Налог на прибыль будет каждый год уменьшаться на один процентный пункт - до 17 %, пообещал премьер- министр Украины Николай Азаров. Эта норма заложена в проекте нового налогового кодекса. О других налоговых новациях, мы будем говорить с Алексеем Любченко, заместителем Председателя Государственной Налоговой Администрации Украины. UBR. Алексей Николаевич, проект налогового кодекса Украины, на какие новации бизнесу следует обратить внимание, и за счет какого ресурса будут уменьшены нагрузки на этот бизнес?
2010-06-18
А.Л. Главное, чего достигает налоговый кодекс, это то, что принципиально уменьшается количество налогов. Потому что некоторы налоги обходятся государству намного дороже, чем те деньги, которые собираются. У нас общегосударственных налогов в проекте бюджетного кодекса 17, вместо 28. Местных налогов - 6, 14 вместо тех, которые на сегодня есть. Кроме того, есть улучшения процедуры администрирования налога на прибыль, а именно, приближение норм налогового учета с бугалтерским учетом. Потому что многие вопросы возникают, начиная от учета курсовых разностей, начиная от метода начислений, амартизации, т.е., ускоренная амартизация- это как раз все эти новеллы налогового кодекса. Много экономически необоснованых расхождений между налоговым и бухгалтерским учетом. Зачем они нужны сегодня - никто не может ответить. Как раз, экспертные группы, они нивелируют эти расхождения. Действительно, главным есть момент децентрализации налога на прибыль. В конце концов, государство отвечает общественности на вопрос, будет ли децентрализация, или будет заинтересованность местных органов власти в том, чтобы администрировать налог на прибыль, создавать благоприятные условия, инвестиционные условия для ведения бизнеса.
UBR. И наполнять казну.
А.Л. Так, начиная из следующего года, мы будем иметь уменьшения ставки налога на прибыль на один процент на протяжении трех лет. Т.е., на 3% уменьшится ставка налога на прибыль - до 17. Вы сразу спросите, было 25, стало 17. И в этом, как раз, смысл, 5 % - отдается право распоряжения установления этой ставки на местные органы власти. Соответственно, 2 % на областные советы, Совет Автономной республики Крым, и 3 % на районные и горсоветы. Т.е., 5 % переходит из государственного управления на местное самоуправление налога на прибыль, установление ставки. Это - почти революция, потому, что местный совет уже будет сам создавать, таким образом, через финансовые механизмы, благоприятные условия для развития бизнеса. Кроме того, НДС. Много разговоров в Украине о НДС, и под большинством мыслей есть почва, и экономическая, и политическая, и социальная. Главная задача, которую решает налоговой кодекс - это нивелировать субъективное влияние администраторов, т.е., налоговой службы, таможенной службы, на процесс администрирования НДС. Как этого можно достичь? Через электронную отчетность, через электронные реестры, через упрощение процедур регистрации плательщиков. И много таких моментов, они прописаны в самом кодексе, возмещение НДС в конце концов, сроки возмещения НДС для экспортеров, потому что это - главная жила, которая наполняет валютой бюджет страны.
UBR. Налоговые каникулы для предпринимателей, какие категории попадают под эти нормы. И расширение базы налогообложения. Не повредят ли новые налоги и сборы, которые будут собираться на местах, для малого и среднего бизнеса?
А.Л. В каждом процессе есть своя эластичность, эластичность того, насколько мы уменьшаем ставку налога, и насколько мы расширим базу налогообложения. Насколько будет привлечены инвестиции, они будут вложены в экономику страны, и соответственно, будет прибыль, из которой будет уплачен налог. Но, главную задачу, которую решает налоговый кодекс, и в проекте это идет красной нитью, это то, что необходимо перевести бремя из малого бизнеса на большой бизнес. Возможно, бремя - не то слово, но налоговая отдача от большого бизнеса должна увеличиваться, а малый бизнес должен развиваться, и для него должны быть созданы условия, по возможности - наилучшие. И такие новеллы есть - это предприятия, юридические лица, до ста тысяч у кого объем операций за год, для них нулевая ставка, они освобождаются от уплаты всех налогов, кроме социальных взносов для своих работников, потому, что есть вопросы пенсионного обеспечения в будущем. Физические лица до трех тысяч - уволены от уплаты всех налогов, кроме социального взноса - нулевой ставки. Сохранена, это - принципиальный вопрос, который решен в кодексе, сохранена упрощенная система налогообложения, которая себя зарекомендовала наилучшим образом. Кроме того, единый налог из юридических лиц - увеличенная граница пребывания предприятий на едином налоге: был один миллион - оборот, сейчас два миллиона - оборот в проекте кодекса на год. Больше того, уменьшенная ставка с 10 до 6 % упрощенцев, которые находятся, юридических лиц, которые находятся на упрощенной системе и облагаются налогами, единым налогом.
UBR. Кто разрабатывал этот налоговый кодекс, и какие, на ваш взгляд, еще есть дискуссионные вопросы в этом кодексе?
А.Л. Принципиальная позиция - государственная налоговая служба к разработке налогового кодекса имеет исключительно экспертное отношение. Налоговый кодекс разрабатывают экспертные группы, которые созданы при Министерстве финансов, привлеченые общественные организации, отрабатываются дискуссионные вопросы. Главные дискуссионные вопросы, они идут под эгидой вице-премьер-министра - Тигипко Сергея Леонидовича. Эти вопросы, должен ли быть налоговый залог, на период административного и судебного обжалования решений – сообщений. Нужна ли государственная регистрация физических лиц в едином государственном реестре, как прописать механизм борьбы с теневыми схемами, каким должен быть срок проверки. Это как раз те вопросы, которые требуют сегодня обсуждения с общественными организациями, профессиональными изданиями, специалистами, из разных областей. Так как от них зависят решения, по какому курсу пойдет развитие бизнеса в Украине.
Источник: Украинский Бизнес Ресурс
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 145830 Просмотров сегодня: 1294
Новые формы налоговой отчетности, утвержденные ГНАУ
Закон о финмониторинге: Подвох спрятан в деталях