Стратег из Deutsche Bank объясняет, на кого должны быть рассчитаны товары и услуги завтрашнего дня
Курс
акций брендов, выпускающих дорогие товары, относящиеся к предметам роскоши, резко упал в июле. Падение произошло после того как
финансовые результаты этих компаний расстроили инвесторов, в основном из-за замедления
продаж на развивающих рынках, особенно в Китае. В то же время выпуски новостей указывают на то, что торговые центры, в которых продаются товары дорого сегмента в Индии и Китае, посещает все меньше покупателей, они пустеют.
Что происходит? Многие аналитики ожидали, что развивающиеся рынки вызовут быстрый и значительный рост продаж в течение следующего десятилетия. Однако в настоящее время все говорят о том, каким образом мировой кризис замедляет развитие этих рынков и уничтожает расходы не первой необходимости.
Но замедление экономического роста в Китае нельзя связывать с медленным ростом продаж предметов роскоши или пустыми торговыми центрами. Среднегодовой темп роста ВВП Китая, составляющего 7,5 триллиона долларов, во втором квартале снизился до 7,6%, с 8,1% в период с января по март, что вряд ли может являться причиной для паники. Кроме того, две трети снижения темпов роста обусловлено более медленным инвестициями, а не медленным потреблением. Несмотря на долгосрочные структурные проблемы Китая, он как раз не скатывается в рецессию.
Фактически, проблема заключается в том, что многие экономисты преувеличили размер сегмента дорогостоящих товаров на развивающихся рынках. Китай до сих пор является страной с крупнейшим развивающимся рынком, с 1,6 миллионами семей, которые можно назвать "богатыми" (определяемые как имеющие годовой располагаемый доход в размере более 150 000 долларов США). Однако, это все еще меньше, чем 4,6 миллионов семей в Японии и всего лишь небольшая доля от 19,2 миллионов богатых семей в США. Количество богатых семей в Индии составляет всего лишь 0,7 миллиона и один миллион в Бразилии.
Суть ситуации в том, что в развивающихся странах продолжает доминировать группа людей, которая может позволить себе товары, относящиеся к предметам роскоши. Бурный рост продаж, отмеченный в этом сегменте на развивающихся рынках в последние годы, свидетельствовал о выходе на неосвоенные ранее рынки, с последующим замедлением, вызванным насыщением рынка товарами. Количество семей с
высоким уровнем доходов продолжает расти, но этот рост недостаточен для обеспечения комбинированного роста на 30-40%, ожидаемого многими.
Это не значит, что возможности для роста на развивающихся рынках исчезли, однако ожидания необходимо пересмотреть. Несмотря на экономический бум в течение последнего десятилетия, в Китае до сих пор имеется 164 миллиона семей, которых можно назвать "бедными" (их ежегодный располагаемый доход составляет менее 5 000 долларов США) и еще 172 миллиона семей, которых можно отнести к категории "претендующих" (с доходом от 5 000 до 15 000 долларов США). Аналогичным образом, в Индии 104 миллиона бедных семей и 107 миллионов "претендующих" семей.
Реальностью в течение следующих двух десятилетий станет переход этих стран к странам с преобладающим "средним классом". Несмотря на то, что и в других регионах с развивающимися рынками произойдет аналогичный переход, Азия будет занимать доминирующее положение в этой трансформации.
Все эти изменения окажут сильное воздействие на будущее потребительских рынков. Например, нам необходимо перестроить мысленный образ семьи, в настоящее время семьи из родителей с детьми из пригорода американского города, таким образом, чтобы он соответствовал стремительно растущим городам Индии. Аналогично, наш умозрительный образ расширенной семьи, состоящей из несколько поколений, должен также включать семьи на Западе. Стареющий, но увеличивающийся средний класс Азии будет составлять основу новой потребительской среды.