталось. В связи с этим, по мнению Максима Яковлевского, конкуренция среди мойщиков не возникнет в ближайшие 15 лет. Впрочем, те, кому удалось "пробить" вопрос с землей (как известно, при наличии денег и связей невозможное возможно), активно строят мойки.
Не секрет, что многие мойки работают, мягко говоря, нелегально. Просто потому, что легализоваться им практически невозможно, ведь при этом их затраты многократно возрастут. Николай Морозов: Власти к автомойке предъявляют весьма много жестких требований, особенно с точки зрения экологии, - почти как к автозаправке. Например, мойки не могут находиться ближе 70 м к жилым домам. Кроме того, на них необходимо устанавливать замкнутые системы очистки воды, которые стоят порядка $20 тыс., а таких денег или жалко, или нет. Слив в ливневую канализацию использованной воды категорически запрещен правилами СЭС. Между тем многие мойщики последним требованием просто пренебрегают. Благо решить с чиновниками или экологами "полюбовно" можно любые вопросы. Пренебрегают, по разным оценкам, не менее 90%. Водоочистка есть, но она простаивает, так как при активном использовании требует дополнительных расходов каждые два-три месяца. У некоторых же вообще вместо водоочистки - муляж и имитация.
Другая проблема владельцев моек - регулярные набеги милиционеров с проверкой паспортного режима. Николай Морозов: Москвича, моющего автомобили, я еще не встречал. В основном наши сотрудники - приезжие из ближнего или дальнего зарубежья. Работа мойщика непрестижна и не полезна для здоровья: постоянно в воде и химии. А зарплаты небольшие, в среднем по рынку не больше $500. Впрочем, бывают и исключения - все зависит от "производительности" мойщика. Некоторые профессионалы, работающие много лет, могут зарабатывать по $1 тыс. в месяц и больше, но при этом они умеют мыть одну машину за 4,5 минуты. Обычно же мойщики получают проценты - до трети от цены услуги.
От контингента работающих - и проблемы. Максим Яковлевский: Качественная мойка автомобиля вовсе не такое простое дело, как кажется. Чтобы полностью овладеть полировкой, химчисткой салона и прочими услугами, необходимо потратить до полугода. Мы же обслуживаем автомобили ценой под $160 тыс. - представляете, во сколько обойдется повреждение подобной машины по вине неумелого мойщика? Если покрытие автомобиля поцарапано, приходится компенсировать затраты клиентов, а деньги постепенно вычитать из зарплаты мойщика.
Подобные неприятности могут возникнуть и при использовании дешевой, некачественной химии. Максим Яковлевский: В свое время мы закупили недорогую химию, и по вине мойщика была испорчена обивка сиденья "Ягуара", что нам обошлось в $800. Конечно, мы от подобной продукции давно отказались, но многие автомойки применяют ее до сих пор, ведь она раза в три дешевле качественной. Стоит лишь слегка напутать с концентрацией, разводя ее водой, - и можно получить раствор, способный запросто сжечь дорогую кожаную обивку салона. Затраты на химию составляют 7-12% стоимости услуги, и эти проценты лучше не экономить. Профессионалы считают, что самую лучшую автокосметику производят в Европе - в Германии, Финляндии, Дании.
Под давлением
Как утверждают все участники рынка, один из основных факторов успеха любой автомойки - ее месторасположение.
Алексей Иванов: У нас было в аренде несколько моек на МКАД, но мы от них отказались. Две были вообще убыточны - оказалось, люди не хотят мыть свои машины на МКАД, которая всегда грязная. Самое выгодное расположение моек - на пути миграции людей - от дома на работу.
От расположения и уровня сервиса во многом зависит цена услуг. Например, на мойке "Дилан-люкс" на Мосфильмовской улице висит плазменная панель, стоит кофе-аппарат и клиентам даже подстилают коврик, по которому можно пройти к машине, не замочив ноги. Это позволило сразу перевести мойку в разряд элитных и поднять цены в два раза по сравнению с соседями. Поток автомобилистов, по словам Алексея Иванова, сразу рассортировался: к ним поехали иномарки, к соседям - отечественные авто. Понятно, что обслуживать по высоким ценам при сопоставимых затратах и аналогичных услугах гораздо выгоднее. Да и на рядовой мойке самый выгодный клиент - с иномаркой или джипом: обычно их прейскуранты на 10-20% выше, чем у обладателей продукции отечественных автозаводов.
