Законы, кодексы, проекты

 

Свой бизнес: стоматология
2013-07-21 08:18:40
2
3187

Свой бизнес: стоматология

Стоит ли в кризисе открывать свой стоматологический бизнес? Стоит — уверены специалисты. Этой отрасли никакие кризисы не способны нанести сколько-нибудь серьёзный урон.

По расчётам экспертов в среднем одно рабочее место стоматолога (кресло+бормашина) приносят выручку 10-15 тысяч долларов в месяц. Кроме того, несмотря на обилие клиник и частных кабинетов — конкуренция кажущаяся. До того наполнения рынка, который имеется на Западе, нам ещё очень далеко. Что пострадало в кризисе, так это косметическая стоматология. И то, только потому, что цены на нeё были искусственно завышены. Есть и ещё причина: косметическая стоматология ещё только-только закреплялась в сознании потребителя как некий мастхэв, а тут — кризис.

С собственно лечением зубов раньше было тоже самое. Отсутствие цивилизованного подхода к пациенту (предполагающего обезболивание даже при незначительных манипуляциях в ротовой полости) было характерно для советской садистской медицины. У нас в стране существовала не только «карательная психиатрия», боровшаяся с диссидентами, но и карательная стоматология, боровшаяся с привлекательным внешним видом советского человека. Как следствие, раньше к стоматологу львиная доля граждан ходила только для того, чтобы вырвать «наболевший» зуб, о лечении и сохранении речи не было.

Но с переходом на хозрасчёт у нас стали появляться первые платные клиники, в которых люди не падали в обморок — и вскоре уже лечить зубы стало так же просто, как ходить в парикмахерскую. И даже тот факт, что посещение стоматолога — это всегда серьёзный удар по бюджету, не мешает сегодняшнему руководителю раскошеливаться. Вот только эстетические процедуры не успели ещё завоевать себе популярности среди самых широких слоёв. В сознании масс и это со временем приобретёт статус мастхэв.

Цена закупаемого оборудования и выбор помещения сильно зависят от того, на какую целевую аудиторию рассчитана Ваша клиника. И дело тут не в том, что снижение цены на оборудование влечёт за собой снижение качества ремонта зуба. Вовсе нет! Качество работы зависит от расходников и рук мастера. Вкладываясь в то или иное оборудование, Вы просто привлекаете к себе тот или иной социальный слой. Качество же везде будет одно — разумеется, при прочих равных. Но поскольку в кризисе разумнее было бы всё-таки ориентироваться на средний ценовой сегмент, то поговорим о вложениях в клинику эконом-класса.

Итак, клиника на 3-4 кресла. Входной барьер довольно низок. Стартовые вложения 100 — 150 тысяч долларов. Причём сюда уже входит покупка оборудования, ремонт помещения и регистрация документов. Если работать на арендованной площади, то чистая прибыль будет составлять примерно 20% от оборота. Месячный оборот такой клиники в условиях кризиса — от 30 до 35 тысяч долларов.

Если Вы хотите открыть клинику, но при этом не врач-стоматолог, то у Вас есть два пути.

Путь первый. Вначале он заманчиво прост, но в конце за такую простоту придётся расплачиваться закрытием клиники.

Суть его проста: Вы нанимаете специалистов- «звёзд», которые приводят за собой свою клиентуру. Просто ремонтируете помещение для некоторого количества талантливых и трудолюбивых стоматологов, которые делятся с Вами своей прибылью. Это временный бизнес. Он будет существовать ровно до тех пор, пока врач работает у Вас. Как только он примет решение уйти — он уведёт за собой и всех своих клиентов.

Путь второй. Он более сложный и более отвечает понятию «строительство бизнеса». Задача в том, чтобы при помощи грамотных менеджерских стратегий, выстроить бренд клиники, где все врачи работают одинаково хорошо или лучше — отлично. В сервисах, где все работники обеспечивают «ровный» а не «рваный» уровень качества обслуживания, клиент чувствует себя, как в Европе. Поэтому он и готов платить больше. И Вы имеете право требовать с него эти деньги — ведь воспитать команду — очень сложно.

Да, свою команду специалистов нужно выращивать с нуля. Желательно при этом, чтобы сам хозяин клиники был именно практикующим врачом-стоматологом, регулярно посещающим курсы повышения квалификации и семинары. Или же Вам необходимо нанять такого человека и сделать его главврачом своей клиники. Именно так можно следить за качеством работы наёмного персонала.

Кроме этого необходимо отладить методики быстрого обучения свежих кадров на месте, на случай если кто-то из выращенных Вами специалистов уйдёт в свободное плавание.

Отрасли в стоматологии и их рентабельность

Здесь существует четыре базовых направления: терапия, ортопедия, хирургия и имплантология. Терапевтическая стоматология (осмотр ротовой полости и лечение) часто совмещается с хирургией (удаление зуба0 и ортопедической (коронки). Это происходит оттого, что наши вузы, в отличие от западных, всё ещё готовят специалистов-универсалов и неплохих. Одна лишь терапия — малорентабельна и приносит прибыли «на одно кресло» не больше 5 тысяч долларов в месяц.

Самой престижной и дорогой отраслью считается имплантология — 100 тысяч долларов в месяц приносит в месяц одно рабочее место. Затраты на открытие такой клиники окупаются очень быстро. Её слабость в том, что она является лишь звеном в цепи. Без терапии открыть имплантологию не получится. Стоматологическая клиника должна сочетать в себе все 4 направления. Бывает так, что бизнес хочет открыть именно специалист-имплантолог (у нас в России их дефицит и каждый такой специалист непременно открывает клинику «под себя»). Тогда ему приходится «добирать» команду специалистов других направлений. Плюс в том, что вся эта команда может в принципе работать на одном кресле. Для медицинского кабинета, который по нормативам должен быть 16 м2, можно снять и кабинет в поликлинике. Но это уже совсем бюджетный вариант.

Стоимость качественной стоматологической установки колеблется от 8 до 25 тысяч долларов. Специалисты рекомендуют немецкую технику. Технику бывшую в употреблении тоже можно покупать, но только если Вы уверены в продавце, что, согласитесь, никогда не угадаешь. Цена на неё резко падает — до 5 тысяч долларов за рабочее место в полной комплектации. На рынке существует также предложение покупать отечественные установки. Однако они значительно уступают западной технике по надёжности, то есть часто выходят из строя.

Срок окупаемости – для кабинета – 2 года, для клиники — 5 лет.

Назаренко Елена
(с) www.openbusiness.ru

По материалам: openbusiness.ru
Комментарии
Всего: 0
Нет комментариев