Технологии Бизнесса
Свой бизнес: как заработать на экскурсионных программах
Любовь к родному городу, знание его истории, архитектуры и особенностей могут стать прибыльным бизнесом, если вы решите организовать экскурсионное бюро
Киевский предприниматель Арсений Финберг превратил любовь к своему городу в прибыльный бизнес. Поскольку красивых городов в нашей стране бесчисленное множество, конкурентов практически нет (за исключением столичных городов), а стартовые инвестиции невелики подобный экскурсионный бизнес может стать отличной идеей заработка для историков, краеведов и, собственно, всех тех, кто любит свой город и готов поделиться своими знаниями с окружающими.
Свой бизнес: как заработать на экскурсионных программах
Итак, что вам для этого понадобится?
Предположим, желание у вас уже есть — для начала неплохо бы решить что именно вы будете продавать — другими словами разработать интересные экскурсионные туры.
Не стоит делать акцент на достопримечательности, о которых и так все знают — выберите маршрут по таким местам, которые станут открытием даже для коренных жителей.
Как показывает опыт господина Финберга, значительную долю клиентов (как это ни странно) будут составлять местные жители, желающие открыть для себя что-то новое.
Как правило у истинных фанатов любимого города проблем с подбором таких малоизвестных достопримечательностей не возникает — необычно красивое здание (не обязательно старое), живописный уголок в парке — все что угодно может быть включено в ваш маршрут, если это покажет привычный город с неожиданной стороны.
К примеру, моя подруга рассказывала, как обнаружила где-то на окраине города в частном саду (!) три сакуры — и с ее легкой руки к этому памятному дому съездило не меньше десяти знакомых, чтобы полюбоваться цветением прекрасного культового японского дерева.
И у каждого вашего знакомого есть несколько собственных мини-открытий — которыми, они с удовольствием поделятся с вами.
В общем при достаточном желании проблем с формированием разнообразных маршрутов как для гостей города, так и для его жителей у вас возникнуть не должно.
Кстати, забегая вперед, скажу, что развивая свой бизнес, Арсений Финберг придумал интересный ход, как привлечь молодежь. Он разработал тематические квесты, в рамках которых группы из 5 человек, выполняют задания и разыскивают определенные места. Такие экскурсии, разумеется, пешеходные.
Итак, туры у нас сформированы. Однако прежде чем продавать их неплохо бы определиться кому продавать — другими словами — где искать клиентов.
У Финберга первые клиенты появились из числа читателей его блога в сообществе ЖЖ, где он делился своими находками необычных мест и который со временем плавно перерос в портал, на котором в данный момент уже несколько тысяч статей.
Сегодня 90% заказчиков приходят именно с него. Как правило — это молодежь, но связано это больше с тем, что именно они составляют львиную долю пользователей сети.
Вам тоже не мешает завести подобный сайт. При этом не обязательно обращаться в профессиональные веб-студии — сегодня доступны тысячи бесплатных шаблонов и несколько движков, на которых работают сайты. Несколько часов и вы сами легко установите (готовый! Бесплатный!) сайт, и выберите к нему подходящий дизайн. О том как это сделать — читайте в моем бесплатном руководстве (практически все мои сайты на таких движках и стоят. Итого — первые стартовые затраты — от 1200 руб. в год (доменное имя + хостинг).
Из других способов обзавестись заказчиками - сотрудничество с местными турфирмами, школами и даже филиалами западных компаний, которым иногда могут понадобиться ваши услуги в качестве развлекательной программы для гостей.
Реклама в традиционных СМИ менее эффективна (и более затратна). Но вы вполне можете предложить интересную идею для репортажа или статьи. СМИ постоянно ищут интересные темы для репортажа или статьи и, хотя они предпочитают делать их платными (поверьте моему опыту :)), осознав, что денег с вас получить не удастся, они с удовольствием будут использовать вас в качестве эксперта и источника интересной информации о городе.
В общем это тот самый случай, когда для продвижения услуг придется не столько платить, сколько ходить, писать, рассказывать. С другой стороны, и отдача от подобных «непроплаченных» материалов будет намного выше.
Кстати на начальных этапах офис вам тоже не понадобится. Его вам отлично заменит онлайн представительство (ваш сайт).
Персонал тоже появится только со временем. Первые экскурсии вы вполне сможете организовывать сами, а вот с развитием бизнеса без помощников не обойтись.
В штате Арсения Финберга сейчас два ассистента, которые принимают заказы на экскурсии и занимаются интернет-магазином. Экскурсоводов в штате нет — с ними договариваются под конкретный заказ.
Хорошим способом увеличить доходы бизнеса является открытие интернет-магазина — как это и сделал наш герой. Через сайт можно продавать путеводители, книги о городе, оказывать услуги по аренде, размещению в гостиницах, заказу транспорта и т. д. Но это в будущем.
И в заключении о перспективах бизнеса. Экскурсионный бизнес сейчас находится на подъеме. До кризиса он рос на 50% в год, но и с кризисом рост продолжается. И хотя долю прибыли господин Финберг не раскрывает, не сложно догадаться что она ОЧЕНЬ неплохая. Так что если есть желание, не теряя времени входите в этот растущий сегмент рынка и к тому моменту как кризис закончится вы оставите потенциальных конкурентов уже далеко позади.