Максим Яковлевский: Может, это не очень скромно, но я считаю, что мы - лучшие в моечном бизнесе. На мойке процесс чистки автомобиля - отнюдь не единственный, хоть и самый важный. На современной мойке, пока обрабатывают автомобиль, клиент не должен мерзнуть, он должен пить кофе в уютном кафе, в тепле. В Москве мы пришли к этому первые.
Первую мойку компания "Фаберон" построила в 1996 году, для этого пришлось владельцу бизнеса пять раз возить дизайнера-архитектора в Финляндию. Максим Яковлевский: По сути, мы занимались промышленным шпионажем, но, конечно, вполне легальным. А как иначе, если в России все мойки больше походили на ангары? Мы хотели сделать качественный проект, так что даже металл для отделки мойки привезли из Финляндии. До сих пор стоит, ничуть не проржавел!
На любой, даже самой современной мойке круглосуточно почти 100-процентная влажность - мало какой материал выдерживает подобные нагрузки, это знают все владельцы моечного бизнеса. Николай Морозов: С тем, что придется регулярно, каждый год, вкладываться в ремонт, надо смириться. По своему опыту скажу, что покрытие пола приходится ремонтировать раз в год, а менять весь сайдинг во внутренней отделке - минимум раз в три года, иначе на мойке будет стоять такой запах плесени (под сайдингом активно развивается грибок), что находиться в помещении будет невозможно.
В 1997-1998 годах Николаю Морозову с партнерами возведение автомоечного комплекса площадью 860 кв. м на два поста обошлось (вместе с легковозводимым зданием и оборудованием) в $270 тыс. (треть была потрачена на подведение коммуникаций). Николай Морозов: Мы тогда удачно попали с кризисом - деньги у нас были, а у чиновников, наоборот, были проблемы с деньгами. И нам удалось договориться гораздо дешевле, чем могло бы быть в спокойное время. Сейчас, конечно, такой суммой не отделаться. Думаю, возведение подобного комплекса сейчас обойдется минимум в $0,7-1 млн. Мы тут считали: только согласований с подписями чиновников необходимо получить порядка 160.
Алексей Иванов: Сейчас со строительством отдельно стоящей мойки на три поста можно уложиться в $500 тыс., из которых половина пойдет на покупку и оформление земельного участка, половина - на строительство. Впрочем, и один участок может стоить до $500 тыс.
Другие специалисты индустрии согласны с такими оценками - правда, в результате все вместе с землей может стоить уже под $1 млн (вместе со взятками, ведь известно, что другим способом землю в Москве не получить).
Выбор оборудования для автомойки определяется технологической последовательностью операций. Многие мойщики сперва напором воды (абсолютное большинство моек пользуется аппаратами производства немецкой компании Karcher) сбивают с машины грязь, а потом покрывают шампунем из пеногенератора, начиная мыть. Это неправильно: шампунь лучше наносить в начале процесса, чтобы грязь размокла, не возникли микроповреждения краски, что вполне возможно от напора воды, который может составлять до 11 атмосфер. Максим Яковлевский: Оборудовать четырехпостовую мойку не так дорого, можно уложиться в $25 тыс. - на компрессоры, пылесосы, аппараты высокого давления.
Порядка 80% работающих столичных моек - исключительно ручные, остальные - портальные (когда в автоматическом режиме вокруг машины движутся щетки). Сетевые проекты на этом рынке практически отсутствуют. Лидером, пожалуй, является компания "Дилан-люкс", под управлением которой находится 24 мойки, несколько моек у "Столичных инвестиций", 10 - у "Фаберона". BP самостоятельно эксплуатирует мойки на своих же АЗС, что скорее исключение из правила - остальные топливные компании, такие как ЛУКОЙЛ, "Сибнефть", "Славнефть", "Русснефть", предпочитают мойки сдавать в аренду.
Именно этим пользуется компания "Дилан-люкс", не строящая собственные моечные комплексы, а арендующая уже готовые. Алексей Иванов: Для топливных компаний автомойка - непрофильный бизнес, причем очень трудоемкий, и поэтому им гораздо выгоднее сдать комплекс в аренду специалистам с отлаженными технологиями. Подобный подход и нам позволяет существенно снизить первоначальные затраты, минуя все стадии строительства и проблемы разрешений.
