Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Как открыть химчистку
Торгуем чистотой
В советские годы открытие химчисток было плановым событием. Каждый микрорайон с определенным количеством жителей должен был иметь ее на своей территории. По понятным причинам отрасль была дотационная - однако сотрудники и главные руководители «оплотов чистоты» не жаловались - на сферу бытовых услуг государство денег не жалело.
С переходом же на рыночные рельсы химчистки также стали коммерческими предприятиями, и теперь уже у владельцев сего бизнеса начала болеть голова о том, как заставить компанию приносить прибыль. Параллельно в бизнес начали входить «новички», создавая дополнительное напряжение и усиливая конкуренцию в отрасли
Однако вернемся к вопросам создания собственного дела. Если вы твердо приняли решение открыть химчистку, то первое, с чего вам стоит начать - это с поиска помещения под нее. Согласно требованиям безопасности химчистка может располагаться только в первом, цокольном или подвальном этажах общественных зданий или в отдельно стоящих постройках. При этом расстояние от химчистки до жилых зданий должно составлять не менее 80 м, а высота выбранного помещения не может быть менее 3-х метров.
Кроме того, для помещения, в котором планируется разместитьхимчистку, критически важны бесперебойная подача воды и электроэнергии, хорошо оборудованные стоки и отлаженная система отопления и вентиляции. Добавьте к этому не самый маленький размер необходимой площади (желательно от 100 м.кв.) и важность размещения химчистки в густонаселенных районах с отсутствием конкурентов по близости и вы поймете, почему необходимо начинать именно с поиска помещения.
Тем не менее, если вы собираетесь открывать химчистку с большими мощностями, то проблему поиска идеального помещения вполне можно обойти. Подберите подходящее строение под химчистку на периферии города (с соответствующей ценой за аренду), а в густонаселенных районах откройте пункты приема. В этом случае вы сразу увеличиваете оборот и получаете доступ в места, куда конкурентам, совмещающим пункт приема с производственным цехом, доступ закрыт. Как показывает московская практика, именно такие сети химчисток наиболее жизнеспособны. И, тем не менее, у предлагаемого пути есть свои сложности. Прежде всего, это необходимость аренды большого количества помещений под пункты приема. В каждом таком пункте должен быть персонал, который тоже работает не бесплатно.
Принятую одежду придется ежедневно отвозить в цех, а значит, добавьте сюда расходы на транспорт. Все это в значительной степени увеличивает текущие расходы и оправдано только в том случае, если вы уверены, что сможете значительно увеличить оборот.
Итак, помещение выбрано, можно начинать оформлять документы и закупать оборудование. Вам понадобятся: пятновыводная кабина, машина химчистки на перхлорэтилене, гладильные паровоздушные манекены для верхней одежды и брюк, универсальный гладильный стол, компрессор, парогенератор, установки для упаковки и хранения одежды. Приблизительная стоимость этого оборудования составляет порядка 70 000 долларов. Установка и отладка оборудования обойдется в 5-10% от стоимости оборудования, и если вы никогда не работали в этой отрасли на монтаже, вам экономить не стоит. А ведь еще надо закупить прилавки для пунктов приема, корзины-тележки для перемещения вещей, щетки, вешалки, пленки, ярлыки и т.д. Да и ремонт помещения мы тоже не учитывали - а его придется делать обязательно: для производственных помещений четко детерминировано все, вплоть до используемой краски и плитки на полу.
И раз уж мы начали считать расходы, то будьте готовы ежемесячно выкладывать «круглую» сумму на оплату электроэнергии и других коммунальных услуг, регулярно закупать расходные материалы (только стоимость бочки с химикатами доходит до 15 000 руб.), не говоря об арендных платежах и заработной плате персонала.
К слову о персонале. Его требуется не так много: для средней химчистки достаточно 4-6 человек. Открывая химчистку, постарайтесь привлечь на работу сотрудников, уже имеющих опыт подобной работы. В этом случае вы значительно сэкономите на обучении персонала и получите уверенность, что работа будет выполнена качественно, и возвращать деньги клиентам за испорченную вещь вам не придется. А проблема недовольных клиентов существует всегда. Подстраховать себя можно, только внимательно заполняя квитанцию о приеме одежды и всегда предупреждая клиента о возможных рисках. Особенно это важно, когда по каким-то причинам ярлык с описанием возможных чистящих процедур сего предмета отсутствует. В этом случае лучше вообще отказаться от приема этой вещи в чистку. Если же текущее положение дел не позволяет вам разбрасываться заказами, то обязательно потребуйте, чтобы клиент отметил в квитанции, что он уведомлен обо всех возможных рисках и претензии к химчистке не имеет.
Остановимся подробнее на производственных мощностях. В регионах, пока рынок бытовых услуг не особенно развит, не стоит приобретать машины с большой загрузкой. Лучше приобрести более экономичные установки с производительностью 15 кг в час. За восьмичасовую рабочую смену вы сможете обработать до 120 кг. А если работать в две смены?
Однако на сегодняшний день подобная загруженность в большинстве периферийных городов скорее из области фантастики, и если напоминает реальность, то только осенью, когда у химчисток наступает сезон. Чтобы лучше представить возможные доходы, приведем расценки на некоторые позиции одной из химчисток (Ростов-на-Дону):
Пальто кожаное - 690 руб.
Дубленка, шуба натуральная (длинная) - 920 руб.
Куртка кожаная, удлиненная - 510 руб.
Пиджак - 120-140 руб.
Вывести пятно - 60 руб.
При грамотной маркетинговой политике и удачно выбранном месте окупить открытие химчистки реально за два года. Средняя рентабельность по отрасли - 10 %, однако на некоторых предприятиях она может достигать и 40 %. И последний совет: как показывает опыт, открывая химчистку, стоит сразу предусмотреть возможность открытия сопутствующих направлений бизнеса, таких как прачечная и окраска изделий.
©Татьяна НИКИТИНА
www.openbusiness.ru - практическая информация об открытии бизнеса