Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Речь пойдет совершенно не о том коммунизме, который собирались нам построить советские коммунисты. Речь пойдет даже не о той модели общества, которая создается в Китае. Речь пойдет о совершенно новой модели общественного устройства, которая уже складывается в мире.
Ненаемный труд
Карл Маркс изучал политэкономию наемного труда и возникающих в этой связи отношений капиталиста - собственника средств производства - и наемного работника. В последние годы научно-технический прогресс кардинально изменил не только средства производства, но также всю сферу самого производства и возникающие в этой связи отношения между людьми.
Разумеется, это не произошло огульно во всех производственных сферах, но уже произошло на острие прогресса - в области цифровой экономики. Давайте рассмотрим на примере социальных сетей, что сегодня является средствами производства, что является продуктом и что является трудом.
Общественно полезным трудом называется производство (создание) общественно полезного продукта. То есть такого продукта, который может быть монетизирован - превращен в деньги, продан. Как мы уже убедились ранее, общественно полезным продуктом, создаваемым людьми и размещаемым в социальных сетях, является контент. Контент, который создан чаще всего за пределами социальной сети и без помощи её функционала.
Контент пользователи создают с помощью своих собственных средств производства: видео и фото - с помощью своей собственной камеры, изображения и тексты - с помощью своего собственного компьютера, планшета или смартфона. То есть, средства производства принадлежат не владельцу социальной сети, а её пользователям.
Контент социальных сетей
Возникает логичный вопрос: а что же такое социальная сеть с точки зрения политэкономии? В чем секрет такой высокой доходности этого бизнеса? Какой такой сверх ликвидный продукт вырабатывает социальная сеть?
Бизнес модель классической социальной сети более всего напоминает распространяемую бесплатно газету бесплатных объявлений. В такие газеты объявления принимают и публикуют бесплатно, также бесплатно распространяют тиражи. А заработок издателей составляет доход от платной рекламы, размещаемой среди прочих объявлений в таких газетах.
Но подобные проекты не приносят своим создателям миллиарды долларов. Да и аналогия, как обычно, хромает на обе ноги.
Основная разница состоит в том, что успешные социальные сети привлекают посетителей именно размещенным на них контентом. Контент этот интересен пользователям и зачастую сделан не просто качественно и креативно, а даже талантливо.
Но что подвигает пользователей бесплатно делиться таким привлекательным контентом в социальных сетях? Аудитория!
Искусство - в массы!
Ваша аудитория в социальных сетях - это не случайная совокупность людей. Это люди особенные. Это ваши друзья, коллеги по профессии или бизнесу, ваши сослуживцы и ваши одноклассники. Да! "Classmates" (одноклассники) - именно так называется одна из первых успешных социальных сетей, которая была создана в 1995 году и функционирует до сих пор.
Именно в этих двух "ключевых словах" - аудитория и контент - кроется секрет успеха социальных сетей. Аудитория - это те люди, с которыми вы без сожаления "делитесь" результатами своего творчества, старыми и новыми фотографиями, воспоминаниями, текущими событиями и планами на будущее.
Вы доверяете что-то очень сокровенное, зачастую очень личное, вы делитесь не с тамерами, гейтсами или цукербергами. Вы не размещаете свой ценнейший эксклюзивный контент бесплатно на Classmates, LinkedIn или Facebook. Вы делитесь эмоциями, чувствами и воспоминаниями со своими одноклассниками, коллегами по работе, со своими друзьями среди которых и ваши родственники.
Ваши одноклассники, коллеги и друзья вдохновляют вас на создание эксклюзивного контента, которым вы делитесь именно с ними. Но в этот момент из-за кулис вылазят тамеры, гейтсы и цукерберги, чтобы "налепить" на ваши светлые и совершенно бескорыстные воспоминания свою денежную рекламу.
Отбросим лирику
Однако, вернемся к политэкономии. С точки зрения, как науки, так и бизнеса, обычная социальная сеть не представляет из себя ничего примечательного. А быстрые деньги сетевых капиталистов, как и всё быстрое - это результат мелкого жульничества.
На начальном этапе социальная сеть - это достаточно простая программа, которая позволяет каждому пользователю сформировать свой круг общения, свою аудиторию. Из нашего общения - пересылки постов, комментариев, фоток и видосиков складывается контент сети.
Контент и привлекаемая контентом посещаемость сети является тем ресурсом, который можно превратить в деньги (монетизировать) с помощью размещения платной рекламы. В дальнейшем, на основе изучения поведения пользователей сети, специальные алгоритмы вырабатывают эксклюзивную статистическую и аналитическую информацию, которая стоит очень дорого. Но основой всего этого богатства является создаваемый пользователями контент и другие виды активности в сети.
Незаурядный контент привлекает новых пользователей, увеличивается посещаемость сайта социальной сети. А посещаемость - это волшебное качество, которое порождает и многократно увеличивает стоимость размещаемой здесь рекламы.
Разумеется, в социальных сетях и речи не идет о конфиденциальности информации, о недоступности персональных данных и, тем более, о такой прозе жизни, как "тайна переписки". Всё наше общение в сети тщательно перлюстрируется и поддается пристальному изучению.
