Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Одни эксперты говорят, что денежной единице ничего не угрожает. Другие считают, что девальвация неизбежна. А президент уверен: все будет хорошо.
НБУ стоит на страже
Среди вопросов, заданных журналистами на недавней пресс-конференции главы государства, один был посвящен судьбе национальной валюты. Интерес к стабильности гривны не удивителен: хотя отечественная денежная единица сейчас себя чувствует сравнительно неплохо, летом 2011-го возможную девальвацию начали обсуждать довольно громко. Президент заверил слушателей: ситуации ничто не угрожает. "У нас нет никаких оснований считать, что у нас будут колебания курса валюты", - сообщил Виктор Янукович, напомнив, что сейчас резервы НБУ составляют 37,5 миллиарда долларов, а к концу года они могут достичь уровня в 40 миллиардов. Но специалисты успели заметить, что золотовалютные запасы Нацбанка за последние пару месяцев немного "похудели".
И действительно - в начале мая центробанк и правительство удовлетворенно рапортовали: валютные "закрома" побили рекорд и поднялись на 30 апреля до 38,3 миллиарда долларов. Значимость этой новости объясняется тем, что такое достижение позволило, наконец, сравняться с докризисным положением дел. Но спустя два месяца президент упомянул о сумме, отличающейся от раннемайского показателя почти на миллиард долларов. Так что же случилось?
На протяжении двух месяцев Нацбанк и в самом деле проявлял валютную активность. Так, в мае он продал порядка 1,2 миллиарда долларов. При этом регулятор не отказывался от практики покупок, но в целом по итогам месяца резервы сократились почти на полмиллиарда долларов - минус 484 миллиона. Продолжил действовать НБУ и в июне: на начало июля запасы сократились еще почти на процент (а точнее - на 333,8 миллиона долларов) и достигли отметки в 37,6 миллиарда - то есть, практически того уровня, о котором и говорил гарант.
Необходимость центробанка активно регулировать рынок долларовыми вливаниями эксперты поясняют по-разному. В качестве одной из ключевых версий июньского "похудания" часто упоминают необходимость продавать солидные объемы валюты "Нафтогазу", который должен расплачиваться с россиянами за газ. Также серьезно рассматривается версия роста импортных "аппетитов" - страна (включая и рядовых потребителей, кредитование товарных желаний которых заметно оживилось по сравнению с первыми посткризисными годами) снова наращивает объемы зарубежных покупок.
Судьба золотовалютных резервов Национального банка Украины беспокоит всех потому, что именно на регулятора возложена задача по удержанию курса в "рамках приличий". При этом следует учитывать, что НБУ уже не раз обещал Международному валютному фонду отказ от жесткого курса и чрезмерного регулирования. Перейти к полноценному "плаванию" центробанку пока еще не удалось. Однако же в начале июля Нацбанк доложил западным кредиторам о своих успехах. "По итогам второго квартала текущего года Национальный банк Украины успешно выполнил все обязательства в сфере валютно-курсовой политики, взятые в рамках совместной с МВФ программы stand by", - отчитался НБУ перед заимодавцем.
В последние месяцы центробанк и правда предпринял несколько шагов, направленных на удержание курсовой стабильности, не производя существенных вливаний из резервов. Основная задача, похоже, заключается в том, чтобы убедить банки не задерживать валюту у себя. Главный банк страны решил взять на вооружение механизм свопов (операций, позволяющих банкам легче конвертировать валюту в гривну с тем, чтобы через определенный срок поменять ее "обратно" на тех же условиях и по тому же курсу); снял ограничение, согласно которому в один и тот же день финансовые учреждения не могли и покупать, и продавать валюту на межбанке; снизил лимит общей длинной открытой валютной позиции банков (т.е. права превышать объемы валюты, которой располагает банк, над собственно валютными обязательствами этого банка) с 20 до 5 процентов. Кроме того, уже в рамках антиинфляционной политики НБУ увеличил ставки резервирования валютных депозитов, что тоже уменьшает объемы "свободной" валюты. Благодаря этим мерам, регулятор, судя по всему, рассчитывает и курс удержать, и резервы сберечь. Но благополучие национальной валюты может зависеть и от других факторов.
