Законы, кодексы, проекты

 

На танке против экономики
2011-09-20 16:09
2
9018

На танке против экономики

В 1980-е годы генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов карательными способами боролся за дисциплину и повышение производительности труда

Это была одна из первых попыток силового решения экономических проблем. По этому пути пошел и Тигипко.

Предложения вице-премьера Сергея Тигипко по борьбе с теневой экономики напоминает езду на танке с передвижными внесудебными тройками времена Берии и Вышинского.

За уменьшение официальной зарплаты и выплату ее второй части "в конвертах" или труд полностью в "тени" предлагается на значительную сумму штрафовать руководителей предприятий и привлекать их к административной или уголовной ответственности.

В мировой истории это новый подход силового принуждения к экономическому и социальному развитию государства.

В народном хозяйстве Украины насчитывается около 1 миллиона предприятий, из которых, по мнению чиновника, полностью или частично работают "в тени" 125 тысяч или 12,5%.

Предположим, вице-премьер прав. Как он тогда должен действовать, чтобы силой закона с помощью контролирующих органов вывести большинство из них из "тени"? Если зарплата на них хоть немножко превышает ее минимум, то доказать, что они в "тени", невозможно.

Косвенным анализом доказать в суде такое не удастся, ибо на упрек налоговиков о нарушении "антитеневых" норм и в соответствии с законом "О предприятиях в Украине" суд не примет подобные "аргументы" и не признает их преступлением. Поэтому запугивание предприятий со стороны налоговой не будет иметь никаких практических последствий.

В Налоговом кодексе налоговикам предоставлены широкие права, в том числе следствия и вынесения административных взысканий. Это противоречит международным нормам распределения прав и обязанностей между контролирующими, правоохранительными и судебными органами.

Это подтвердит любой европейский суд, а его признание лишь дополнит видение Украины как о авторитарно-полицейского государства со всеми последствиями относительно уровня ее инвестиционного климата, который и без того находится "ниже плинтуса".

К тому же, в случаях подобных действий налоговой речь пойдет не о конкретных фактах, а о предположениях относительно наличия фактов уклонения от уплаты налогов и начислений в различные фонды, в том числе в пенсионный. Как говорят в Одессе, это две большие разницы.

Следовательно, любое подозрение со стороны налоговиков суд должен трактовать в пользу ответчика-предприятия. Если же учесть, что, по версии Тигипко, таких предприятий 125 тысяч, то судам придется работать круглосуточно.

Во сколько обойдется государству такая "шалость" с учетом многоуровневости правосудия? Как минимум, десятки миллиардов гривен, потому судиться с налоговиками будут все предприятия. В конечном итоге налоговая проигрывает дела, и ей придется возмещать ущерб государству, то есть самой себе.

Все это напоминает призрачный бег белки в колесе, которая никогда не добежит до края. Если же к этому добавить еще и материалы государственной статистики за последнее десятилетие, то провал этой "реформы" по версии Тигипко станет очевидным.

Ежемесячно Госстат печатает "Финансовые результаты от основной деятельности предприятий до налогообложения по видам промышленной деятельности". Доля крупных и средних убыточных предприятий за последнее десятилетие колебалась в пределах 35-54%.

При этом, как известно, немало крупных и средних предприятий традиционными, в том числе оффшорными, путями избегает уплаты части или всех налогов. По отчетам Госкомстата, речь идет о каждом втором-третьем крупном или среднем предприятии.

Если взять все предприятия, включая и малые, то, по данным Тигипко, в "тени" находятся лишь 12,5%, т.е. каждое восьмое предприятие. В данном случае и без расчетов понятно, что на малых предприятиях, о чем Тигипко "тактично" не упоминает, общая сумма "тени" несравненно меньше, чем на крупных и средних.

Однако "переть" против последних значит нарываться на конфликт с властью, ибо велика и часть среднего бизнеса - это и есть власть. Следовательно, в поисках "тени" вице-премьер сосредоточился преимущественно на малом бизнесе, потому что это безопаснее - малый бизнес не у власти, о чем свидетельствуют события вокруг принятия Налогового кодекса.

О чем вообще идет речь? Главным образом - о наполнении госбюджета и Пенсионного фонда, но для этого есть другие механизмы. Например, только перекрытие путей исчезновения финансовых результатов крупных предприятий в "офшорном раю" может дать дополнительные десятки миллиардов гривен.

Часть этих дополнительных средств, 20-30 миллиардов гривен, можно перечислить в Пенсионный фонд. Другие необходимые фонда деньги можно получить путем установки большей минимальной зарплаты, от которой идет расчет других зарплат.

Однако это "пожарные" меры. Борьба с "тенью" требует комплексного подхода, знаний и времени, без чего идеи Тигипко обречены на провал. Дальновидные юристы и экономисты из Партии регионов хорошо это понимают, но молчат.

В 1980-е годы генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов карательными способами боролся за дисциплину и повышение производительности труда. Это была одна из первых попыток силового решения экономических проблем. По этому пути пошел и Тигипко.

Однако нынешнюю ситуацию нельзя сравнивать с временами Андропова, ибо нынешний вице-премьер вместе с правящей партией пошел дальше, в глубину советской истории. Сейчас он пытается прибегнуть к действительно карательным сталинским мероприятиям.

Между тем, силовыми мерами развитую экономику и социальное благополучие не построишь. Это главное, чего власть так и не поняла, а потому постоянно проигрывает в противостоянии с народом, который все более понимает ее главную цель: продержаться как можно дольше.

По материалам: eizvestia.com
Комментарии
Всего: 0
Нет комментариев