Специальные алгоритмы социальных сетей, которые уже разрослись до масштабов искусственного интеллекта, подбирают рекламные сообщения под каждый фрагмент контента и, что самое важное, под персональные привязанности каждого пользователя сети. На этих алгоритмах строится высокая результативность рекламы в социальных сетях, которая становится всё дороже.
Но и это ещё не всё. Социальные сети стали источником ценнейшей и очень дорогой информации для социологии, социометрии, политологии, криминалистики и других наук, пристально изучающих поведение людей.
В-общем, всё, что раньше называлось перлюстрацией корреспонденции, прослушиванием телефонных разговоров, видео наблюдением, внешним наблюдением и прочие действия, на которые раньше требовались санкции прокуроров и судов, в социальных сетях работают без всяких санкций. В этом и состоит суть мелкого жульничества крупных сетевых капиталистов.
Цифровой коммунизм
И вот теперь, когда мы знаем основы финансовой механики социальных сетей и других цифровых предприятий, когда мы видим откуда происходят миллиардные состояния их владельцев, давайте вернемся к вопросу о коммунизме. Сегодня "призрак коммунизма" уже бродит не только по Европе, но и далеко за её пределами.
Я не рискну говорить о коммунизме вообще, поскольку его определения слишком фрагментарны и расплывчаты. Давайте будем говорить о цифровом коммунизме, эпоха которого, по моему мнению, уже наступила.
Сегодня каждый пользователь сети интернет, вообще, и социальных сетей, в частности, работает на двух работах (как минимум). Одна работа - это там, где ему платят зарплату, а вторая работа - это совершенно бесплатный труд по созданию контента социальных сетей и других цифровых предприятий.
Дохода, получаемого на первой работе, вполне достаточно даже для расширенного воспроизводства рабочей силы. Вторую (третью, четвертую) работу каждый пользователь интернет выполняет в социальных сетях бесплатно. Он создает контент и делится им с друзьями и одноклассниками.
И если на основной работе, приносящей ему доход, работник вырабатывает необходимый и прибавочный продукт, то в социальных сетях вся его работа направлена на выпуск исключительно прибавочного (не оплачиваемого) продукта - контента социальной сети. Таким образом сам капитализм разделился на два слоя: традиционный капитализм, где наемные работники получают доход; и цифровой капитализм, где работники не получают материальной компенсации за свой труд.
Необходимый труд возникает и оплачивается только один раз - традиционным капиталистом. Прибавочный труд работника делят между собой традиционный и цифровой капиталист. Причем, цифровой капиталист считает 100% рабочего времени, проведенного пользователями в социальной сети, прибавочным трудом, за который он не обязан платить создателям контента и посещаемости его web-ресурса.
Таким образом, цифровой капиталист эксплуатирует не только работника, но в какой-то мере, и традиционного капиталиста. Поскольку цифровые средства производства (компьютер, планшет или смартфон) работник покупает за деньги, полученные за свой необходимый труд на основной работе.
От каждого - по способности
Из сказанного видно, что труд на цифрового капиталиста уже стал естественной жизненной потребностью (как и предполагали теоретики коммунизма) для некоторой части пользователей социальных сетей. Со своей стороны владельцы цифровой индустрии и не требуют от каждого пользователя одинаковой активности в сети.
То есть, один из ключевых принципов коммунизма в сетевом бизнесе уже реализован: "От каждого - по способности, каждому - по потребности". Одна часть пользователей создает - в меру своих способностей - и распространяет в сети контент, другая часть пользователей этот контент употребляет в меру своих потребностей.
Но приносящую огромные деньги рекламу видят все категории пользователей. Это свидетельствует о том, что любой член сетевого сообщества, даже если он только смотрит и читает посты, выполняет общественно полезную работу, которая тоже монетизируется капиталистом через рекламу и аналитические данные. Жаль только, что ни какая работа в сети пока не сопровождается соответствующей оплатой.
Коммунистическая эксплуатация
С другой стороны, и цифрового капиталиста назвать эксплуататором трудового народа, как-то язык не поворачивается. Ведь, если он ни кого не нанимал на работу, значит - он ни кого и не эксплуатирует.
Да и вообще, правильно ли будет называть стопроцентную эксплуатацию - эксплуатацией? Или следует подобрать для такого общественного явления какое-нибудь более подходящее слово.
Можно сказать, что для цифровых капиталистов коммунизм уже наступил: люди на них работают бесплатно; государственных границ, таможен и налоговых органов суверенных государств (кроме страны регистрации) для них не существует.
Для них уже наступила эпоха всеобщего равенства. В том смысле, что все пользователи их цифровых сервисов для них равны и одинаковы.
Оптимистический эпилог
Это мы - пользователи сетевых ресурсов - создаем несметные богатства Гейтса, Безоса, Цукерберга, Дорси и других лидеров рейтинга Форбс. Это плоды нашего таланта украшают ленты социальных сетей и масс медиа.
Нам нет равных в умении сочинить умный текст, сделать сказочную фотографию или записать вирусное видео. Это мы - пользователи социальных сетей - периодически взрываем Интернет блеском своей фантазии, юмора и таланта. Это нам - бесплатным пахарям социалок - аплодирует весь мир тысячами "лайков" и миллионами просмотров.
Это мы - Инфлюенсеры, Ванхуны и Кидфлюенсеры - нового виртуального мира. Давайте же возгордимся своей силой и обернем её на собственную пользу!