Можно ли сохранить бизнес в условиях, когда хорошо налаженное сотрудничество крупных предприятий с малым бизнесом фактически разрушает раздел III Налогового кодекса?
2011-03-20 09:18
Существуют ли схемы, которые давали бы возможность бывшим партнерам продлить взаимовыгодную деятельность?
Стране очень нужны новые налоговые поступления, которые, по мнению власти, способна дать только промышленность. А ей остро не хватает рабочих рук. Взять их можно в малом бизнесе. Похоже, что именно такой была главная мотивация Налогового кодекса (НК), с помощью которого малый бизнес практически поставлен в безвыходное положение. Нет, прямо его никто запрещать не собирается. Но палкой в колеса деятельности этого сегмента промышленности стал запрет юридическим лицам относить приобретение товаров, работ, услуг у предпринимателей — физических лиц к своим валовым затратам.
Когда в конце своего президентства Л.Кучма узаконил статус предпринимателей-упрощенцев, это помогло им легально работать и развиваться. И довольно скоро в статусе упрощенцев увидели свой интерес мощные предприятия, которые начали использовать их потенциал и преимущества в налогообложении для минимизации собственных доходов, а следовательно, и сумм налога на них.
Работа с предпринимателями на упрощенной системе налогообложения позволяла юридическим лицам решить одновременно несколько задач: 1) уменьшить налогообложение своей прибыли за счет увеличения затрат на таких предпринимателей; 2) уменьшить затраты на персонал путем заключения с работниками-предпринимателями договоров на выполнение работ или услуг вместо оформления трудовых отношений; 3) получить в оборот свободные наличные средства.
Наблюдая этот наличный ручеек, законодатели давно пытались изменить ситуацию. (Хотя логичнее было бы прекратить офшорные игры крупного бизнеса, которые позволяют выводить из-под налогообложения полноводные реки средств.) И все-таки своего добились. Но при этом, так сказать, вместе с водой выплеснули и ребенка.
«Раньше предприниматели-упрощенцы не платили взносы на общегосударственное пенсионное и социальное страхования, — говорит старший юрист юридической фирмы ILF Елена Пархоменко (г.Харьков). — С первого января 2011 г. в дополнение к единому налогу они обязаны платить единый социальный взнос, размер которого составляет около 34,7% от размера минимальной заработной платы, — приблизительно 327 грн. С апреля же предприятие не сможет относить на затраты средства на приобретение товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица-предпринимателя на едином налоге. Тем самым увеличивается его прибыль — база для налогообложения налогом на прибыль в размере 23%.
Это существенным образом ударит по крупному и среднему бизнесу. Цены на его продукцию будут расти. Поэтому юридические лица на общей системе налогообложения, раньше работающие с упрощенцами, уже сейчас ищут обходные пути».
По мнению Елены Пархоменко, раздел III (п.139.1.12.) НК ставит крест на многих схемах оптимизации налогообложения. Указанные положения вступают в силу первого апреля 2011 года. Поскольку с января плательщик единого налога не может быть плательщиком НДС, предприниматель на упрощенной системе налогообложения вдвое становится невыгодным контрагентом для большинства субъектов хозяйствования. Чего же надо ожидать в результате?
Состоится кардинальная перестройка украинского бизнеса. Перестанут работать ранее популярные схемы минимизации налогообложения. Работа с предпринимателями — плательщиками единого налога — становится невыгодной для бизнеса. Произойдет реструктуризация отечественного бизнеса. Для юридических лиц она будет состоять в пересмотре перечня своих контрагентов и схем оптимизации налогообложения. Как один из потенциальных участников таких схем могут рассматриваться предприятия, освобожденные кодексом от уплаты налога на прибыль.
Так, в соответствии с п.154.6 НК, налог на прибыль по ставке 0% применяется к предприятию, доход которого в течение каждого отчетного периода нарастающим итогом с начала года не превышает 3 млн. грн. и зарплата наемных работников этого предприятия за каждый месяц отчетного периода составляет не менее двух минимальных заработных плат (на сегодня это 1882 грн.).
Причем это должны быть или предприятия, созданные в установленном законом порядке после первого апреля 2011 года, или предприятия, чей ежегодный объем доходов на протяжении трех предыдущих лет (или в течение всех предыдущих периодов, если с момента их создания прошло менее трех лет) задекларирован в сумме не более 3 млн. грн., и средняя численность наемных работников в течение этого периода не превышала 20 человек. Такие предприятия должны быть зарегистрированными плательщиками единого налога до вступления в силу Налогового кодекса с объемом выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний календарный год до одного миллиона гривен и средней численностью работников до 50 лиц.
Если предприятие соответствует одному из указанных критериев, то оно может претендовать на «налоговые каникулы» — освобождение от налога на прибыль с первого апреля 2011-го по первое января 2016 года.
Указанной льготой не смогут воспользоваться предприятия, осуществляющие деятельность по производству и оптовой продаже подакцизных товаров и топливно-смазочных материалов, охранной деятельности, внешнеэкономической деятельности, деятельности в сфере бухгалтерского учета, инжиниринга, предоставляющие услуги предпринимателям, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, оптовую торговлю и посредничество в оптовой торговле, другие виды деятельности.
То есть и здесь законодатель постарался предотвратить возможную оптимизацию со стороны плательщиков налогов. Был сокращен круг претендентов на льготу с видами деятельности, наиболее распространенными в оптимизационных схемах.
Следует отметить, что ограничения в работе с упрощенцами, предусмотренные п.139.1.12. НК, не распространяются на работу с предпринимателями, которые предоставляют услуги в сфере информатизации. Поэтому можно предусматривать увеличение количества предпринимателей на едином налоге, работающих в этой сфере. А упрощенцев, консультирующих по вопросам информатизации, также можно считать новыми контрагентами украинских предприятий.
