В Украине острая нехватка СТО. В ближайшие пять лет количество станций техобслуживания может вырасти в полтора раза
2013-07-21 07:12:51
На данный момент СТО интересуют владельцы грузовых и легковых авто, возраст которых не старше 12 лет. Именно они, по мнению продавцов, приносят два с лишним миллиарда долларов прибыли техстанциям.
Примерно $256 в год тратится владельцем на обслуживание автомобиля среднего класса. Однако, это сумма не включает в себя расходы на ремонт после ДТП, которых только в первом полугодии 2007 года в Украине зарегистрировано 114,305 тыс.
По некоторым подсчетам, более 400 тыс. автомобилей потребуют ремонта. Учитывая, что средняя стоимость мелкого послеаварийного ремонта составляет около $1 тыс., по итогам года на восстановление машин украинцы тратят не меньше $500 млн. При том что в Украине застрахована только десятая часть всего автопарка (около 800-900 тыс. авто), выплаты по полисам КАСКО в 2007 году составили около $300 млн. С учетом стоимости замены узлов ходовой, перекраски корпуса или капитального ремонта двигателей машин старше 12 лет годовой оборот рынка автосервиса составляет как минимум $3 млрд.
Из-за высокого спроса владельцы автосервисов могут позволить себе выбирать клиентов. По мнению Александра Соколова (начальник аналитического отдела компании Pro-Consulting), в следствие автомобильного бума подобный спрос не удовлетворен минимум на 20%.
Украинский автопарк вырос в прошлом году примерно до 600 тыс. (с учетом серого ввоза) и, по прогнозам дилеров, будет продолжать расти до 2010 года. А для того чтобы сохранить свою рыночную долю, многие продавцы будут развивать и фирменный автосервис.
Основную прибыль автобизнесу приносит сервисное обслуживание и продажа запчастей. В самых «автомобильных» странах ЕС рентабельность данных направлений приближается к 8-12%. Поскольку при перенасыщенности авторынка маржа продавцов сводится до минимума (1-5%). Не на много больше прибыль и у автоцентров, которые получают свои миллиардные доходы за счет объемов производства.
У нас же продавать и обслуживать автомобили выгоднее, чем в ЕС. На продажу машин приходится 5-10% у импортера автомобилей, располагающего большим количеством собственных СТО. Техобслуживание приносит30-35% дохода и почти 60% - продажа запчастей. Несмотря на мнение украинских автодилеров о том, что рентабельность ремонта составляет 15 % (при 20% на поставку узлов и агрегатов и 5-10% на доходность «белых» продаж), фирменных техстанций Украине не хватает, везде очереди.
Николай Матвиенко считает, что появление дефицита дилерских станций в Украине закономерно. При открытии автосалона с небольшим офисом и открытой площадкой, понадобится примерно $100 тыс. (при условии аренды). В то время как открытие фирменного СТО с полным набором диагностического и ремонтного оборудования, обойдется приблизительно в $4 млн.
Лишь 25% автовладельцев Украины пользуются услугами дилерских сервисных центров, то есть около 5-7 млн. обслуживаются в независимых СТО. В Германии, к примеру, на авторизованных станциях обслуживается 48% клиентов.
Постоянными клиентами дилерских техцентров являются собственники новых автомобилей (в противном случает они теряют гарантию) и состоятельные клиенты. Так же, к фирменным автосервисам прикреплены практически все владельцы машин, приобретенных в кредит- обязательное КАСКО привязывает их к партнерской СТО. Около 60-70% автомобилей сейчас приобретается в кредит.
Зачастую автосалоны прикрепляют владельцев новых машин к своим техстанциям опираясь на долгосрочные гарантийные обязательства – 3-6 лет, не уточняя при этом, что они распространяются только на сквозную коррозию, а на основные узлы и агрегаты дается лишь год гарантии.
