Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>
Исторически так сложилось, что центром производства художественных кистей в нашей стране стал город Киров. Причина этого, скорее всего, заключается в его месторасположении, в приближенности к источникам сырья для производства – сибирским лесам. Крупнейшее предприятия, которое первым начало выпускать такую продукцию, после развала СССР было преобразовано в ООО «Художественные материалы». От него впоследствии начали появляться отдельные фирмы, начинавшие самостоятельную деятельность в 90-е годы.
В настоящее время в Кирове существует около пяти компаний-производителей кистей. Самые известные из них – ООО «ПТК Артекс-М», ООО «Нил», «Живописные кисти». Однако компания «Художественные материалы» пока сохраняет свое лидерство. Постепенно производства продукции для художников стали открываться и в других регионах. Многие из них довольно успешны, как, например, новосибирская группа компаний «Альбатрос», ООО «Гамма» и завод художественных красок «Невская палитра».
Большинство этих компаний выпускает не только специализированные профессиональные, но и школьные кисти. В качестве основных конкурентов отечественных производителей выступают китайские фабрики. Тем не менее, выбор китайского товара сокращается, составляя, по некоторым данным, около 15% от общего объема рынка.
Это обусловлено тем, что раньше российские компании отставали в технологическом плане от зарубежных производителей на 10-15 лет. Постепенно они начали обновлять свое оборудование и совершенствовать технологию производства. Теперь наши кисти практически не уступают китайским по качеству и характеристикам, равны по цене и выигрывают по срокам доставки (продукция идет из Китая дольше плюс некоторое время проводит на таможне).
Кисть состоит из трех главных компонентов: ручки (черенка), обоймы (ее еще называют гильзой или капсюлем) и волоса. Ручки, как правило, бывают круглыми в сечении, суживающиеся к концу. Но иногда выпускают кисти с овальными или треугольными в сечении ручками. Чаще всего их производят из древесины и реже из пластика.
Для качественных кистей используются ручки из твердой древесины лиственных пород деревьев (бук или береза). Под воздействием влаги древесина разбухает, что ослабляет соединение ручки и обоймы. Поэтому многие производители окрашивают деревянную ручку, что позволяет защитить ее от набухания, или предлагают кисти с пластиковыми ручками.
Однако большинство художников предпочитают кисти с ручками из натурального дерева без дополнительного покрытия, считая, что они лучше лежат в руке, не скользят и не отвлекают внимание яркой расцветкой. Оптимальный вариант – ручки из древесины бука, которая практически не впитывает влагу и легко очищается от загрязнений. Длина ручки определяется удобством использования: она должна хорошо лежать в руке и при этом не мешать художнику при работе.
Наконечник, или обойма – это металлический ободок, который плотно удерживает волоски или щетинки вместе, зажимая их на ручке. Основание волосков при этом склеивается, чтобы предотвратить вылезание волоса (клей при этом не должен быть виден). Ободок же является дополнительным зажимом. Удобнее в работе и привлекательнее внешне цельнонатянутые обоймы. Они должны быть бесшовными и изготавливаются из меди или латуни, покрытой никелем или хромом. Обойма должна крепко держаться на ручке за счет глубокой обжимки, не оставляя внутри пустот. На дешевых моделях кистей металлический ободок, как правило, шовный. Зачастую он бывает плохо закреплен на ручке, а волоски соединяются только им без дополнительной проклейки. Такими кистями сложно работать, так как вылезшие волоски могут испортить работу.
До недавнего времени все отечественные кисти выпускались с обоймой из белой жести, места соединения которой запаивались. В результате волос не имел ровной формы, а сама обойма быстро ржавела. Листовая или рулонная жесть по-прежнему используется для производства капсюлей (обычно для школьных кистей), но теперь она имеет антикоррозийное покрытие. В европейских странах до сих пор в качестве обоймы применяются гусиные перья. Такие кисти, которые еще называют французскими, в России не производятся.
