Бизнес планы и сметы
Просмотров всего: | 2961 |
Просмотров сегодня: | 1 |
Опубликовано: | 2015-02-18 |
Как украинским предпринимателям открыть бизнес в Евросоюзе
После подписания Ассоциации с ЕС многие предприниматели сейчас задумываются о том, чтобы открыть бизнес в Европе.
После подписания Ассоциации с ЕС многие предприниматели сейчас задумываются о том, чтобы открыть бизнес в Европе. Об этом сообщает — а вдруг в офис нагрянут налоговики с обыском под надуманным поводом (Украину пока еще сложно назвать правовым государством), в месте ведения бизнеса начнутся боевые действия или произойдет еще что-то, что сейчас даже сложно вообразить. Наличие же своего дела в ЕС необходимо, во-первых, для того, чтобы пребывать там легально — все страны предоставляют бизнесменам вначале рабочую визу, а со временем — вид на жительство (ВНЖ). Во-вторых, действующий бизнес после переезда снимает вопрос о том, чем заниматься.
- Бизнес за рубежом: Как открыть компанию в Швейцарии
- Европейский бизнес негативно оценивает налоговые реформы в Украине
- Рынок труда-2015: Как стартовал новый бизнес-сезон
Налоговое давление:
"Обыски и проверки в моей компании происходят по 2–3 раза в год — после каждой крупной проплаты, — говорит владелец ИТ-фирмы Сергей Магомедов. — И хотя ничего незаконного налоговики не находят, приходится постоянно ходить на допросы, посещать суды. То есть заниматься чем угодно, но не бизнесом. Поэтому я решил открыть компанию в Польше, тем более, что основные клиенты у нас находятся в Западной Европе". Физически все продолжает находиться в Украине (сотрудники работают в столице), но договора заключаются на польскую компанию (для этого вида бизнеса в Польше льготные налоги — от 0 до 18%), и зарплаты падают на зарубежные карты.
Дорогие кредиты и лизинг:
Евгений Присяжнюк открыл бизнес по международным автоперевозкам еще 15 лет назад. Его особенность — необходимость регулярного (раз в 5 лет) обновления
Сложность на таможне:
Валерий Полушанов столкнулся со сложностью закупки новой линии по переработке макулатуры в картон и туалетную бумагу. Пошлина на ввоз такого оборудования небольшая — 2%, но уже после покупки выяснилось, что украинские таможенники настаивают на том, что это не комплектный объект, а различное оборудование (так как завозится частями) — пошлины на некоторые части достигают 40% (мера для защиты отечественного производителя). В результате ему оказалось намного дешевле установить эту линию в Румынии (для этого купил готовое предприятие),из Украины завозить вторсырье, а уже назад ввозить готовые изделия.
Слабый внутренний рынок:
Григорий Босенко до кризиса (то есть до осени 2013 года) в Украине более-менее успешно занимался автотюнингом. Немецкие комплекты запчастей продавались через интернет, а устанавливались на одном из партнерских СТО. Но падение продаж почти до нуля вынудило его искать новые рынки сбыта: на своем сайте он сделал несколько языковых версий и заказал его раскрутку для европейского рынка. Как ни странно, продажи пошли, причем в основном немецкие запчасти из украинского интернет-магазина (с доставкой почтой со склада в Германии) покупали... немцы. Бизнес пошел настолько хорошо, что в этом году он уже зарегистрировал компанию в Берлине: "Конкуренция там выше, но и платежеспособных покупателей в разы больше".
Ограничение доступа на рынок ЕС:
"Продать нашу сельхозпродукцию в Европу практически невозможно", — говорит Богдан Веремеенко, компания которого занимается производством ингредиентов для кондитерки. Дело в том, что несмотря на подписанное Соглашение об ассоциации, до сих пор со стороны ЕС действует ряд барьеров в виде требований по стандартизации, квотированию и т. д. Поэтому он арендовал упаковочную линию в Чехии. Теперь сухое молоко и подсолнечное масло завозятся в ЕС как сырье, а после небольшой переработки и упаковки продаются на рынке Европы уже в виде готовой продукции с "европропиской". Продажи идут неплохо, причем товар, выпущенный в ЕС, даже арабские страны берут лучше, чем такой же, но украинский.
5 правил ведения бизнеса в Евросоюзе:
"Украинские компании пока еще не могут работать на рынке Евросоюза наравне с европейским бизнесом, — говорит экономист Александр Охрименко. — Для этого Украина и Европа должны подписать еще десятки соглашений по взаимной отмене пошлин, сборов и платежей при поставках товаров из Украины в ЕС и наоборот, на что уйдет несколько лет. Да, зарегистрировать бизнес в Европе относительно несложно, но нужно много раз подумать о том, есть ли в этом практический смысл. Ведь большинство компаний, открытых украинцами в ЕС, представляют собой малый бизнес в нише, не занятой местными предпринимателями, либо непосредственно связанный с Украиной".