Генеральный менеджер компании «АВТ Бавария» Александр Тимофеев признается, что Продавцы салонов могут делать большие скидки, так как дилер заработает продавая автозапчасти и услуги. Это происходит из-за того, что на авторизованных сервисах детали подлежат полной замене, а не ремонту.
Оплата планового техобслуживание автомобиля стоимостью $20-30тыс. после 20 тыс. пробега в среднем составит $150-300 – в фирменных СТО, $150-200 - в независимой автостанции, $100 - у частника.
Руководитель управления сервиса, торговли запчастями и логистики корпорации «УкрАВТО» Вадим Герасименко объясняет дороговизну сервиса его качеством. Он заявляет, что только в фирменных техцентрах установлено дорогостоящее фирменное оборудование и постоянно обновляется ПО, так необходимые для диагностики современных машин с большим количеством сложных электронных блоков. К сожалению, такое оборудование не доступно независимым СТО.
Более 30% от выручки составляет рентабельность дилерских сервис-центров и, как заверяет начальник отдела, дают двухлетнюю гарантию на запчасти и выполненные работы, в отличие от независимых СТО. Но, тем не менее, наблюдается разница в прайсах у авторизованных СТО одной и той же дилерской сети, которая зависит от региона расположения СТО.
Почувствовав разницу в прибыльности автопродаж и авторсервиса, дилерские СТО значительно расширили свою сеть за последние 10 лет, но всё равно очереди на техстанция сохранились. Самая дорогая и прибыльная услуга здесь – кузовные работы. Ее рентабельность доходит до 60%.
Незастрахованный автомобиль после серьезного ДТП или с ржавыми дырами на станции дилеров редкое явление. Владельцы таких авто — клиенты независимых техстанций или мастеров-частников.
После мелкой аварии , ремонт в неавторизованной мастерской будет стоить около $0,8-1 тыс., а в «гаражной» мастерской - $300-500 вместо $1,5-2 тыс. на фирменной СТО.
Фирменные сервисные центры зарабатывают на продаже запчастей и материалов, независимые СТО – на продаже услуг. Рентабельность последних -в среднем 25%. Но при этом они могут дать гарантию на свои работы максимум на пол года.
Основную массу рабочей силы в «гаражных» мастерских составляют бывшие сотрудники фирменных СТО. Они, как правило, уходя их дилерского техцентра, забирают с собой и своих клиентов, желающих обслуживаться у «своего», проверенного мастера.
Часть клиентов попадает в независимые СТО из крупных магазинов, где им предлагают деталь « с установкой и гарантией». Именно через независимые техстанции проходит около 90% проданных в рознице запчастей и материалов.
Многие эксперты считают, что годовой оборот неавторизованных СТО превышает $1 млрд., даже с учетом двукратной разницы в стоимости услуг независимых и дилерских СТО.
Мнения экспертов разделяются в вопросе о том, кто будет пользоваться большим спросом в ближайшее время: дилерские центры или независимые техстанции.
Фирменные СТО развиваются медленно из-за недостатка квалифицированных кадров, необходимости больших капиталовложений и длительных сроков на строительство полноценных станций. Так, например, затраты на создание подобного техцентра составят $1,5-4 млн., без учета стоимости земли и строительства, время затраченное на строительство – около 3 лет, а окупаемость 5-8 лет.
Для неавторизованной СТО минимальные капиталовложения составят примерно $ 60 тыс., при окупаемости 2-3 года. По мнению Николая Матвиенко, срок окупаемости может быть снижен при хорошей организации работы. Он уверен, что доходы в таких мастерских будут расти. Даже в «гаражах» проводят поагрегатную замену износившихся узлов, да и автопарк заметно помолодел, а клиенты легче расстаются с деньгами.
