Бизнес планы и сметы
Просмотров всего: | 2885 |
Просмотров сегодня: | 2 |
Опубликовано: | 2013-07-21 |
Мини—типография: как начать полиграфический бизнес
Вид бизнеса: | Производство |
Направление бизнеса: | Производство печатной продукции |
Начальные инвестиции от: | 0.00 USD |
Сезонность бизнеса: | Всесезонный |
Возможна работа ON-LINE: | Нет |
Возможна работа дома: | Нет |
К услугам небольших типографий обращаются частники - владельцы небольших печатных точек; государственные организации - для внутреннего документооборота (налоговики, почтовики и т.д.); учебные организации - для размножения методических материалов; банки, торговые фирмы (прайсы); предприятия общепита и производители (ценники, этикетки, меню, копии сертификатов); крупные заводы, рекламные и PR—агентства (анкеты, рекламные листовки, флаеры)
Мини-типография: как начать полиграфический бизнес
Обычно небольшая типография предполагает наличие оборудования, способного в короткие сроки выполнять не очень крупные полиграфические заказы. Одним станком, однако, обойтись не удастся. Вторая составляющая - так называемые “вспомогательные“ машины, которые позволяют совершать ряд действий с уже отпечатанной продукцией. Именно совокупность двух этих видов оборудования можно считать мини—типографией. На московском рынке печатных услуг четко разделяются как типографии, так и клиенты: мелкие заказы выполняются в мини—типографиях, средние - в средних, а крупные, соответственно, - в крупных. Здесь главное - обозначить ту нишу, в которой вы собираетесь работать, начиная типографский бизнес. Если у вас уже есть потенциальные заказчики, вам необходимо закупить такое оборудование, которое будет задействовано максимально. При покупке слишком мощного оборудования, придется искать дополнительных
Ризограф и офсет
Оснащение небольших типографий делится по нескольким критериям. Одни предприниматели покупают ризографы, другие - цветные копиры, третьи - машины для офсетной печати. Ризограф - это, прежде, всего черно—белая печать. Есть и цветные ризографы, позволяющие, например, напечатать черно—белую листовку с красным флажком. На таких аппаратах обычно делается деловая документация, инструкции для бытовой техники и т.д. Визитки на ризографе не напечатаешь - для этого нужна офсетная машина, которая позволяет печатать сложные цвета и совмещать их. Если говорить об офсетной печати, то дополнительными здесь будут: машина для резания, оборудование для производства печатных форм (копировальная рама и процессор для проявки пластин), аппарат для скрепления, машина для сгиба и т.д.
Хороший ризограф стоит около 10 тысяч долларов, хотя цена сильно колеблется в зависимости от комплектации. Цена цветного копира - от 10 до 50 тысяч долларов. За 10-15 тысяч долларов также можно купить и подержанную одно— или двухкрасочную офсетную машину. На ней можно будет делать и визитки, и другие простые работы. Мини—типографию, состоящую из одной машины офсетной печати, если знать рынок б/у оборудования, можно “построить“ и за 10-15 тысяч долларов. Но можно вложить и 150-200 тысяч - тут все зависит от объема стартового капитала.
Рассказывает директор московской типографии “Елена“ Сергей Немцов: “Мы
Горячее дыхание конкурентов
Ризограф дешевле и, как следствие, более доступен, но нужно отдавать себе отчет в том, что такое оборудование под силу не только вам, но и вашим конкурентам. Чем меньше его стоимость, тем ближе будет чувствоваться их дыхание. Чтобы строить бизнес, надо реально представлять себе, кому будет оказываться услуга, в чем будут состоять ваши преимущества, и т.д. “Можно, допустим, играть на скорости, - говорит директор РА “Солист“ Александр Ер, открывший типографию при своем рекламном агентстве около четырех лет назад. - Например, делать все заказы в кратчайшие сроки. Сотрудники при этом должны быть готовы оставаться на ночь. Таким образом, охватывается аудитория “горячих“ клиентов. Можно предлагать варианты технологий печати, советовать, что подходит заказчику, а что нет, ориентироваться именно на высокое качество услуг, учитывая, разумеется, и остальные факторы“.
Все мини—типографии объединяет сходный принцип действия, основанный на трафаретной печати. Первыми на российском рынке появились аппараты фирмы Riso, пионера этой области полиграфии, получившие название “ризографы“, а фирма Duplo, позже вышедшая на этот рынок, предпочитает называть свои аппараты дупликаторами. Ныне на рынке представлены три основных производителя - Riso, Duplo и Ricoh (все - японские). Аппараты Ricoh производятся также в Европе и России под марками Rex—Rotary, Nashuatec, MB, Gestetner. На московском рынке сейчас, в основном, востребованы аппараты начального уровня формата A4 и системы формата A3. Сказать точно, какая фирма—производитель лучше, трудно. Все аппараты устроены примерно одинаково. Разумеется, речь о престиже здесь не идет: мини—типографию уместнее сравнивать с грузовиком, а уж на каком грузовике возить доски - это неважно.
