Налоговые новости
Усложненцы. В Украине 400 тысяч бизнесов на грани закрытия
Первого апреля многим предпринимателям, работающим по упрощённой системе, было совсем не до шуток.
В действие вступила статья Налогового кодекса, запрещающая юрлицам включать в себестоимость расходы на оплату товаров, работ и услуг, купленных у упрощенцев. Отныне эти расходы надлежит относить к прибыли и платить с них налоги. Немногие компании согласятся на это, и начнутся массовые отказы от услуг предпринимателей-плательщиков единого налога.
В налоговой администрации уже посчитали, что ничего страшного не произойдёт: "Из 1,1 млн. предпринимателей, которые сегодня работают в Украине по упрощёнке, 700 тысяч не имели отношения к предприятиям-юрлицам. Из оставшихся 400 тысяч 170 - наёмные работники, зарегистрированные плательщиками единого налога для экономии затрат работодателя. Чаще всего в аудите, консалтинге, бухучёте", - заявил заместитель главы ГНАУ Александр Клименко. Однако 230 тысяч предпринимателей, не попавших в налоговую арифметику, рискуют потерять свой бизнес 230 тысяч предпринимателей, не попавших в налоговую арифметику, рискуют потерять свой бизнес и не разделяют оптимизма чиновников.
Малый бизнес закрывается не только из-за запрета работать с юрлицами. В одной лишь Донецкой области, по данным пресс-службы Государственной налоговой администрации в Донецкой области, в 2010 году количество предпринимателей, работавших по упрощённой системе налогообложения, уменьшилось на 1,8 тыс. человек - до 84,6 тыс. на 1 января 2011 года. "В Сумах с начала года около 50 тысяч предпринимателей отказались от ведения бизнеса. Ещё несколько десятков тысяч отказались от работы в Полтаве", - приводит свои данные глава Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса "Фортеця" Оксана Продан. По словам опрошенных Фокусом участников митинга на Европейской площади, очереди предпринимателей, стремящихся избавиться от своих предприятий, стоят в налоговых всех городов по всей стране.
Ждать обещанного
Те, кто был в Киеве этой зимой и повторно приехал в конце позапрошлой недели, наверняка удивились бы знакомой картине - выступлениям предпринимателей в борьбе за своё место в налоговой системе страны. Две автоколонны, выехавшие 21 марта из Луганска и Львова, встретились на Европейской площади столицы в прошлую пятницу, завершив акцию "Автомобильный Майдан". Однако если зимой предприниматели выступали против раздела Налогового кодекса, значительно ограничивающего систему упрощённого налогообложения, то в конце марта их целью было принятие хоть какого-нибудь чёткого законодательства, регламентирующего положение упрощенцев.
Принимая Налоговый кодекс без раздела, регулирующего единый налог, записали, что на протяжении первого квартала этот пробел будет ликвидирован. Правительство должно было разработать его до конца января, чтобы за февраль-март его можно было обсудить и принять. Однако в последних числах марта даже законопроекта ещё не было.
Пока существует только разработанная Минфином концепция реформирования упрощённой системы, на основе которой министерство будет разрабатывать законопроект. В отличие от Налогового кодекса, она предполагает разрешение предприятиям включать в валовые расходы затраты на покупку товаров, работ и услуг у упрощенцев. Однако требует от юрлиц, которые будут сотрудничать с единоналожниками, выносить это в отдельный документ - перечень доходов и расходов плательщика налогов с указанием всех контрагентов. То есть юрлица вынуждены будут подавать дополнительные документы, форма которых пока не определена. Главное новшество в этой концепции - предложение платить не фиксированный сбор, а процент от дохода предприятия.
Предприятия с годовым доходом до 150 минимальных зарплат (с 1 декабря 2011 года составит 1,004 тыс. грн.) будут ежемесячно платить в бюджет от 1 до 10% минимальной зарплаты, с доходом до 600 минимальных зарплат - 2-40%, а с доходом до 1000 минимальных зарплат - 3-5% дохода компании. По последним ставкам придётся платить и юрлицам, годовой оборот которых не превысит 3000 минимальных зарплат. Если концепция будет принята за основу, упрощённой системой не смогут пользоваться аудиторы, страховые брокеры, экспортёры, импортёры, продавцы подакцизных товаров, которым придётся перейти на общую систему налогообложения. Проект лишь декларативный. Что за документ и когда поступит на рассмотрение депутатов, пока неизвестно.
