Пенсионная реформа
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>На этой неделе могла быть принята многострадальная пенсионная реформа. Однако соответствующий законопроект в сессионном зале Верховной Рады так и не появился. Представители провластной партии говорят, что документ еще сырой, и требует доработки, а в оппозиции считают, что власть еще не решила, на кого возложить ответственность за непопулярные реформы. Вместе с тем, промедление в принятии пенсионного законодательства может стоить Украине сотрудничества с МВФ.
Не пройдет и полгода…
Главным ожиданием этой парламентской недели было принятие скандальной и многострадальной пенсионной реформы. Представители Партии регионов еще во вторник заявляли о том, что соответствующий законопроект N7455 может быть включен в повестку дня Верховной Рады в уже четверг, 17 марта. "Я соглашусь с тем, что этот законопроект необходимо принимать в кратчайший срок", - подчеркнул тогда глава фракции Партии регионов Александр Ефремов. Но ни в четверг, ни в пятницу проект закона о пенсионной реформе в повестке дня украинского парламента так и не появился.
Впрочем, это не стало большой неожиданностью, так как регионалы сразу предупредили, что дискуссии по данному вопросу продолжаются, а значит не факт, что удастся достигнуть консенсуса в кратчайшие сроки. "Я не исключаю, что, если дискуссия завершиться успешно, этот вопрос может быть рассмотрен и на этой пленарной неделе. Но пока что переговоры продолжаются", - отметил Ефремов.
В четверг лидер фракции Партии регионов сообщил журналистам, что работа над документом продолжается, а значит, его принятия на текущей пленарной неделе ожидать не стоит. "Он у нас вызывает много вопросов, и мы продолжаем над ним работать. Когда мы будем готовы, тогда мы поддержим вынесение его рассмотрения в зал", - пояснил Ефремов.
В поисках крайнего
Однако в куларах парламента ходит и другая версия переноса рассмотрения в сессионном зале пенсионной реформы. Бытует мнение, что правительственный проект в его первоначальном виде не устраивает провластное большинство. Учитывая резонанс в обществе, который создали некоторые положения донного законопроекта, такие как повышение пенсионного возраста, совершенно очевидно, что на головы тех, кто проголосует эти положения, посыплются людские проклены, а парламентские выборы уже не за горами – в 2012 году. И тут перед провластной партией встает выбор: или реформа, или политическая карьера.
Активных лоббистов этого вопроса трое: Янукович, Азаров и Тигипко. В оппозиции считают, что принятие политической реформы откладывается именно из-за того, что в правительстве пока не могут определить, кто возьмет на себя ответственность за воплощение изменений.
"Кто должен взять на себе эту смелость и сказать: Я, Иван Иванович Иванов, беру на себя ответственность и говорю, что я проведу пенсионную реформу, после чего уйду в отставку буду не популярным", - считает депутат от фракции НУ-НС Кирилл Куликов.
И действительно, по словам депутата от Партии регионов Ярослава Сухого, основная проблема пенсионной реформы, лежит в том, что пенсионные инновации не поддерживаются населением. "Это результат отсутствия разъяснительной работы среди населения. Но я хочу напомнить, что пенсионная реформа начала обсуждаться еще в 1993 году. И десять лет мы уперто и настойчиво рассказывали народу, что солидарная пенсионная система переживает кризис, что надо переходить к страховым принципам, но люди просто не понимают, что к этому надо переходить. Поэтому мы считаем, что отсутствие разъяснительной работы является одним из главных препятствий в принятии пенсионной реформы", - говорит Сухий.
Страх перед человеческим осуждением заставляет представителей власти взяться за коренной пересмотр пенсионного законопроекта - документ ожидают серьезные изменения.
Альтернативная концепция
Депутат от БЮТ-Батьківщини Сергей Соболев видит отсрочку принятия пенсионной реформы в системных недочетах и отсутствии реформы так таковой. "Большинство так и не пришло к единому мнению относительно пенсионной реформы, потому что правительство пошло не по пути реформы, а исключительно по пути поднятия пенсионного возраста для женщин и для мужчин-госслужащих", - считает Соболев. Регионал Ярослав Сухий с этим вполне согласен: "Одной из причин, почему мы не можем сейчас рассматривать законопроект о пенсионной реформе – это отсутствие комплексности. Если мы будем рассматривать пенсионную реформу исключительно с точки зрения инноваций, которые туда заложены - пенсионный возраст, трудовой стаж – то это ничего не даст. Надо понимать, что этот законопроект должен находиться в тесной взаимосвязи с другими законами", - сообщил он. Сухий напомнил о социальном взносе, который сегодня поступает в Пенсионный фонд. "Здесь мы обнаружили угрозы, которые возникли бы в Фонде социального страхования. Сейчас все деньги: фонд по безработице, фонд по несчастным случаям, - все собираются в Пенсионном фонде, и ввиду новой пенсионной реформы мы должны каким-то образом это пересмотреть", - пояснил регионал.