Российские производители кистей используют одно и то же сырье. Художественные кисти производятся с использованием натуральных волос: колонка, пони, белки, козы или щетины. Реже используют волос песца, собаки, барсука, лисы, песчаника, ушной коровий волос, конский и медвежий волос. Самая популярная кисть – из волоса белки (она изготавливается с применением деревянного стилуса и оцинкованной оплетки), хотя стоит она сравнительно недешево. Высокая цена обусловлена дефицитом сырья: при неурожае еловых шишек количество поголовий белок тоже снижается. А самой дорогой считается кисть из колонка, которой можно работать со всеми видами красок. Этот пушной зверек живет в Сибири, Китае и Корее. И колонок, и белка не живут в неволи.
В качестве сырья для кисти выступают отходы мехового производства (например, беличий волос берется с хвоста зверька), а в меховой промышленности в России наблюдается упадок. Поэтому многие компании-производители заказывают сырье за рубежом – чаще всего, в Китае. Оттуда же импортируется даже натуральная свиная щетина, хотя, казалось бы, дефицита свиней в России не наблюдается. Волоски со шкур животных, выращиваемых только в определенных провинциях, проходят предварительную обработку, вывариваются и умягчаются. В советское время, когда закупать волос за рубежом было невозможно, отечественные производители обходились своими силами. Кое-где такие производства сохранились и до сих пор.
Это сырье дороже китайского, но имеет большое преимущество по сравнению с ним: раскладка волос по длине в нашей стране осуществляется без применения механических зажимов, как в Китае. Зажимы с зубчиками деформируют кончики волоса, что отражается на его качестве. Производство кистей из синтетического волоса обходится намного дешевле. Но в России они пока не столь распространены, как за рубежом.
Для закрепления волосяного пучка используется специальный клей. Он должен быть безопасным для здоровья (в Европе и Китае нередко используются вредные клеи, которые, тем не менее, можно использовать с любым растворителем) и при этом устойчив к воздействию ацетона на протяжении пары часов.
Кисти различаются не только по используемому для их производства сырью, но и по размеру. Он указывается на ручке кисти: чем больше число, тем больше размер. Самыми тонкими считаются кисти-нулевки (от «00000»), а самой широкой – кисть размера «40».
Процесс производства кистей был разработан больше полувека назад. Используемые технологии и материалы совершенствуются, но суть его не меняется. Состоит он из шести основных этапов. Сначала подготавливается волос. Он промывается и обезжиривается, сортируется по длине и выпрямляется. В некоторых случаях волос проходит дополнительную обработку для придания ему упругости и мягкости. На мелких полукустарных фирмах, где процесс производства практически не автоматизирован, влажные после мойки волосы расчесываются и рассортировываются для сушки вручную. Это позволяет добиться максимально прямого ворса, необходимого для идеального мазка. На большом предприятии, выпускающем продукцию массовыми партиями, конечно, ручной труд нерационален. Поэтому самые дорогие и качественные художественные кисти во всем мире производят не крупные компании, а небольшие семейные предприятия.
На втором этапе происходит формирование мазка. Для этого используются специальные формы-сборки, которые производятся на высокотехнологическом оборудовании. Так как стоимость его довольно высокая, то российские кустарные производители осуществляют формовку, сбивая мазок на комель (противоположная сторона вершинки волоса). Такой мазок формируется из волосков различной длины, поэтому внутри него образуются пустоты, удерживающие краску. Аналогичная технология используется для сборки мазка дешевых кистей на китайских фабриках.
Затем изготавливается обойма, где закрепляются волоски. Раньше в нашей стране это осуществлялось при помощи канифоли. Нагревая обойму, художник мог самостоятельно регулировать выставку волоса готовой кисти. Теперь же при большом ассортименте кистей любого размера и толщины потребность в этом отпала.
