Интернет магазины осваивают новые рынки

Интернет магазины осваивают новые рынки

Онлайн торговля динамично рассширяет ассортимент и захватывает рынки, которые традиционно принадлежали обычному ритейлу

2017-03-04 07:12

По данным Google, современный человек в течении дня более 150 раз заходит в свой смартфон, а доля запросов в Google с мобильных устройств в конце 2015 года впервые в истории превысила долю запросов с десктопа. В целом, по миру более 50% интернет-трафика приходится на долю мобильных устройств.

Все эти цифры говорят о развитии интернет торговли в целом и мобильной коммерции в частности. В некоторых случаях мобильный канал сбыта может преобладать в коммуникации и даже в продажах. Рост e-commerce в Украине стал более заметным после появления 3G, c ростом популярности и доступности смартфонов.

Продажи уходят в сеть

Но мы отстаем от мировых лидеров продаж через интернет магазины — Китая, Англии, США — на 5-10 лет. По количеству заказов и посылок, проданных с помощью интернет-магазинов, мы тоже далеки от них. В Германии, например, приходится по 7 посылок на человека в месяц. Это едва ли не в 100 раз больше, чем в Украине. У нас – около 0,1 посылки.

Если сравнивать, например, со странами Западной Европы, то в Украине доля e-commerce в общей товарной рознице в 2,5 раз меньше. Там этот показатель составляет 7,5%, а у нас — 3%. Проникновение электронной коммерции в общую розницу в мире достигает 7,4% ($1,7 трлн.), а до 2020 года ожидается увеличение этой цифры до 12,8%.

Больше всего онлайн покупок в Гонконге: средняя годовая выручка на одного онлайн-покупателя в 2016 году там составила более $2800, норвежцы тратят в интернет магазинах около $2400, китайцы — $900. За последние 5 лет объемы онлайн-торговли в Китае выросли в 12 раз.

В погоне за продажами

По прогнозам, в ближайшие годы динамика роста интернет продаж составит 29-34% в год. Уже сейчас в Поднебесной более 900 миллионов онлайн-покупателей, что позволяет стране контролировать 42% мировых продаж через интернет.

Китайцы обожают покупать товары на китайских сайтах — JD, Ali (все сайты группы), а для разнообразия заказывают еще на Amazon и Ebay. Почти половина китайцев покупает продукты питания онлайн и все заказы доставляется только курьерами. Интересно, что 77% покупок китайцы совершают с помощью смартфонов.

Растут и ассортименты интернет магазинов. К примеру, на всем известном TMALL (Таобао) уже около 4 тыс. категорий товаров. Из них 50% товаров без брендов, а 2,5% — это иностранные торговые марки из 65 стран, но, к большому сожалению, Украины в этом перечне нет. В среднем, клиенты заходят на сайт 7 раз в день и просматривают до 20 товаров за один заход.

Способствует интернет-торговле в Китае сервис Wechat - аналог известных нам Skype и Viber, который стал не только средством коммуникации продавцов с покупателями, но и удобной платежной картой по QR-коду. Процент за транзакцию WeChat берет очень маленький, но когда этим инструментом пользуется 670 млн человек ежедневно (именно столько зафиксировано собственниками мобильных контактов, которые входят через интернет), суммы в итоге получаются очень большие.

В прошлом году рынок электронной коммерции в Украине рос еще быстрее, чем в предыдущем. Если за 2015 год товарооборот прибавил 32% (с 19 млрд. до 25 млрд грн), то в 2016 году он вырос на 52% — до 38,5 млрд грн. По прогнозам в 2017 году стремительный рост продолжится.

Украина самый динамичный рынок е-коммерции в Европе

По экспертным оценкам Ecommerce Foundation, доля электронной торговли Украины сегодня составляет около 3% всего объема ритейла (год назад было 2,1%). Но в большинстве развитых стран мира этот показатель достигает 10-15%. Поэтому Украина считается одним из самых динамичных рынков электронной коммерции в Европе, и потенциал для роста у нас — колоссальный.

Через год товарооборот может увеличиться еще, как минимум, на 30-40%, до 50 млрд грн.

Однако, далеко не каждую покупку клиент делает в интернете, даже если это возможно. Зачастую украинцу проще и быстрее купить все необходимое в обычном соседнем магазине.

Наш потребитель пока предпочитает лично выбрать и осмотреть сложный и дорогой товар; товар, опыта использования которого он не имеет. В Украине активно развивается так называемая омниканальность: покупатели ищут товары онлайн, но покупают офлайн, либо, наоборот, присматривают товары в обычных магазинах, а затем приобретают их онлайн.

Среди украинцев становятся востребованными в сети и новые категории товаров. В 2016 году в этот список попали продукты питания и напитки, инструменты и спецтехника, хорошие книги, подарки, товары для красоты и здоровья.

Рынок услуг также активно осваивает просторы интернет, но основные объемы сохраняют за собой товарные группы. При этом категории-лидеры электронной коммерции остались неизменными: одежда и обувь, косметика и парфимерия, бытовая электроника и прочие товары для дома и сада.

То, в чем нуждается украинский рынок e-commerce — это, по-хорошему, в трех-четырех новых игроках в сервисе доставки покупок, и в более удобных платежных системах. Выбор и конкуренция в этой области должны появиться. Поэтому строиться успех e-commerce в Украине, среди прочего, будет на высоком уровне доверия к магазину (в т.ч к способам оплаты), на быстрой логистике и первоклассном клиентском сервисе, качественной и достаточной информация о товарах и возможности подержать товар в руках перед покупкой (омниканальность).

Пока основная характеристика отечественного рынка электронной торговли — это отставание. С точки зрения мобильности пользователей, мы отстаем, с точки зрения развития рынка электронной коммерции — сильно отстаем. Но там, где отставание, всегда есть и высокий потенциал для последующего роста.

Поддержите независимые научные исследования донатом. Мои знания открыты для всех, потому, что они касаются каждого. Но добыча знаний требует денег. Ваши пожертвования открывают для всех нас путь к новым знаниям

Пополнить банку на независимые научные исследования

Просмотров всего: 17900 Просмотров сегодня: 1