Сухий сообщил, что сейчас по поручению вице-премьер-министра Сергея Тигипко создана рабочая группа, которая занимается пересмотром нормативных документов, на основе который действует Пенсионный фонд. Кроме того, на рассмотрение правительства был поддан и проект пенсионной реформы, созданный профсоюзами.
"Во всех регионах Украины прошли "круглые столы", на которых представители власти, государственных ведомств, профсоюзов и гражданских организаций обсуждали пенсионную реформу. В ходе этих "круглых столов" возникло много вопросов, поэтому, послушав всех участников, мы предложили разработать новую пенсионную реформу, куда бы вошли их предложения", - рассказал глава Национального форума профсоюзов Украины Мирослав Якибчук. Он отметил, что этот вариант пенсионной реформы отвечает требованиям граждан: там есть принцип гарантирования пенсионных вкладов, урегулирован вопрос трудового стажа. Но самое главное – в новой концепции отсутствует положение о повышении пенсионного возраста. "Вместо этого мы предлагаем повысить продолжительность жизни граждан. Для этого мы разработали целую программу улучшения жизни: повышения оплаты труда, создания рабочих мест, внедрение страховой медицины. А дефицит Пенсионного фонда можно уменьшить путем легализации зарплат, создания рабочих мест. Сегодня Украина нуждается в 10 млн. рабочих мест. Но даже если будет создано всего 5 млн. рабочих мест, в Пенсионном фонде уже будет профицит", - уверен Якибчук.
Новая концепция пенсионной реформы была направлена в Верховную Раду и Кабмин. В правительстве пообещали прислушаться к пропозициям профсоюзов, однако что конкретно войдет в закон о пенсионной реформе – не сказали. "У меня была встреча с Сергеем Тигипко, в ходе которой он обещал, что все эти пропозиции будут учтены, но пока мы не можем добиться ответа, какие именно пропозиции они намерены учитывать. Обсуждение в Верховной Раде было перенесено, законопроект о пенсионной реформе остался сырым, поэтому принятие такое недоработанного закона сейчас может вызвать серьезные протесты со стороны народа", - подчеркнул Мирослав Якибчук.
Саботаж, не иначе
Главный идеолог пенсионной реформы вице-премьер Сергей Тигипко болезненно отреагировал на отмену рассмотрения данного законопроекта в Верховной Раде. Он назвал это не иначе, как саботажем курса страны на реформы. "Власти не хватает политической воли принять на себя ответственность за непопулярные реформы. Это неуместный популизм, популизм в лучших политических традициях прошлых лет. Необходимость повышения пенсионного возраста действительности очевидна для всех экспертов. У противников этого есть только политическое позерство, желание понравиться, и нет ни одного серьезного аргумента", - заявил Тигипко.
Вице-премьер отметил, что торможение пенсионной реформы станет препятствием в борьбе с бедностью в стране: нечем будет платить пенсии, зарплаты. " Заговаривая пенсионную реформу, мы консервируем бедность в стране. Больше обсуждать пенсионную реформу нельзя. Обсуждение порождают только обсуждение. Пришло время действовать", - считает Тигипко.
Кроме того, вице-премьер напомнил, что пенсионная реформа – это обязательное условие сотрудничества Украины и МВФ. Напомним, в проекте Меморандума об экономической и финансовой политике, согласованного украинской стороной и миссией МВФ сказано, что реализация пенсионной реформы остается в перечне ключевых обязательств Украины для получения очередного транша кредита, и принять правительственный пенсионный закон парламент должен до конца текущего месяца.
Но первый заместитель главы администрации президента Ирина Акимова поспешила успокоить общественность, заявив, что промедление принятия пенсионной реформы не ухудшит отношения Украины с МВФ. "Я уверена, что Украина свои обязательства перед МВФ выполнит, и откладывание закона - это лишь временная мера, которая не повлияет на отношения с МВФ", - сказала она.
По какому пути пойдет правительство: перепишет пенсионную реформу так, чтобы она, наконец, понравилась гражданам или проведет пиар старой и продавит ее через парламент – покажет время. Пенсионерам же остается только ждать.