Начальник отдела сервиса компании, считает что с ростом продаж новых автомобилей вырастет и процент клиентов фирменных СТО. Неавторизованные станции стремятся улучшить качество услуг, но они будут отставать от авторизованных центров. Это связано с тем, что в последних работает квалифицированный персонал, используется актуальная информация по ремонту и обслуживанию и предоставляется более длительный срок гарантии. К тому же, в неавторизованных СТО перечень предоставляемых услуг ограничен.
А вот владелец неавторизованной станции Николай Матвиенко считает, что низкое качество на небрендовых станциях уже в далеком прошлом. Сейчас здесь трудятся мастера с опытом работы на фирменных автосервисах, используя те же материалы и запчасти, что и на авторизованных СТО. Конечно, существует некоторый перечень работ, которые неавторизованные СТО отказываются делать, но они могут себе это позволить, т.к. к хорошим мастерам всегда очередь и они имеют возможность выбирать наиболее выгодные виды работ.
В настоящее время независимые автостанции приобретают дорогостоящее оборудование, диагностическую аппаратуру, покрасочные камеры и т.д.
Автовладелец со стажем более 10 лет Наталья Костяная, говорит, что сменив 4 автомобиля, она обслуживалась и в дилерских центрах и в «гаражах». Разница в стоимости обслуживания двукратная, а очереди есть везде, где предоставляют качественный сервис. В добавок к этому, цены в пригородах гораздо дешевле, чем в городах. Здесь можно сэкономить на покраске автомобиля от $200 до $1 тыс.
На авторизованных станциях сразу меняют деталь на новую. На независимых –сделают небольшой ремонт и помогут сэкономить, если авто для продажи, а если владелец привязан в машине, то отремонтируют на совесть.
Журналист Сергей Литвиненко считал, что переплатив за фирменный автосервис получит качественную и быстро выполненную работу. Однако, он изменил свое мнение после очередного визита к авторизованному поставщику услуг. Установив сигнализацию и магнитолу, «мастера» забыли закрепить клемму аккумулятора, следствием чего стало полное обесточивание автомобиля.
Иногда, складывается такое мнение, что процесс ремонта в фирменном техцентре целенаправленно затягивается владельцами, поскольку здесь оплачивается еще и нормо-час (примерно 120-200 грн.). Например, на шиномонтаж может уйти 4 часа и в процессе «переобувания» обнаружиться, что шины совсем не те, которые были указаны Вами в заявке. И в целом, услуги здесь, по подсчетам Сергея, в три-четыре раза дороже, чем на неавторизованных станциях.
Теперь Сергей хочет отказаться даже от шестилетней гарантии своего автомобиля, ведь долгосрочная гарантия, на самом деле, распространяется только на антикоррозийную обработку. На основные узлы и агрегаты, она не превышает 1 года.
В конце 1990-х годов в ЕС появились сетевые мультибрендовые предприятия срочно ремонта или soft franchise. Большая часть мастерских быстрого ремонта предоставляет лишь ограниченный спектр услуг (замена тормозных колодок, мала, свечей, шиномонтаж и т.п.). В Германии законодательно закреплено право за soft franchise проводить техосмотр автомобилей, не прерывая срока гарантии.
Volkswagen AG управляет одной из первых soft franchise в Европе. Входящие в сеть СТО, на равных условиях с авторизованными станциями имеют доступ к фирменным запчастям и технической информации. При этом они не ограничиваются обслуживанием машин только одной марки.
Такая система приводит к тому, что автопроизводители получают дополнительный доход от продажи комплектующих, предоставления технической информации и обучения персонала; СТО – новых клиентов и доступ к фирменным технологиям; автолюбители – возможность провести дешевый несложный ремонт в любой точке Европы.
Очередь Украины в построении soft franchise наступит лишь тогда, когда на рынке автосервиса будет достаточно авторизованных техстанций. Пока же владельцы автопредприятий заняты только строительством дилерских сервисных центров.
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 27643 Просмотров сегодня: 10
Сезонный бизнес: поздравления Деда Мороза
Ландромат: вендинговая прачечная