Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>В прошлый вторник, 30 августа, средневзвешенная процентная ставка по межбанковским гривневым кредитам достигла 13,5% годовых - рекордное значение с 30 декабря 2009 г. При этом средневзвешенная ставка по “ночным” кредитам (overnight) достигла 13,2% годовых. Это тоже рекорд за более чем полтора года. Такие показатели стали наглядным свидетельством того, что банковский сектор переживает острую нехватку ликвидности.
Гривне - дефицит
Отметим, что еще в начале августа межбанковские кредиты стоили около 5% годовых. На фоне повышения процентных ставок наблюдался прирост объема операций на кредитном межбанке. Так, в последние дни августа объем сделок на нем перевалил за 6 млрд грн. в день . Столь солидные обороты на ресурсном рынке в последний раз фиксировались перед самым кризисом - летом 2008 г.
Показательно, что некоторые банки не имеют возможности восполнить ликвидность на открытом рынке, поэтому вынуждены прибегать к помощи кредитора последней инстанции. Так, 10 августа три банка заняли у Нацбанка в общей сложности 510 млн грн. Чуть позже, 31 августа, к помощи регулятора прибегли еще несколько банков, которые одолжили у НБУ почти 520 млн грн. В то же время финучреждения почти перестали покупать депозитные сертификаты НБУ и постепенно распродают свои портфели ОВГЗ, чтобы повысить свою ликвидность.
Повышение спроса на межбанковские ресурсы и, следовательно, их удорожание - это последствия острого дефицита ликвидности в банковской системе. По состоянию на утро 26 августа остатки на корсчетах отечественных банков уменьшились до 12,2 млрд грн. В последний раз так мало денег у финучреждений было в разгар кризиса - осенью 2008 г. Тогда по состоянию на 20 ноября запасы на корсчетах сократились до 10,3 млрд грн.
Напомним: последствием такого денежного голода стал рост средневзвешенных ставок по межбанковским кредитам до 55% годовых. При этом отдельные сделки заключались и под 100% годовых. Кризис ликвидности осени 2008 г. в конечном итоге вынудил тогдашнее руководство Нацбанка выдать большинству банков кредиты рефинансирования в общем объеме более 100 млрд грн., львиная доля которых, кстати, до сих пор не возвращена.
Кроме того, вследствие проблем с ликвидностью были взяты под контроль временных администраций около 30 банков, большинство из которых впоследствии обанкротилось. В результате банковская система почти полностью прекратила кредитование населения и бизнеса.
Вторая волна
Нынешний денежный голод обусловлен наложением двух факторов. С одной стороны, жесткой монетарной политикой властей, с другой - тем, что традиционно в конце месяца, в период уплаты налогов, предприятия снимают значительные средства со счетов в банках. Таким образом, денежные ресурсы перетекают из банковской системы на единый казначейский счет (ЕКС).
Например, по словам Анатолия Мярковского, первого заместителя министра финансов, по состоянию на 19 августа на счетах правительства находилось 30 млрд грн. В принципе, жесткая монетарная политика в рамках управления инфляцией соответствует рекомендациям МВФ, который в меморандумах с Украиной регулярно фиксирует “потолок” роста монетарных агрегатов.
В связи с этим отметим, что монетарная база с начала года увеличилась на 4,5% (10,1 млрд грн.) - до 235,8 млрд грн. При этом основной прирост пришелся на июль, когда этот показатель увеличился на 3,4%, или на 7,7 млрд грн. В Нацбанке считают, что по итогам 2011 г. удастся выйти на показатель инфляции на уровне 10%, тогда как официальный правительственный прогноз - 8,9%. За июнь-июль рост цен составил 4,6%. При этом, в июле была зафиксирована дефляция в размере 1,3%.
А как дышал...
Напомним: еще совсем недавно банковская система располагала солидной избыточной ликвидностью. Например, в апреле текущего года остатки средств на корсчетах банков превышали 24 млрд грн. Однако затем власти взяли курс на резкое ужесточение монетарной политики для сдерживания инфляции и поддержания стабильности курса гривни по отношению к доллару. В частности, были ужесточены нормы обязательного резервирования. Эта мера позволила “заморозить” избыточные денежные ресурсы финучреждений примерно на 4 млрд грн.