Призрак девальвации?
Немалое число экспертов придерживается точки зрения а-ля "Гривна устоит, а заграница (читай, МВФ) нам поможет". То есть, от Национального банка ожидают грамотной политики, которая позволит успешно продержаться до траншей, обещанных пока на осень. "Мы видим, что сейчас Нацбанк принимает целый ряд комплексных решений …и тот уровень резервов, который у него сейчас есть, это даст возможность удержать курс на запланированном им уровне. Не думаю, что мы увидим какие-то серьезные колебания в этом году", - передает Gazeta.ua слова заместителя главы правления одного из коммерческих банков Олега Павличенко. В оценке временных масштабов стабильности гривны эксперты несколько расходятся: бытуют мнения "до отопительного сезона" (когда "Нафтогазу" потребуются больший объем платежных средств), "до конца года", и даже "до 2013-го". Но часть специалистов продолжает настаивать на том, что без девальвации Украина не обойдется. Вопрос только в ее размерах и степени неожиданности.
Девальвационные риски по-украински присутствуют в ассортименте. Среди них заметное место занимает боязнь того, что Международный валютный фонд все-таки не станет идти навстречу Украине. Хотя в последнее время наше государство взялось наверстывать обязательства: и к НБУ особых претензий нет, и пенсионную реформу приняли-таки в ускоренном режиме... Но все же мало кто спорит с тем, что без ожидаемых кредитных миллиардов Украине может прийтись несладко.
"Девальвирующими" факторами традиционно считают и рост инфляции, и снова набирающее обороты превышение объемов импорта над объемами экспорта, и малый приток валютных поступлений (как от наших экспортеров, так и от инвесторов, не спешащих приходить в страну с пока еще серьезными коррупционными проблемами), и гнет внешних обязательств - государственных, и частных. Причем не следует забывать о том, что неутешительная ситуация рискует обернуться замкнутым кругом: при девальвации стоимость обслуживания долгов для бюджета автоматически повысится. Если, конечно, не удастся изыскать дополнительные поступления - инвестиционные, приватизационные, кредитные...
Между тем, девальвация может быть не только неконтролируемой по белорусскому образцу, но и вполне ожидаемой, которую существенной угрозой валюте руководство страны считать не будет. Когда экономисты прогнозируют рост курса доллара на 10-15 процентов (именно так по мнению некоторых специалистов выглядит допустимый валютный "сюрприз"), нередко вспоминают о тех, кому удешевление гривны пойдет во благо - об экспортерах. Благодаря небольшому падению отечественной валюты некоторые отрасли, над которыми дамокловым мечом висит изменение конъюнктуры международных рынков, почувствуют себя увереннее. К тому же в этом случае девальвация могла бы скомпенсировать хотя бы часть влияния уровня инфляции на стоимость украинской продукции. И вполне вероятно, что правительство и центробанк будут готовы прислушаться к чужим нуждам в случае необходимости. "Мы должны также отслеживать ситуацию на валютном рынке, сырьевых рынках, это очень важно, и корректировать, если необходимо нашу политику. Мы должны всегда думать о том, что наша продукция должна быть конкурентоспособной на рынке", - еще в мае предупреждал премьер.
Однако даже запланированная девальвация может обернуться проблемами. Во-первых, она отразится на возможностях импортеров, затем зарубежные товары подорожают, что может привести к ускорению роста "фактической" инфляции, но в первую и скорейшую очередь - инфляционных ожиданий. Во-вторых, доллар остается для украинцев главным гарантом стабильного будущего. А значит, даже незначительное его удорожание может спровоцировать панику. К чему это приводит - в 2008 году Украина уже видела. Следовательно, запустив механизм девальвации, стоящим за этим власть предержащим стоит планировать, как удержать ситуацию под контролем.
Пока же гривна остается стабильной, а заметная девальвация служит только темой для обсуждения. Многие специалисты считают, что в ближайшие пару месяцев сохранится статус-кво. Подсчет валютных "цыплят" предпочитают отложить до осени: тогда и деловая активность возобновится, и ситуация с траншами МВФ станет яснее.