Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Основные его клиенты — дизайнеры СМИ, рекламных агентств и типографий, дизайнеры интерьеров, а также маркетологи, приобретающие фото для изготовления рекламной, сувенирной и полиграфической продукции.
Кто пользуется фотобанками
Активно используются фотобанки для оформления корпоративных сайтов. Основные конкуренты - фотостудии, у которых, как правило, цены выше.
Западные фотоагентства условно можно разделить на два вида: микропейментовые (или микростоки) и традиционные фотобанки. Первые зарабатывают на объемах, предлагая изображения по довольно низкой цене ($0,6-10), но имеют ограничения тиража и способов применения изображений. Вторые продают изображения по более высокой цене, но предлагают лучшее качество фотографий и широкий спектр услуг.
В Украине пока фотобанки отличаются лишь специализацией, продавая изображения либо для СМИ (фотосерверы УНИАН, Укринформ, фотобанк PHL), либо для создания рекламной и полиграфической продукции (Webcomfort, Имидж Хаус, Рhotobank.kiev, Photo Legion, Фотоартбанк).
Первые, как правило, содержат собственный штат фотографов, специализирующихся на новостной и репортажной съемке, снабжают их фототехникой, отслеживают новостные поводы, иллюстрирование которых может заинтересовать СМИ, ежедневно пополняют базу новыми карточками. Вторые сотрудничают с рекламными фотографами, поставляющими снимки, пригодные для печати на больших форматах.
Принципы ценообразования фотобанков
Все участники рынка считают электронную библиотеку прибыльным бизнесом. По данным анонимного исследования фоторынка России, агентства ежегодно продают примерно 5% изображений, которыми располагает фотобанк. Украинские игроки считают это большим объемом продаж. В архиве фотосервера УНИАН не менее 1,5 млн изображений, если продавать 5% фотобазы, то можно стать золотым банком.
Косвенно о доходах фотобанков можно судить по посещаемости их сайтов. Средняя посещаемость местных фотобанков более тысячи человек в день. Разумеется, далеко не все посетители сайта приобретают фотографии, зато те, кто покупают, могут заказать сразу несколько снимков.
Особенность данного бизнеса заключается в том, что один и тот же товар может реализовываться не единожды— изображение может быть продано неограниченное количество раз. Отпускная цена фото зависит от вида лицензии или, проще говоря, условий купли-продажи, по которым фотоагенства продают снимки.
Условия лицензирования фотобанков
По условиям лицензии Royalty Free, все права на приобретенное изображение остаются у фотографа. Покупатель за минимальную сумму ($0,6-10) получает право публиковать снимок любое количество раз.
Лицензия Extended Royalty Free дает право покупателю использовать изображение в рекламной, полиграфической продукции и печатать снимок очень большими тиражами. Авторские и имущественные права на снимок остаются у фотографа. Стоимость фотографий по этой лицензии составляет $5-200.
Right Managed — продажа прав на разовое использование снимка в конкретном проекте. Фотобанк отслеживает, когда и кем изображение приобреталось ранее. Цена таких фотографий — $100-300.
Эксклюзивная покупка фотографии
Exclusive Buyout — эксклюзивная покупка фотографии, дающая покупателю все права на изображение. При этом эксклюзивность распространяется не только на проданную фотографию, но и на все снимки из той же серии, к примеру, фотографии модели в той же одежде и том же гриме. Стоимость карточки в данном случае колеблется от $100 до $5000. Иногда права продаются на ограниченный срок, в зависимости от времени использования снимка меняется и цена.
Многие фотоагентства составляют отдельные прайс-листы для СМИ и рекламных агентств. Стоимость фото для прессы минимум в два раза ниже. Стоимость фотографии, покупаемой для оформления рекламной продукции, зависит от предполагаемого тиража. Изображения для крупных тиражей (от 5 тыс.) значительно дороже, чем иллюстрации для небольших партий полиграфической продукции. На цену влияет и формат, которым будет напечатана фотография, и вид оригинала (слайд, негатив или цифровое фото).
Спрос и предложения в фотобанках
Наибольшим спросом среди рекламных агентств пользуются фотографии «типичных» украинцев, которые гуляют, танцуют, работают, занимаются спортом, смеются. На снимке должны быть отражены эмоции персонажей. А вот изображения кошек и собак особым спросом не пользуются.
Пейзажные фото также продаются только в сезон - ноябре-декабре — в канун «календарного бума».
У рекламистов пользуется популярностью макро- или крупноплановая съемка различных объектов (денег, кошельков, ключей, фруктов, овощей) и частей тела (губ, глаз). Востребована также деловая тематика: изображения бизнесменов, деловых встреч, оборудования, офисов, элементов дизайна и т. п. Международные фотобанки, работающие в Украине, охотно приобретают для своих иностранных клиентов снимки футбольных матчей, дипломатических визитов, купания Виктора Ющенко в проруби на Крещение, народных гуляний на праздник Ивана Купалы.
