Ничего личного. Топ-10 изменений в Закон о персональных данных

Ничего личного. Топ-10 изменений в Закон о персональных данных

В базовый Закон о защите персональных данных депутаты внесли 25 поправок за 3,5 минуты

2012-10-09 19:55

В ходе первого заседания в октябре парламент, кроме важных экономических законов, успел принять несколько десятков поправок в Закон "О защите персональных данных". Чтобы убедить 244 депутата проголосовать за принятие закона (правительственный законопроект N10472-1) в целом понадобилось 3,5 минуты.


На голосование во вторник, 2 октября, был вынесен проект закона с поправками и предложениями Комитета по вопросам науки и образования. Депутаты предлагали внести в законопроект 63 поправки и предложения. В результате 38 из них были отклонены комитетом.

 
Напомним, закон регулирует правовые отношения, связанные с защитой и обработкой персональных данных и направлен на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, в частности, права на невмешательство в личную жизнь. Финальная версия документа пока недоступна, приводим десять основных изменений, которые содержатся в проекте, подготовленном ко второму чтению.

Сам по себе Закон о защите персональных данных действует в Украине с 1 января 2011 года. С 1 июля 2012 года вступили в силу штрафные санкции за нарушение Закона. Нарушителям грозит штраф в размере от 8,5 тыс. до 17 тыс.грн. При повторном нарушении предусмотрена ответственность в виде исправительных работ до двух лет или ограничения свободы сроком до трех лет и пяти лет.

1. Личные базы можно не регистрировать. Авторы поправок в Закон уточняют, что он не распространяется на деятельность по обработке персональных данных, проводимую физлицом исключительно для личных или бытовых нужд.

2. Право журналистов и писателей. Положения Закона не распространяются на деятельность по обработке персональных данных, осуществляемую творческим или литературным работником, в том числе журналистом, в профессиональных целях, при условии обеспечения баланса между правом на невмешательство в личную жизнь и правом на самовыражение. Правда, в чем конкретно заключается этот баланс, в документе не уточняется.  

3. Базы партий и организаций оставили в тени. Депутаты разрешили не осуществлять государственную регистрацию баз персональных данных, ведение которых связано с обеспечением и реализацией трудовых отношений членов общественных, религиозных организаций, профессиональных союзов и политических партий. 

4. С жалобой прямо в суд. Теперь обращаться с жалобами на обработку своих персональных данных можно не только в органы государственной власти и к уполномоченным должностным лицам, но и в суд. 

5. Отсрочку можно обжаловать. Решение об отсрочке или отказе в доступе к персональным данным может быть обжаловано в суде.

6. Определены понятия "обработка персональных данных" и "картотека".

Обработка персональных данных - любое действие или совокупность действий, таких как сбор, регистрация, накопление, хранение, адаптация, изменение, восстановление, использование и распространение (распространение, реализация, передача), обезличивание, уничтожение персональных данных, в том числе с использованием информационных (автоматизированных) систем.

Картотека - любые структурированные персональные данные, доступные по определенным критериям, независимо от того, централизованы ли они, децентрализованы или разделены по функциональным или географическим принципам. 

7. Уточнен механизм передачи данных на обработку. В ст. 4 документа добавлены пункты 4 и 5.
Так, согласно закону, владелец персональных данных может поручить обработку персональных данных распорядителю персональных данных в соответствии с договором, заключенным в письменной форме. Распорядитель персональных данных может обрабатывать персональные данные только в целях и в объеме, определенных в договоре.

8. Госслужащим пересмотрели права. В пятой статье "Объекты защиты" удалены два последних абзаца.
Теперь законом не запрещено отнесение персональных данных определенных категорий граждан или их исчерпывающего перечня к информации с ограниченным доступом. Также исключен абзац, которым предусматривалось, что персональные данные физического лица, претендующего или занимающего выборную должность (в представительских органах) или должность государственного служащего первой категории, не относятся к информации с ограниченным доступом, за исключением информации, которая определена таким соответствии с законом.

9. Расширены права субъекта персональных данных. Статья 8 дополнена четырьмя пунктами. Теперь субъект имеет право:
- вносить оговорки относительно ограничения права на обработку своих персональных данных при предоставлении согласия;
- отозвать согласие на обработку персональных данных;
- знать механизм автоматической обработки персональных данных;
- на защиту от автоматизированного решения, которое имеет для него правовые последствия.    

10. Уточнены случаи передачи данных зарубежным пользователям. Персональные данные могут передаваться иностранным субъектам отношений, связанных с персональными данными, в случае:
- предоставления субъектом персональных данных однозначного согласия на такую ​​передачу;
- необходимости заключения или исполнения сделки между владельцем персональных данных и третьим лицом - субъектом персональных данных в пользу субъекта персональных данных;
- необходимости защиты жизненно важных интересов субъектов персональных данных; - необходимости защиты общественного интереса, установление, исполнение и обеспечение правового требования;
- предоставление владельцем персональных данных соответствующих гарантий невмешательства в личную и семейную жизнь субъекта персональных данных.

Поддержите независимые научные исследования донатом. Мои знания открыты для всех, потому, что они касаются каждого. Но добыча знаний требует денег. Ваши пожертвования открывают для всех нас путь к новым знаниям

Пополнить банку на независимые научные исследования

Просмотров всего: 18165 Просмотров сегодня: 6