Наиболее популярной является печать с отсканированных бумажных оригиналов. Однако все большее число потребителей обращают внимание на такие детали, как наличие компьютерного интерфейса (RIP) для подключения мини—типографии к ПК и печати электронных документов (блок идет в поставке или покупается отдельно) или сетевой карты - для использования мини—типографии в качестве устройства сетевой печати.
Ломовые лошадки
Именно ризографы можно назвать ломовыми лошадками на рынке офисной техники. Они предназначены для быстрой (до 120-130 стр/мин.) и экономичной печати на бумаге формата А6—А3. При тиражах в диапазоне 50-5 000 копий они успешно конкурируют по себестоимости оттиска с копирами и малоформатными офсетными машинами. Стоимость копии в этом случае резко снижается при увеличении тиража. Важными преимуществами мини—типографий является большой ресурс работы машин (до 9 миллионов копий), малое энергопотребление (до 400 Вт) и экологическая чистота (расходники часто нетоксичны). В отличие от офсетной печати, при работе с мини—типографией не требуется никаких затрат на подготовку печатного процесса. Даже если вы приобретаете бывшее в употреблении оборудование, которое у прежнего хозяина работало без всякого сервисного обслуживания, “внутренности“ аппарата могут быть в полной целости и сохранности.
А вот большим плюсом копировальных машин последнего поколения является их способность работать практически на любой бумаге - от недорогой тонкой (46 г/м?) до картона (240 г/м?). Специалисты настоятельно советуют приобретать устройства формата А3, даже если вы планируете печатать только копии формата А4. Дело в том, что на аппарате формата А3 за один проход вы сможете напечатать сразу две копии формата А4. Это продлевает срок службы аппарата, снижает себестоимость и значительно ускоряет процесс печати. А для “разделки“ готовых копий можно приобрести специальный резак, способный резать пачки бумаги толщиной 500 листов.
Именно в самом начале организации бизнеса необходимо решить важную проблему - какое оборудование покупать. Здесь можно пойти двумя путями. Первый - приобрести б/у машины, “пробег“ которых позволяет с некоторыми издержками производить качественную полиграфию, способную удовлетворить запросы не слишком взыскательных клиентов. Второй путь - закупка абсолютно нового оборудования. Некоторые эксперты утверждают, что начинать с новой машины правильнее. Особенно это важно, если у вас в штате нет высококлассного специалиста по оборудованию, который в короткие сроки сможет найти причину возможных неполадок и устранить их. По опыту многих владельцев типографий, бывшее в эксплуатации оборудование часто дает сбои и нуждается в пристальном контроле.
Кроме машин
Если говорить о других необходимых требованиях бизнеса, то, в первую очередь, это помещение. Как бы ни была мала типография, она требует наличия склада (как для исходников, так и для готовой продукции). Вообще же, мини—типография занимает мало площади - можно начать с 40 кв. м. Однако известны случаи, когда мини—типография располагалась и на 20 кв. м. - буквально в отгороженном углу офисного помещения. При таких обстоятельствах вполне возможно объединить в одном месте и производство, и офис. При их разделении, конечно же, потеряется мобильность и потребуется налаживать логистику процесса.
Период, за который может окупиться оборудование, назвать сложно. Порог рентабельности в этом случае зависит от очень многих причин. “Могу сказать одно, - говорит Александр Ер, - если вы начнете бизнес с производства полиграфической продукции на офсетном оборудовании, вам понадобится около года только на то, чтобы привести работу типографии к более—менее скоординированному взаимоотношению заказов клиентов и ваших мощностей. Непосредственно сроки окупаемости оборудования также зависят и от наличия клиентской базы, и от местоположения производства, и от многого другого. Если говорить о возвращении “своих“ - то можно назвать срок в три года. В первый год, конечно, вам уже не надо вкладывать инвестиции, но и баланс будет фактически равен нулю. Пока вы не приведете в должную форму технические параметры своего оборудования, пока не будут сформированы заказы, о постоянном серьезном доходе можно забыть“. Такого же мнения придерживаются многие владельцы типографий. Для этого бизнеса вполне применима знаменитая пословица: “Первый год ты кормишь бизнес, второй - бизнес кормит себя сам, третий - бизнес кормит тебя“.