Без закона
В одной из Киевских районных налоговых служб в отведённые для сдачи деклараций физических лиц дни аншлаг. "Кто здесь наёмные работники?" - пытается выпытать сотрудница в форменной одежде. Все молчат - среди пришедших в основном предприниматели-упрощенцы, зарегистрированные в этом окраинном районе столицы, где находится несколько крупных рынков и множество мелких предприятий, производящих различную мелочёвку. Среди соседей по очереди в кабинет несколько рыночных торговцев, кустарь - производитель табуреток и пара бухгалтеров-эспедешниц. "Хотя кодекс трактует, что декларации на доходы физлиц должен сдавать только налоговый агент, а налоговым агентом является тот, у кого есть операции с физическими лицами, например, с наёмными рабочими, налоговая обязала подавать их всех предпринимателей. Что и стало причиной небывалых очередей в коридорах", - объясняет Фокусу киевский бухгалтер Мария Ростецкая. Только пережив многочасовые очереди и авральную работу в последние дни сдачи отчётности, в налоговой одумались. Согласно письму главы ГНАУ Виталия Захарченко, появившемуся 25 марта, налоговые агенты, не имеющие наёмных работников, могут ежемесячно не подавать такие декларации.
Этот пример чётко показывает, что законодательная неопределённость статуса единоналожников оборачивается самодеятельностью налоговой администрации. Хотя упрощёнка формально работает ещё по президентскому указу 1998-го года, от былой простоты осталось немного. Предпринимателей обязали вести всю первичную отчётность, сдавать бухгалтерский и налоговый отчёт. "Я плачу 90 гривен фиксированного налога и раньше перечислял их на один определённый счёт, с которого его и распределяли. Сейчас мне говорят, что теперь я должен распределять сам по другим счетам - часть денег в социальные фонды, часть - в Пенсионный. Какая ж это упрощёнка?" - возмущается предприниматель Александр Бебешко из Алчевска, участвовавший в акции "Автомобильный Майдан".
"Предприятия не могут сдать отчёты, поскольку форму документа составляет Пенсионный фонд, где прописано, что мы платим не пенсионный сбор, как это было на самом деле, а пенсионный взнос, как находящиеся на общей системе. Но если записать так, как они требуют, выходит, что мы должны оплатить и взнос, и сбор", - рассказывает о ещё одной коллизии его коллега юрист Лариса Денисюк из города Александрии. О проблемах с подачей отчётности рассказывает вице-президент УСПП Максим Кунченко, говорят бизнесмены со всех уголков страны: в новом кодексе масса неоднозначных положений, и сами инспекторы не всегда знают, что нужно делать.
Первый квартал, который страна прожила по новому, с трудом принятому Налоговому кодексу, показал, что отсутствие законодательства ещё хуже плохого кодекса Первый квартал, который страна прожила по новому, с трудом принятому Налоговому кодексу, показал, что отсутствие законодательства ещё хуже плохого кодекса . И накопленная за месяцы войны с налоговыми инспекторами усталость сделает то, чего не смогли сделать увещевания Азарова и Тигипко: предприниматели сегодня уже готовы принять любой кодекс, который им предложат.
5 причин отказаться от бизнеса
Какие нормы Налогового кодекса могут сделать бессмысленной деятельность СПД
1. Бизнесмен-упрощенец не может работать с юрлицами, поскольку те не могут относить плату за его товары или услуги на расходы
2. За каждого сотрудника необходимо платить единый социальный взнос в Пенсионный и другие фонды социального страхования
3. Каждый предприниматель должен вести всю первичную документацию, сдавать бухгалтерские и налоговые отчёты
4. Необходимость ежемесячно сдавать декларацию доходов физических лиц
5. В случае перехода на общую систему налогообложения каждый квартал уплачивать налог авансом