По разным данным, аренда за двухпостовую мойку возле АЗС может составлять до 150 тыс. руб. в месяц (еще 120 тыс. - зарплата), но, по словам специалистов, выручка такой мойки доходит до 400 тыс. руб. ежемесячно, вполне покрывая затраты и еще обеспечивая 150 тыс. руб. прибыли.
Мойка на выезде
Cамый экономичный вариант выхода на автомоечный рынок - приобрести передвижную мойку. Дмитрий Петий, исполнительный директор компании "Фортис" из Петербурга: В США, Великобритании, Канаде передвижные мойки работают по вызову: например, надо владельцу какого-то ресторана или автобазы помыть машины - он вызывает мобильную мойку, и весь процесс происходит прямо по месту стоянки машины.
Мобильная мойка "Фор-МА", разработанная компанией "Фортис", представляет собой цельнометаллический фургон на базе "Газели", оснащенный необходимым оборудованием. Вместе с машиной мойка в максимальной, "зимней" комплектации стоит €23 тыс., но можно приобрести минимальный комплект оборудования для самостоятельной установки на автомобиль (от €7 тыс.). Фактически машину можно поставить в любом месте города, на обочине трассы или автостоянке и начать обслуживание клиентов. В кузове машины имеются два бака по полтонны каждый: один для чистой воды, другой - для грязной (загрузки хватает на мытье пяти-шести легковых машин, потом необходимы дозаправка и слив, если нет возможности подключиться к городской канализации прямо на месте). В остальном оборудование стандартное: аппарат высокого давления, бензогенератор, пылесос, комплекты химии, губки, щетки.
Главная же часть мобильной мойки - это поддон с надувными бортиками, на который и заезжает автомобиль клиента, так что загрязнение окружающей среды исключено (собственно, именно поэтому компании "Фортис" удалось получить заключения СЭС).
Как утверждает Дмитрий Петий, в отличие от стационарных зданий под мойку использование мобильного автомоечного фургона множества согласований не требует, достаточно лишь получить добро от местного Роспотребнадзора.
Дмитрий Петий: В мае 2005 года мы запустили на испытания в городе Пушкине под Санкт-Петербургом опытный образец своей мобильной мойки. Клиентов у нашего комплекса было 10-15 в день, мойка стоила 200 руб., а с чисткой салона средний счет составлял 350 руб. Учитывая, что город небольшой и не такой оживленный, как областные центры, в которых сейчас наши мойки эксплуатируются, совсем неплохо. По нашим расчетам, мобильная мойка может окупиться за год-полтора. Пока выпущено пять моек: две моют машины в Самаре, остальные - в Старом Осколе и Ставрополе.
Впрочем, как признает большинство участников рынка, будущее все же за почти промышленными автоматическими моечными комплексами, где помывка автомобиля будет поставлена на конвейер (все же ручная мойка - услуга во всем мире элитная, и с удорожанием рабочей силы в Москве, а также из-за борьбы с мигрантами может стать таковой и у нас).
Удаление грязи в промышленных масштабах
Максим Яковлевский: Будущее Москвы именно за автоматическими мойками. По нашему проекту по МКАД и на площади торговых комплексов IKEA на всей территории России будет построено 14 автоматических моечных комплексов, площадь каждого составит порядка 2,5 тыс. кв. м, пропускная способность - более 2 тыс. машин в сутки. Пять комплексов планируется ввести в строй уже осенью этого года. Мы сделаем так, что люди, которые приедут на наши комплексы, будут приятно удивлены уровнем обслуживания. Пока в России ничего подобного просто нет.
Впрочем, такие комплексы давно и успешно функционируют в Европе, в той же Германии, куда директор "Фаберона" опять отправился перенимать технологию. Максим Яковлевский: В Германии, когда заезжаешь на мойку, тебя встречает менеджер, спрашивает: что вы хотите сделать - мойку или полировку? Мойка стоит €4-5, полировка - €17 (вместе с мойкой), все вместе занимает до получаса. Но пропускная способность мойки обеспечивает ей очень приличные обороты.
