Проект закона о внутренней торговле, работа над которым идет уже не первый год, на прошлой неделе прошел согласование Кабмина
2011-10-18 13:06
После доработки его направят на рассмотрение парламента.
Основное положение проекта, против которого выступали многие Интернет-предприниматели, осталось бессменным: каждому Интернет-магазину необходимо обзавестись своим офисом. Также необходимо будет предоставлять данные о своем местоположении, госрегистрации и условиях торговли.
Офисное помещение будет использоваться для "оформления и хранения документов, связанных с хозяйственной деятельностью" (в том числе по купле-продаже товаров). Также онлайн-предпринимателей обяжут предоставлять покупателям информацию о месторасположении, ведомости о госрегистрации, патенте или лицензии, товарах и условиях договора купли-продажи – в каталогах, буклетах, проспектах и на собственном сайте.
Защита потребителей или тотальный контроль
Против публикации данных о магазине предприниматели не возражают. Такие данные должны быть указаны на сайте любого магазина, считает генеральный директор Bookshop.ua Олег Витенко, и таких данных вполне достаточно, чтобы обеспечить права покупателя. "В свидетельстве частного предпринимателя четко указан его домашний адрес, по которому он в большинстве случаев и работает. Мало того, частный предприниматель отвечает всем своим имущество, если "что случись", - говорит Витенко.
А вот норма об офисах вызывает больше нареканий и критики. Отметим, что еще в прошлом году соотношение онлайн-магазинов с офисом и без оценивалось некоторыми экспертами как 1:10. Эта норма в проекте узаконивает давление на электронную торговлю, в частности, на мелкий и средний бизнес, считает идеолог проекта Kniga.biz.ua, бывший директор проекта Petrovka.ua Дмитрий Лаппо. По словам предпринимателя, основной идеей новшеств является не столько защита потребителей, как возможность власти контролировать весь средний и мелкий Интернет-бизнес, если его участники укажут "приміщення, де зберігаються документи". Эта норма загонит бизнес в тень: либо нужно ей будет полностью соответствовать, что практически нереально, либо как-то договариваться, добавляет Лаппо.
По мнению Олега Витенко, "офисная" норма также направлена на лоббирование интересов владельцев бизнес-центров. "Я бы рассматривал данную проблему в контексте еще одного, недавно принятого "сумасшествия" - о запрете аренды помещений в квартирах. То есть, мало того, что тебя заставляют иметь офис, так тебе еще и указывают, где офис должен находиться. Вывод очевиден: первая причина - четко знать, куда прийти фискальным органам, вторая - простаивают офисные помещения", - считает предприниматель.
Однако, добавляет он, помочь таким образом строительным корпорациям не выйдет, ведь большинство онлайн-магазинов просто "не потянут" аренду в офисных центрах: персонал зачастую состоит из 1-2 человек и оформлены они как частные предприниматели. "Для многих это не удорожит ведение бизнеса, а просто их похоронит", - отмечает Витенко.
При этом в Украине пока просто нет юридически закрепленного понятия Интернет-магазин, а закон, где оно содержится, пока не принят. Так что неясно, как власть собирается обязывать иметь офисы тех, кого "просто не существует".
Отметим, что в проекте закона о внутренней торговле дистанционная торговля описывается крайне широким понятием: это форма продажи товара вне объектов торговли с помощью средств связи, при которой выбор товара и его заказ не совпадают во времени с непосредственным его получением покупателем. То есть к дистанционной торговле, например, технически не относятся онлайн-проекты по продаже онлайн-контента.
Так ли страшен проект
С другой стороны, существует мнение, что принятие такого закона на рынке онлайн-торговли особо не скажется.
"Требование иметь офисное помещение направлено на самых мелких предпринимателей, бизнес которых просто не будет выгодным, если снимать под него офис и при этом не поднимать цены. Соответственно, если предприниматель захочет продолжать работу легально, придется повысить цены. Но не думаю, что это серьезно скажется на рынке - большинство серьезных Интернет-магазинов уже давным-давно имеют офисы, поэтому новая норма их никак не заденет", - пояснила директор супермаркета лицензионного программного обеспечения "Софткей-Украина" Анна Боднарчук.
Что же касается необходимости указывать информацию о компании покупателям, Бондарчук не видит в нем серьезных последствий. "Подобная информация в подавляющем большинстве случаев предоставляется клиенту по первому требованию (или просто находится в открытом доступе) – это азы построения доверия к бренду. Однако для многих клиентов, возможно, станет открытием, что их любимый бренд на самом деле является каким-нибудь ЧП или СПД", - добавляет она.
В Министерстве экономики считают, что законопроект позволит вывести торговлю из тени и решить проблему с возвратом купленных в Интернете некачественных товаров.
С другой стороны, на протяжении года в Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (Госкомпредпринимательства) провели более 20 встреч с представителями бизнеса, и нельзя сказать, чтобы Интернет-предприниматели остались довольны результатом.
Интересно, что, комментируя новшества, пользователи высказали несколько предложений на странице Facebook главы комитета Михаила Бродского, в частности, предложение обязать Интернет-торговцев проводить все платежи через банки. Кроме того, поднимается вопрос о том, что будет с зарубежными онлайн-магазинами – собираются ли их блокировать или призывать соблюдать законодательство Украины.
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 8913 Просмотров сегодня: 2
Второе пришествие динозавров
Копирайтинг как инструмент продвижения сайта