На предпоследнем этапе изготавливается ручка из древесины, на которую наносится лакокрасочное покрытие или пропитка. Зарубежные производители кистей не занимаются производством ручек, покупая полуфабрикат на специализированных предприятиях. Экономически это выгоднее. Однако российские производители вынуждены иметь собственные цеха деревообработки, что увеличивает стоимость товара, а иногда и приводит к снижению его качества (например, плохая обработка).
На последнем этапе мазок закрепляется на ручке при помощи металлического обжима обоймы. При производстве качественных профессиональных кистей они проходят обязательную проверку качества. Проводят ее специалисты, которые тестируют мазок кисти – визуально и даже на слух, проверяют волос на присутствие примесей и прочие добавки.
Наконец, на кисти наносится маркировка, надеваются специальные прозрачные пеналы, чтобы волоски не помялись и не распушились. Затем готовая продукция упаковывается для отправки в пакеты, в блистеры или в пленку с европодвесом. Последние два варианта упаковки используются для школьных кистей, предназначенных для реализации через торговые сети с самообслуживанием. Профессиональные кисти обычно продаются поштучно.
Стоимость специального оборудования, необходимого для открытия своего бизнеса по производству художественных кистей , составляет свыше 300 тысяч рублей. При этом технология все время совершенствуется, и чтобы не отставать от конкурентов, производителям приходится постоянно обновлять свои линии минимум раз в три года. Специалисты, работающие на кустарных предприятиях (так называемые кистовязы), должны иметь большой опыт работы. Стать профессионалом можно не раньше чем через пять лет с начала обучения. А производительность таких фирм в разы уступает крупным фабрикам, поэтому конкурировать с последними практически невозможно.
Ассортимент кистей российского производства намного скромнее, чем у западных предприятий. Причины этого заключаются в том, что нынешние отечественные учителя по рисованию в свое время имели крайне ограниченный выбор профессиональных товаров, поэтому они просто не знают, как использовать специальные кисти, которых не было в советское время. Возможно, в дальнейшем, когда спрос на них вырастет, производители значительно расширят ассортимент своей продукции.
Между тем, синтетика – отличный материал как по цене, так и по качеству. Если стоимость натурального сырья увеличивается с каждым годом, то цены на синтетику лишь падают. Полуфабрикат из беличьих волос продается на цене за $750-900 за килограмм. Этого хватит на производство 800 кистей № 1. Таким образом, себестоимость такой кисточки достаточно большая. Стоимость синтетического волоса в два раза меньше, чем беличьего, и в десять раз меньше, чем волос колонка. Синтетическое волокно производят на основе сложных полиэфиров. Волокно выдувается под давлением, образовывая кончик. Оно обладает хорошей эластичностью и его можно собрать в пучки различных диаметров, что позволяет обеспечить хороший контроль над текучестью. Специалисты уверены, что в ближайшее время кисти из белки и колонка постепенно перестанут производиться, и их заменят дешевые кисти из синтетики, которые по своим качествам будут даже превосходить натуральные материалы.
Профессиональные и школьные кисти выпускаются под разными торговыми марками. Более того, фрагментация по брендам наблюдается даже внутри одной торговой группы. Таким образом, несмотря на большое, на первый взгляд, разнообразие товаров для художников, производителей, которые работают на этот рынке, не так уж много.
Рынок художественных товаров достаточно узкий. Все крупные производители работают с несколькими основными дилерами, имеющими свои розничные магазины. Свою продукцию они рекламируют на специализированных форумах и сайтах в интернете, а также в изданиях для художников и в магазинах, где продаются такие товары. Кроме того, компании-производители поставляют специальное торговое оборудование и каталоги, открывают демонстрационные залы, где их сотрудники проводят консультации и мастер-классы. Школьные кисти реализуются большими объемами через канцелярские магазины, розничные торговые сети, включая супер- и гипермаркеты.
Лилия Сысоева
(с) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств