Когда возвратятся динозавры, возможно ли такое и при каких условиях?
2019-09-01 08:35
Глобальное изменение климата на нашей планете, неотвратимость которого я не однократно обосновывал, ставит человечество перед множеством небывалых проблем, от решения которых зависит, а выживет ли человечество вообще в новых климатических реалиях.
Вслед за Генеральным секретарем ООН Кристиана Пашка Палмер - исполнительный секретарь Конвенции о биологическом разнообразии этой всемирной организации - уже предупредили нас о серьезных потерях в перечне видов всего, что сегодня живет на Земле. В числе вымирающих от глобального потепления не только белые медведи, но и бесчисленное множество других видов фауны и флоры.
В истекшее пятилетие в зоне риска оказался Большой Барьерный риф, здесь от потепления гибнут кораллы. Количество видов насекомых на планете ученые ещё не успели посчитать, а они уже исчезают так и не попавшись в руки энтомологов. Велики потери и в растительном мире планеты.
Прежде всех прочих вымирают наименее приспособленные к переменам климата виды животных и растительности. К таким относятся виды, лишенные возможности своевременно мигрировать в более комфортные регионы планеты (растительность и т.п.), виды, существующие в очень узком диапазоне температуры и других свойств окружающей среды (кораллы и пр.), виды, требующие для адаптации к новому климату длительного времени.
Исчезающие виды животного и растительного мира освобождают жизненное пространство на планете, но для кого или для чего? Кто воспользуется освободившимися экологическими нишами?.
Исчезающие формы жизни кроме того, что они освобождают жизненное пространство для других, создают определенный перекос и нарушают тысячелетиями сложившийся баланс в экосистемах. Предположим, вымерла некая незаметная птичка, но она поедала конкретные виды насекомых, а сама служила пищей определенным видам хищников.
Определенно, следом за этим снизится поголовье хищников из-за оскудения рациона питания. Казалось бы должна численно вырасти популяция насекомых, которых теперь некому поедать, но так было бы, если бы климат не изменился. В родных природных условиях жучки начали бы беспрепятственно размножаться, привлекая собой новые виды птиц, и в короткое время баланс в экосистеме снова восстановился бы.
Но так было бы, если бы климат не изменялся. А в условиях глобального потепления поголовье насекомых может и не вырасти по причине того, что насекомые имеют малые возможности для миграции и быстрой адаптации.
Таким образом запускается цепная реакция вымирания традиционной фауны и флоры в результате глобального потепления. И чем быстрее протекает потепление климата, тем быстрее вымирает жизнь на планете. Разумеется, какие-то формы жизни успеют мигрировать в другие широты, какие-то сумеют адаптироваться к потеплевшему климату, но кто или что заполнит освободившиеся экологические ниши?
Давайте вспомним, как это всё было.
Как нам уже известно, однажды (примерно 66 миллионов лет тому назад) климат на Земле похолодал очень быстро - буквально в считанные недели или месяцы. В это короткое время почти всё живое на планете моментально и поголовно вымерло, поскольку в такой короткий срок ни фауна ни флора не смогли мигрировать в места с подходящим климатом или приспособиться к похолоданию.
Этот исторически короткий период в науке называется "мел-палеогеновое вымирание". В эти дни вымерли практически все динозавры и еще около 500 видов жизни на планете.
Освободились гигантские экологические ниши в которых зарождалась и эволюционировала новая фауна и флора, для которой холодный климат был родным и наиболее подходящим. Таким образом на смену рептилиям-динозаврам, гигантским хвощам и папоротникам пришли более приспособленные к холодному климату млекопитающие и деревья.
И вот прошло 66 миллионов лет и климат на планете начал стремительно теплеть, стремясь возвратиться в то свое состояние, которое свойственно климату мезозойской эры. Разумеется, потепление климата будет происходить не так стремительно, как похолодание, но результат возможен только один: установится климат мезозойской эры.
Глобальное потепление приведет не только к смене географии основных ареалов обитания жизни на Земле, но и смене превалирующих форм самой жизни.
Как это всё происходит.
Предположим, что климат сильно потеплел, старые формы жизни вымерли или очень ослабли как численно, так и качественно, и природа объявила тендер на освоение вакантных экологических ниш.
Если верить палеонтологам и палеоботаникам, география этих экологических ниш не блещет разнообразием - земли, пригодные для развития жизни располагались в приполярных областях планеты. Только там сложился благоприятный влажный тропический климат. Всё, что было ближе к экватору было сильно перегрето и высушено солнечной радиацией.
Но приполярные области планеты имеют одну важную особенность: здесь очень короткое лето, когда солнце светит практически круглосуточно и длинная зима, когда солнце поднимается над горизонтом буквально на считанные часы, а то и вовсе не всходит.
И вот представьте себе, что в тендере за право проживания в новой экологической нише, на-пример, на арктическом острове Шпицберген, участвуют традиционные северные деревья - ель и лиственница, и плауны, хвощи и папоротники, которые прекрасно росли здесь ещё в те времена, когда деревья в эволюционной цепочке не появились.
В полярной зоне нынешней растительности остро не достает солнечного света, ведь для вегетации ей нужен свет Солнца. А вот хвощи и папоротники прекрасно растут и сегодня в самых темных лесных чащах, похоже, им вполне будет хватать света даже в полярную ночь. Главное, чтобы было тепло и влажно.
Естественно, плауны, папоротники и хвощи имеют больше шансов захватить новую экологическую нишу в новых климатических условиях. Они это и сделают. А благодаря круглогодичной вегетации они скоро вырастут большими - по 45 метров в высоту, как в мезозойскую эру, и станут привычным и обильным кормом. Как вы думаете, для кого?
Обычно вслед за кормом идут те, для кого этот корм предназначен.
Крайне маловероятно, чтобы северные олени, традиционно проживающие в нынешней тундре и питающиеся мхами и лишайниками, перешли на кормление плаунами, хвощами, папоротниками и прочей примитивной растительностью. Даже если они это и сделают, то продлится их счастье не долго. Ведь, как мы помним, мезозойские папоротники достигали 45-и метров в высоту. Это даже для жирафов многовато.
Итак, пища для динозавров уже выросла, но откуда возьмутся сами её ценители?.
Всё очень просто: динозавры и сегодня живут на нашей планете, просто, как это часто бывает, мы их динозаврами не называем. Биологи придумали для них свои умные названия и этим сбили всех с толку.
Вот, на-пример, крокодил. Этому виду посчастливилось пережить эпоху вымирания динозавров. Это живой свидетель мезозоя.
Эта милейшая рептилия появилась на нашей планете от 100 до 250 миллионов лет тому назад. Предки современных крокодилов питались мелкими динозаврами, но были и травоядные крокодилы.
А вот еще один современный динозавр - Гаттерия. Эта трехглазая ящерица вырастает у Себя на родине в Новой Зеландии до 76 сантиметров в длину, живет до 100 лет и более. Возраст этого вида порядка 220 миллионов лет. Гаттерия имеет вполне почтенный возраст даже для надотряда динозавров, появившихся на Земле примерно 243 миллиона лет назад.
Латинское название этого динозавра Сфенодон (Sphenodon). Оно даже созвучно с некоторыми названиями вымерших динозавров: Игуанодон (Iguanodon), Троодон, Гипсилофодон, на-пример.
Гатте́рия, или туата́ра (Sphenodon punctatus), — вид пресмыкающихся, единственный современный представитель древнего отряда клювоголовых (иногда выделяют второй вид, Sphenodon guntheri).
Так почему вымерших динозавров называют динозаврами, а живущих ныне древних рептилий лишили этого почетного титула?
На мой взгляд - это типичная научная ошибка, так сказать "классика жанра", когда путаница в словах приводит к путанице в делах. А почему это очень важно, я расскажу немного дальше.
Для того, чтобы понять почему современная наука не всех динозавров называет динозаврами, давайте заглянем в так называемую "научную классификацию" всего жившего ранее и живущего ныне на нашей планете.
Научная классификация |
Игуанодон |
Сфенадон (Гаттерия) |
Царство |
Животные |
Животные |
Тип |
Хордовые |
Хордовые |
Класс |
Пресмыкающиеся |
Пресмыкающиеся |
Надотряд |
Динозавры |
- |
Отряд |
Птицетазовые |
Клювоголовые |
Подотряд |
Cerapoda |
- |
Инфраотряд |
Ornithopoda |
- |
Семейство |
Игуанодонты |
Клинозубые |
Род |
Игуанодон |
Гаттерии |
Как видите, всё очень просто. Достаточно оставить пустой графу "Надотряд" и животное, которое по всем основным показателям является динозавром, согласно "научной классификации" динозавром не является. По одной простой причине - слово "динозавр" образовано от двух греческих слов "страшная" и "ящерица", то есть "страшная ящерица". А если ящерица не очень страшная, то её уже динозавром называть противопоказано.
По существующей "научной классификации" даже крокодил динозавром не является, хотя вид у него весьма устрашающий. В-общем, следов какой-либо научной дискуссии или научной договоренности о том, чтобы динозаврами называть только безнадежно вымерших животных, я не нашел. А это значит, что мы имеем полное право всех современных животных, род которых ведет начало из мезозойской эры, а сами они являются хордовыми пресмыкающимися, обобщенно называть динозаврами.
Я умышленно так долго рассуждал о принадлежности некоторых современных хордовых пресмыкающихся к лику динозавров, хотя бы в бытовой речи, чтобы проще было понять дальнейший ход рассуждений.
А вот теперь давайте поговорим о втором пришествии динозавров.
Правда состоит в том, что динозавры никуда и не уходили. Со времени своего возникновения в начале мезозойской эры некоторые разновидности динозавров всегда жили на нашей планете. Они и сегодня рядом с нами.
Но и это ещё не всё.
Науке уже известны случаи, которые можно трактовать, как второе пришествие динозавров. Одним из таких является возникновение на планете комодского варана, появление которого датируется 4-мя миллионами лет тому назад.
Напомню, что массовое вымирание динозавров на Земле произошло примерно 66 миллионов лет тому назад. И вот спустя 62 миллиона лет после окончания эры динозавров на планете появился новый, неизвестный ранее гигантский ящер.
Ну чем не динозавр? Эта хищная рептилия вырастает до трех метров в длину и весит взрослая особь до 130 килограммов.
Четыре миллиона лет назад на нашей планете царствовали млекопитающие, человек уже слез с дерева и шествовал по земле прямой и гордой походкой Хомо Сапиенс. И вот природа вдруг "вспомнила" о вымерших динозаврах и одна из многочисленных "почек" на пышном древе эволюции дала свежий побег - комодского дракона.
Разумеется, историю нельзя повернуть вспять. Разумеется, время течет только вперед, но эволюционная цепочка видов, открытая нам Дарвином, это совершенно особенная субстанция. Это не просто описание некой последовательности происхождения видов. Эволюционное дерево Дарвина - это вечно живой организм, который постоянно развивается и совершенствуется.
Так же, как и живое дерево, дерево эволюции видов состоит из живых корешков, живых веточек, живых листьев и, что самое главное, живых почек, готовых дать новые побеги при подходящих условиях.
Процесс эволюции - это долгий и мучительный путь поиска природой новой формы жизни, которая будет наилучшим способом соответствовать создавшимся в окружающей среде условиям. Но результаты этого поиска - конкретные формы жизни - не исчезают бесследно. При изменении условий в привычной среде обитания старые формы жизни потесняются и уступают место новым более адекватным новому климату созданиям природы.
Но старые формы жизни не исчезают абсолютно. Они утрачивают былое видовое разнообразие и численность популяции, но остаются жить и нести свой генофонд через миллионы и миллионы лет.
Природа включается в эволюционные эксперименты только в том случае, если на планете сложились небывалые доселе климатические условия. Тогда на поиски новых форм жизни уходят миллионы лет. Но если на Земле климат просто возвратится к какому-то былому состоянию, для которого в "колоде карт" эволюционной цепочки уже есть подходящие формы жизни, природа просто активизирует уцелевшие "почки" дерева жизни, которые быстро дадут новые побеги.
Этот механизм смены видов работает очень быстро и эффективно - природе незачем изобретать что-то новое, когда у неё уже есть в запасе готовые варианты.
Поскольку то, что сейчас принято называть глобальным потеплением, на самом деле является возвратом климата в свое естественное теплое состояние, каковое на нашей планете было нормой 66-240 миллионов лет назад, всё ныне живущее на Земле столкнется с множеством сложнейших проблем.
Во-первых, выжить в новом теплом климате удастся далеко не всем, так как не все способны к адаптации и миграциям на большие расстояния.
Во-вторых, засухи в экваториальной зоне планеты и смещение зоны комфортного климата к полюсам нарушат кормовую базу животных и людей.
В-третьих, и это главное - все нынешние формы жизни столкнутся с ожесточенной конкуренцией со стороны традиционных для теплого климата форм жизни, которые быстро возродятся из "спящих почек" эволюционной цепочки. В приполярных и полярных зонах Земли установится теплый климат эпохи мезозоя, но баланс солнечного света и полярной ночи будет не в пользу современной флоры. В этих условиях конкурентную борьбу выиграют привычные к темноте хвощи, плауны и папоротники, а вслед за ними придут те, кто этим традиционно питался: травоядные пресмыкающиеся, а за ними и хищные динозавры и динозаврики.
Этот процесс будет протекать не миллионами лет, а всего десятками или сотнями, так как и хвощи и динозавры уже есть на Земле. Им нужно просто расплодиться и немного подрасти.
Человечество должно готовиться к тому, что бороться за место под солнцем придется не только с себе подобными, но и с многими неизвестными нам доселе формами жизни и опасными заболеваниями, которые они принесут с собой в наш такой привычный мир.
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Автор: Сергей Просветов
Просмотров всего: 64986 Просмотров сегодня: 42
Прелюдия третьей мировой
Предупреждение Амазонки