При этом предпринимателям нужно знать несколько нюансов.
При ведении бизнеса в Европе очень часто приходится доказывать легальность происхождения средств. "Маски-шоу", как у нас, там не устраивают, но контроль происходит с помощью автоматизированных систем: если есть подозрение о неуплате налогов либо нарушениях, товар и деньги арестуют точно так же, как и в Украине. При этом нет проблем с получением разрешительных документов или возвратом НДС — все это происходит быстро и в автоматическом режиме.Чтобы получить значительные средства на развитие бизнеса у европейского банка либо лизинговой компании, нужны бизнес-план и кредитная история, которая нарабатывается несколько лет. Новым компаниям не дадут денег больше, чем внесено в уставной фонд.Европейцы выдают ВНЖ (и в дальнейшем — гражданство) лишь тем бизнесменам, которые платят налоги и создают рабочие места, — сдавать нулевые декларации по налогу на прибыль и показывать в штате только одного директора, как у нас, нет смысла, так как компанию могут просто закрыть как фиктивную.
Украинцам-бизнесменам для работы в ЕС стоит наладить контакты с выходцами из экс-СССР, работающими в крупных компаниях, — за мелкое вознаграждение они принесут вам выгодные контракты.
Простой способ конкурировать на рынке ЕС — оказывать услуги после 17:00, в выходные дни и рассматривать все поступающие заявки моментально. Этим вы выгодно отличитесь от европейских поставщиков товаров и услуг, которые работают исключительно до 16:00–17:00, а также оформляют документы не спеша.
Администрирование: просто, но не всегда
Простое администрирование налогов — один из главных плюсов ведения бизнеса в странах Евросоюза. Так как все процедуры общения с государством производятся без визита в госструктуру (через интернет либо по почте), то и расходы на бухгалтера в Евросоюзе намного ниже, чем у нас. Новые предприятия обычно не нанимают бухгалтера и юриста в штат, а пользуются услугами юридических компаний на условиях аутсорсинга — сопровождение компании с небольшими оборотами обходится примерно в 1,5–1,6 тыс. евро в год (впрочем, в Украине за эти же деньги теперь можно нанять опытного бухгалтера в штат).
Нет проблем и с таможней — между странами ЕС фактически нет границ и действуют единые правила, правда, нужно оформлять документы для возврата НДС (производится автоматически) и в отдельных случаях оплачивать акцизы — таможенный брокер за такую услугу берет от 5 евро.Отметим, что в отдельных регионах (с относительно высоким уровнем безработицы) действуют специальные экономические зоны, где инвесторы могут получить налоговые льготы (или даже освобождение от налога на прибыль) на срок до 10 лет. Но работать в них довольно непросто с точки зрения администрирования бизнеса: на каждый товар требуется много документов, а на отдельных предприятиях (например, ликеро-водочном заводе) таможня и вовсе может "поселить" своего сотрудника, имеющего очень много полномочий (вплоть до того, что он может заблокировать работу предприятия только на основании подозрений в неуплате каких-либо платежей).
А вот юридические услуги, если на компанию подали в суд, обойдутся очень дорого — от 700 евро за один процесс. Поэтому бизнесмены в случае конфликтов с партнерами или потребителями стараются уладить все вопросы в досудебном порядке (заключают между собой сделки, мировые соглашения и т. д.).
В Украине: бизнесу обещают послабления
В международном рейтинге легкости ведения бизнеса (Doingbusiness) Украина по итогам 2014 года заняла 96-е место среди 189 государств. Но ситуация улучшается: с 2015 года упразднили обязательность печати, требование вносить деньги в уставный фонд при регистрации, разрешили работать без устава, ряд бумаг перевели в электронный вид и появилась возможность электронной регистрации предприятия без участия нотариуса с помощью электронно-цифровой подписи. В Налоговом кодексе появилась норма, которая на 2015–2016 гг. накладывает мораторий на проверки бизнеса с оборотом до 20 млн грн в год.
Также глава Минэкономразвития Айварас Абромавичус пообещал в ближайшее время провести дерегуляцию, которая будет происходить в три этапа. "Первый этап, который мы проводим сейчас, — это ликвидация чрезмерных регуляторных барьеров для бизнеса. Вторая стадия называется "гильотина". Это значит, что все контролирующие органы должны будут доказывать, что они нужны в стране. Третий этап — выработать механизм, чтобы все регуляторные органы, которые будут ликвидированы и отменены, не возобновили свою деятельность в другом виде", — отметил он. Соответствующий законопроект (о дерегуляции) был принят Радой 25 декабря, но пока лишь в первом чтении. Но до реформирования налоговой милиции и таможни (создают больше всего проблем для бизнеса) пока дело не дошло.