Mister Wash, которому принадлежит большая доля моечного рынка Германии и чьи мойки стоят под €5 млн, в день моет 3,5 тыс. машин. Просто умножаем на €5 - получается уже €17,5 тыс. в день, и это без полировки ценой €17, которой пользуется примерно треть клиентов. Во всем мире мойка - очень доходный бизнес. На самом деле не важно, сколько ты вложил денег в автомойку: если все сделано грамотно, любой объект должен окупиться максимум за 2,5 года.
Конечно, цена подобных проектов гораздо выше, чем открытие ручной мойки. Но и оборот несравним: одна конвейерная мойка "Фаберон" способна пропустить за день столько машин, сколько почти 50 постов ручной мойки! Как предполагают в "Фабероне", стоимость услуги будет примерно такая же, как в Европе: €4-5 за машину.
Правда, есть одна проблема: в России почему-то считается, что автоматические мойки вредны для лакокрасочного покрытия машин, царапают и портят его. Профессионалы, даже владеющие ручными мойками, это утверждение опровергают. По их словам, если все механизмы на мойке работают нормально, а щетки и валики своевременно заменяются, никаких проблем для автомобиля быть не должно. Максим Яковлевский: Качественная автоматическая тоннельная мойка абсолютно безвредна для автомобиля. Скептическое общественное мнение об автоматических мойках в России сложилось из-за использования устаревших конструкций, отсутствия своевременного их обслуживания и из-за этого действительно имевших место прецедентов порчи лакокрасочного покрытия. Мы в своих тоннельных мойках будем использовать новые технологии, где вместо устаревших пластика и лески применяется новый материал совтек (типа войлока), не впитывающий в себя песок, который зачастую и портит покрытие машин.
Пока же большинство моечных объектов в городе работает с нарушениями: люди просто жалеют вкладывать деньги в нормальное оборудование, те же очистные сооружения, экономят на качественных расходниках. Но это путь в никуда - с появлением качественных тоннельных моек уровень сервиса будет становиться все выше, что позволит клиентам сразу же почувствовать разницу в обслуживании.
Только для взрослых. Мытье с раздеванием
Есть еще одно интересное и, можно смело предположить, перспективное направление - мойка эротическая. Если ввести тематический запрос в любой интернетовский поисковик, он выдаст множество ссылок. Правда, к разочарованию страждущих, предложения рунета оказываются либо устаревшими, либо обманными - в отличие от тех же Штатов, где это развлечение, балансирующее между гаражом и стриптиз-клубом, весьма распространено. Попытки организовать нечто подобное предпринимались и в Москве, но успехом не увенчались.
Кроме одного случая, когда веб-мастер компании "Хонда сервис" решился на оригинальный маркетинговый прием: на фирменном сайте появилось предложение об эротической мойке машин с "утвержденными реальными ценами" на услугу (от 1 тыс. до 5 тыс. руб. за сеанс). В результате число заходов на сайт компании возросло до 10-15 тыс. в день, а по телефону непрерывно звонили желавшие воспользоваться новым сервисом. Особенно много заявок поступило на 23 февраля и 8 Марта. Опрос, проведенный на сайте, показал: услуга заинтересовала 56% клиентов и лишь 11% мужчин оставила равнодушными.
Александр, один из руководителей сервиса: До реальной организации мы так и не дошли - все это оказалось не так просто. Основная сложность возникла с кадрами. Симпатичных студенток, готовых на такую тяжелую работу даже с зарплатой, допустим, $1 тыс. в месяц, не нашлось. Звонки от девушек были, конечно, но соответствующего профильного контингента, даже "мамки" из притонов пару раз приезжали, предлагали своих работниц. Но мы же автосервис, а не публичный дом. А как работать зимой, когда двери гаража постоянно открываются, тепло выходит, а тут девушка в бикини! Да она замерзнет и заболеет через пару часов такой работы. При этом машина все же должна быть вымыта качественно, а у девушки совсем другие задачи.
Хотя, возможно, когда-нибудь кто-нибудь эти проблемы решит и соберет кассу с автомобилистов-мужчин или женщин - если мыть машину будут мускулистые мачо. Но скорее это будет симбиоз стриптиз-бара и автомойки, где каждый будет отвечать за свой участок работы.