Сезонность спроса в фотобанках
Важно учитывать, что спрос на рекламные фотографии зависит от сезона. Продажи повышаются с приходом осени, пик попадает на сентябрь, в январе наступает затишье.
Большинство фотобанков предлагает клиентам два варианта оплаты своих услуг: либо по факту выполнения заказа (поставки определенного договором количества фотографий), либо по предоплате. В обоих случаях с клиентом заключается договор. После этого заказчик получает логин и пароль, с помощью которых он может отбирать, покупать (загружать) снимки из базы данных и контролировать сумму, оставшуюся у него на счету (в случае предоплаты).
Стремясь привлечь постоянных клиентов из СМИ, фотобанкиры предлагают скидки. К примеру, фотосервер Укринформ, продающий снимки по 40 грн, в случае перечисления аванса в 2000 грн предлагает изображения по 25 грн, при предоплате 700 грн — по 35 грн. Кроме того, пытаясь привлечь малобюджетные региональные издания, фотосервер изрядно демпингует — продает районным газетам снимки по 3 грн. Предлагая сотням региональных изданий низкие цены, фотобанк зарабатывает на большом объеме.
Как заработать на фотобанках
Коммерческий успех фотобанка зависит от множества факторов. Первостепенное значение для клиентов имеет ассортимент. Который должен состоять из сотен тысяч фотографий.
Второе условие – высокое качество приобретаемых фотографий. На Украине покак с этим проблемы. Поэтому, большинство клиентов, которым нужны действительно качественные снимки для бизнес использования предпочитают сотрудничать с международными фотобанками.
Важную роль при выборе клиентом фотобанка играет удобный интерфейс. Поэтому изображения каталогизируются, разбиваются по рубрикам, описываются ключевыми словами, для того чтобы можно было просто и быстро найти нужную фотографию, сортируются по всевозможным темам: политика, экономика, промышленность, спорт, культура, кино, музыка, наука, религия, вооруженные силы, природа, флора, фауна, архитектура, путешествия, эротика, еда и т. д.
Создание сайта фотобанка
Немаловажно при создании сайта обеспечить максимально удобный и оперативный поиск по базе данных. Соответствующая профессиональная программа, включающая биллинговую систему, стоит от $70 тыс. до $250 тыс.
И наконец, большинство заказчиков, среди которых немало фоторедакторов СМИ, нуждаются в первую очередь в новостных фото. Поэтому имеет значение ежедневное размещение новых фото по разным темам.
Кроме того, многие клиенты заинтересованы в том, чтобы банк обеспечивал юридическую защиту — они хотят быть уверенными в том, что после использования приобретенного в фотоагентстве изображения на них не подадут в суд, а информация, сопровождающая карточку, соответствовала действительности.
Как создать фотобанк
Создание небольшого фотобанка, ориентированного на работу с рекламными агентствами, не потребует больших инвестиций. Простенький сайт без поисковой и билинговой систем может обойтись всего в $300, регистрация доменного имени — от $10, хостинг — $60 в год, один мощный компьютер (сервер) — от $700, диски для хранения изображений — $1 за штуку, аренда небольшого помещения в спальном районе Киева — от $400 в месяц.
Организация библиотеки для СМИ обойдется в гораздо большую сумму. Во- первых, в смету расходов придется включить еще минимум $25 тыс. на закупку фототехники для 10 штатных фотографов, аренду помещений и оборудование рабочих мест. Немаловажный аспект – это регулярное обновление фототехники, которая быстро изнашивается.
Еще одна статья расходов — зарплата персонала. Маленький ресурс может поддерживать всего несколько человек. Но если речь идет о создании постоянно обновляющегося банка, потребуется немало сотрудников. Прежде всего для функционирования агентства необходимы фотографы.
Как привлечь фотографов в фотобанк
Проблем с поиском фотографов нет, они приходят сами. Как правило, штатные фотографы работают на ставке и гонорарах, составляющих 40-60% от стоимости проданной фотографии.
Кроме фотографов фотобанку понадобятся сотрудники, обрабатывающие и выставляющие на страницы сайта снимки, полученные от фотографов. Их количество зависит от размеров ресурса. К примеру, в фотосервере ИТАР-ТАСС этой работой занимаются 30 человек. Для обслуживания небольшого ресурса достаточно 2-3 человек. Зарплата таких специалистов составляет около 400 долларов.
Также фотобанкам нужны координаторы, отслеживающие и выбирающие события, на которых следует побывать фотографу, технические специалисты, отслеживающие трафик, адреса пересылки снимков, ведущие статистический учет, поддерживающие систему; программисты, разрабатывающие и внедряющие новые разделы и сервисы; менеджеры по продажам, маркетологи, бухгалтер и директор.
Но существуют варианты, позволяющие зарабатывать на продаже изображений без больших вложений. Например, можно специализироваться в узкой нише продажи широкоформатных фото для создания больших плакатов, календарей, биллбордов. Такая специализация позволяет сэкономить на персонале, и зарабатывать на продаже дорогостоящих снимков не конкурируя с информационными фото агентствами на объемах.