Кроме того, Минфин начал регулярно аккумулировать деньги бизнеса (собранные в виде налогов) на ЕКС, фактически временно выводя их из оборота. Надо заметить, что дефицит гривни - пожалуй, единственная причина, сдерживающая ее девальвацию относительно доллара. Ведь в условиях нарастающего дефицита текущего счета платежного баланса есть все предпосылки и для очередной девальвации национальной валюты. Вместе с тем искусственно удерживать курс пока удается.
Как уже писал БИЗНЕС , недавно курс гривни относительно доллара снова снизился до отметки 8 грн./USD. “Нацбанк связывает гривню всеми способами, чтобы удерживать ее курс на уровне около 8 грн./USD. Поэтому я не ожидаю каких-то существенных подвижек в вопросе гривневой ликвидности”, - отметил банкир, пожелавший остаться неназванным. По его мнению, гривневая ликвидность банков в ближайшие месяцы вряд ли превысит 16 млрд грн. Вместе с тем, по словам руководителей НБУ, оптимальный уровень остатков средств на корсчетах банков составляет около 18 млрд грн.
Дождливый сентябрь
Банкиры, в свою очередь, прогнозируют, что в начале сентября ситуация лишь ухудшится: возможно сокращение остатков на корсчетах финучреждений до 11 млрд грн. По словам Игоря Давыденко, директора департамента казначейских операций Брокбизнесбанка, острый дефицит гривни на рынке приведет к тому, что в ближайшее время сохранится тенденция к небольшому ослаблению доллара относительно гривни.
Банкиры также констатируют, что сохранение дефицита гривни ведет к повышению ставок по кредитам и депозитам в реальном секторе экономики. В частности, процентные ставки по депозитам для физических лиц окончательно перестали снижаться, а с середины июля даже начался их постепенный рост. Более того, участники рынка считают, что для привлечения вкладов населения в ближайшее время придется повысить ставки по депозитам, как минимум, на 1,5 п.п.
Разумеется, удорожание пассивов рано или поздно приведет к повышению кредитных ставок для населения и компаний. В частности, некоторые банки уже объявили об очередном повышении ставок на краткосрочные кредиты (overdraft). Например, один из крупнейших игроков банковского рынка - Проминвестбанк - установил на сентябрь базовую ставку по “овердрафтам” на уровне 24% годовых по сравнению с 18% годовых в августе.
Симптоматично, что банк повышает эту ставку третий месяц подряд: в июне она составляла 13,9% годовых, в июле - 17,5%. Председатель правления этого финучреждения Виктор Башкиров объясняет это значительным подорожанием межбанковских ресурсов.
Дмитрий Сологуб, начальник отдела анализа и исследований “Райффайзен Банка Аваль”
- Думаю, ставки межбанковского кредитования в начале сентября начнут потихоньку снижаться. Об этом свидетельствует то, что “ночные” ресурсы стоят дороже, чем недельные, а недельные - дороже, чем месячные. Это значит, что рынок ожидает стабилизации. В то же время повторения ситуации, характерной для первого квартала этого года, когда наблюдались высокий уровень ликвидности и низкие ставки, мы точно не увидим, поскольку произошли структурные изменения, обусловленные монетарной политикой.
Вместе с тем меры Минфина по связыванию денежной массы являются временными (сезонными) - нельзя же держать деньги на ЕКС вечно, к концу года будут активнее финансироваться расходы госбюджета. Значит, деньги вернутся в экономику. Кроме того, не нужно забывать, что у многих крупных банков солидные портфели ОВГЗ - это тоже ликвидность. Конечно, распродать госбумаги в один момент нельзя, но постепенно это сделать возможно. Вторичный рынок ОВГЗ достаточно живой.
Александр Печерицын, начальник отдела анализа финансовых рынков “ИНГ Банка”
- Несомненно, нынешнее снижение ликвидности банковского сектора окажет влияние на объемы и стоимость кредитования экономики.
Объемы вновь выдаваемых кредитов и так были незначительными, теперь же будут еще меньше. Кроме того, из-за удорожания краткосрочных ресурсов в условиях дефицита долгосрочного фондирования банки будут повышать кредитные ставки для конечных заемщиков. Что касается динамики стоимости депозитов населения, многое будет зависеть от политики того или иного банка.
Скорее всего, до конца этого года активного кредитования мы не увидим. В таком случае нет необходимости повышать ставки для привлечения дополнительных ресурсов, поскольку достаточно и того, что есть. В то же время небольшого повышения ставок отдельными банками я не исключаю, но это явление не будет массовым.