1. Самый радикальный вариант сохранения дела в условиях налогового пресса, по мнению собеседников, — вывод бизнеса за границу. На первый взгляд, это сложно. Незнакомая страна, обычаи, люди... Но только на первый взгляд. Зарегистрировать фирму за границей очень просто. К тому же там адекватные законы, благоприятные и понятные правила игры. Таким образом, юрлицо основывает за границей предприятие, где и платит все налоги. В свою очередь, оно берет на себя функции поставки продукции в Украину.
2. Разработчики кодекса оставили и некоторые возможности продолжения сотрудничества юридических лиц с упрощенцами, — НК не возражает против юридической фирмы на едином налоге. То есть до 2016 года фактически позволили юридическим лицам, работающим на едином налоге, относить на валовые затраты приобретение товаров, работ, услуг у предпринимателей — физических лиц. Как сообщил агентству «Интерфакс-Украина» адвокат Валентин Гвоздий, для сохранения физическими лицами — предпринимателями деловых связей с контрагентами — юридическими лицами им придется регистрировать юридическое лицо на едином налоге, что будет означать уплату единого налога в размере 6%+НДС или 10% от суммы выручки. Конечно, это несет дополнительные затраты, но является оптимальным выходом из замкнутого круга.
Такое же юридическое лицо на едином налоге может основать и крупное предприятие, переложив на него все сотрудничество с упрощенцами.
3. По мнению Владимира Ващенко, партнера юридической компании «Ващенко, Бугай и Партнеры», частные предприниматели начнут заниматься не запрещенной для них внешнеэкономической деятельностью. В связи с этим возможно появление новых схем оптимизации. Правда, препятствовать будут сложные таможенные процедуры и НДС, который упрощенцы также должны платить.
4. Еще один вполне легальный вариант убежать от налогов — знаменитые офшоры. Правда, у малого и среднего бизнеса он не очень популярен. К тому же и для упрощенцев это слишком дорогое удовольствие.
5. Валентин Гвоздий видит другой вариант оптимизации уплаты налогов — путем выполнения кредитных обязательств перед нерезидентами по кредитам, займам, а также в оплате страховых услуг. Но такие способы оптимизации из-за значительных затрат доступны преимущественно крупным плательщикам налогов.
Вячеслав Енбаев, директор Агентства экономического лоббирования «Дроно»:
— Часть упрощенцев, работающих с юрлицами, традиционно считалась наиболее зажиточной. Сейчас для них единственный выход — укрупнение. Надо объединиться пятерым, десятерым — зарегистрировать ООО или ЧП и нанять одного бухгалтера на всех.
Елена Пархоменко, старший юрист юридической фирмы ILF:
— Упрощенцы, не работающие в сфере информатизации, окажутся перед выбором: продлить предпринимательскую деятельность в статусе предпринимателя на общей системе налогообложения или в статусе юридического лица. К сожалению, сегодня можно говорить о правовой неосведомленности отечественных предпринимателей, поэтому выбор для них будет достаточно сложным.
С одной стороны, предприниматель на общей системе налогообложения платит налог с доходов в размере 15% (в случае превышения 10 минимальных заработных плат — 17%), что, по сравнению с налогом на прибыль для юридических лиц в размере 25 процентов, существенно. Но, в соответствии с переходными положениями НК, ставка налога на прибыль для юридических лиц поэтапно будет снижаться и с 01.01.2014 г. составит 16%. Таким образом, через три года ставки налога физических и юридических лиц практически сравняются.
Еще одним существенным отличием в статусах предпринимателя и юридического лица является уровень ответственности. В соответствии с украинским законодательством, физическое лицо-предприниматель отвечает всем своим имуществом.
За бизнес-риски в процессе деятельности предприятия несет ответственность руководитель предприятия или само предприятие. Ответственность владельца бизнеса, как правило, ограничена. Так, ответственность участника общества с ограниченной ответственностью лимитирована размером его взноса в уставный капитал.
Учитывая жесткость режима администрирования налогов, а также появление нового вида проверок, которые могут проводиться без предварительного сообщения плательщику налогов, вопрос ответственности становится более актуальным для украинских бизнесменов.
Кроме того, ведение бизнеса в форме юридического лица создает возможность привлечения дополнительного финансирования, в том числе из-за границы. Ведь инвестор хочет инвестировать прежде всего в средний и крупный бизнес, что может принести серьезные дивиденды, а не в физических лиц-предпринимателей, которые ассоциируются с малым бизнесом. Поэтому предприниматели, у которых есть ликвидные активы и развивающийся бизнес, все же выберут юридическое лицо как форму ведения бизнеса в новых условиях.
Зеновий БЕРМЕС, председатель Ассоциации работодателей Львовщины:
— Вероятно, упрощенцам-контрагентам юридических лиц придется свернуть свою деятельность в Украине. Конечно, будут и такие, которые перенесут свой бизнес за границу. Уже сейчас различные государства приглашают украинский бизнес открывать предприятия за границей, где условия деятельности намного проще. Открыть фирму, например, в Германии, несложно.
Моя позиция: не надо бороться с упрощенцами, а нужно сделать выгодной общую систему налогообложения. А для небольших предприятий сделать упрощенные условия ведения дела.
Нынешнюю систему с двойным администрированием бизнеса, ведением учета налоговых накладных не выдерживают даже крупные плательщики НДС. Руководители таких крупных субъектов, как стрийская фирма «Леони», в которой работают шесть тысяч рабочих, говорят: «В Украине очень сложно компенсировать НДС. Почему мы каждый раз должны доказывать свое право на его возмещение?»
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 10789 Просмотров сегодня: 2
Капкан субсидий начал действовать
Сопроводительное письмо в технологиях трудоустройства