Но при грамотно построенном продвижении услуг достичь удается многого. Известны примеры людей, которые, даже не являясь специалистами в вопросах полиграфии, но имея предпринимательскую жилку, добивались в этом направлении больших успехов.
“Если брать новое офсетное оборудование - то окупится типография не раньше, чем через три года. Конечно, при покупке уже проработавшей какое—то время аппаратуры, есть риск, что она сломается. Гарантий никаких нет. И через сколько окупится бывшая в употреблении техника - неизвестно. Но обычно, если берешь “старую“ машину, - через год—полтора ее можно “отбить“, и потом уже пойдет прибыль“, - говорит директор типографии “Елена“ Сергей Немцов.
Результаты труда
Сориентировать читателя по прибыли очень сложно - это зависит от многого, но в среднем мини—типография (офсетный станок + вспомогательное оборудование) реально может приносить доход около 2-5 тысяч долларов в месяц. Рассмотрим простой пример. Цена одного оттиска на копировальном оборудовании составляет 0,5 доллара, а затраты - около 12 центов/оттиск. При почти полной загрузке машины можно получить “грязную“ прибыль в 10 тысяч долларов в месяц. С вычетом затрат на обслуживание, аренду помещения, зарплату сотрудников - получается около 2-3 тысяч долларов чистой прибыли в месяц. Однако надо помнить, что летом для типографий фактически наступает мертвый сезон, а затраты остаются.
Аренда помещения, зарплата сотрудникам, модернизация аппаратуры - все это постоянные статьи расходов. Будущим владельцам мини—типографий стоит уделить особое внимание вопросу приобретения расходных материалов. На рынке достаточно много так называемых “совместимых“ материалов, которые примерно на 30% дешевле оригиналов. Однако все продавцы ризографов в вопросе выбора расходников поразительно единодушны - они настоятельно рекомендуют своим клиентам пользоваться только оригинальными материалами и никакими другими принципиально не торгуют. Последствия применения нефирменных материалов катастрофичны. Например, если на Riso использовать совместимые расходники, то можно смело откладывать 1 000 долларов на новый барабан. Одно дело, если выйдет из строя струйный принтер стоимостью 100 долларов, другое дело - ризограф в тридцать—сорок раз дороже. Бывает и так, что на тубе с краской может быть написано одно, а внутри может находиться совсем другое. В случае с совместимыми материалами есть вероятность попасть на перезаправленную тубу, куда заливают порой обычную типографскую краску. И хотя специалисты обычно отличают “липу“ по запаху и консистенции, обычному пользователю оценить качество краски очень трудно. Чтобы избежать неприятностей, имеет смысл покупать расходники в той же компании, которая осуществляет сервисное обслуживание.
Факторы успеха
Что касается остальных факторов успеха, то здесь на первом месте стоит наличие клиентской базы. Конечно, немаловажны и оперативность выполнения заказов, и местоположение самого производства. Предприятия в промзонах или имеющие сложную пропускную систему могут и отпугнуть клиентов. “Где находится производство, в принципе, все равно, - считает Сергей Немцов. - Главное, чтоб был удобный подъезд к офису - погрузка—отгрузка товара идет постоянно“.
В случае с мини—типографией, в первую очередь, нужно думать о том, чтo она будет делать и для кого. Реклама в данном виде бизнеса - в основном, прямой маркетинг, то есть, менеджер обзванивает потенциальных клиентов. Хотя некоторые предприниматели размещают объявления в газетах и журналах типа “Товары и услуги“. Еще один важный момент: полиграфическая услуга - сложная. Нет четких, с первого взгляда очевидных мерил, позволяющих определить, качественно выполнена работа или нет. Откровенный брак определить легко, но в полиграфии существует множество промежуточных критериев. Клиент, узнав о вас, не сразу побежит делать заказ - нужно завоевать его доверие.
По поводу ценовой политики можно сказать следующее: если рассчитывать оперативную прибыль по заказу, то есть по прямым затратам из общего дохода, можно утверждать, что полиграфия - высокорентабельный бизнес. Продавец может варьировать цены на услугу в зависимости от того, насколько сильно хочет получить данный заказ. Тут есть большой диапазон всевозможных действий: так как мини—типографии рассчитаны на небольшие и неотложные заказы, то на повышении цен для “срочных“ клиентов можно “играть“. Например, приглашения нужны на какое—то мероприятие к утру, а заказчик приходит, скажем, накануне в шесть вечера. Тогда можно требовать дополнительной платы за срочность - как правило, клиент идет на это. Цена в этом случае может повышаться в два раза. В идеале, кстати, имеет смысл наладить круглосуточную работу типографии - в этом случае она будет приносить максимальные доходы