Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>
Россия со времён Петра Первого стремится доказать Западу, что она – часть Европы, и далеко не худшая её часть. Но от желания до воплощения мечты в реальность – долог путь. Как известно, дьявол кроется в деталях. Ежедневное столкновение с мелочами, мелочно и методично доказывающими, что до европейского уровня россиянам ещё далеко, приводит в ярость даже тех, кто привычно и «патриотично» морщится от слова «Европа». Жить-то цивилизованно хочется всем. Даже так называемым «евразийцам» и разного рода славянофилам.
Одним из достижений западного мира является возможность комфортного проведения досуга за пределами собственного жилища, то, что глянцевые журналы несколько расплывчато и поэтично именуют – сутолокой парижских бульваров. Что же подразумевается под комфортом в данном определении? Наличие места или нескольких местечек, где Вы можете чувствовать себя «как дома» – расслабиться и не работать «на публику». Это право на свой стиль и философию жизни. Бар (паб или уличное кафе) это места, объединённые одной идеей: «В этот вечер я так одинок – налей, сынок».
Российский потребитель, не избалованный толерантностью, понимает любой поход на улицу, за пределы дома – как вызов, брошенный им миру. И в общепит он идёт, чтобы «доказать», а не чтобы отдохнуть, поэтому выбирает ресторан и рестораноподобные заведения. Идею «отдыхай со своей компанией» он реализует либо у себя на кухне, либо в парке на лавочке – в зависимости от уровня культуры. Почему так происходит?
Отечественный рынок испытывает жесточайшую нехватку заведений типа бара или паба. Чем больше таких мест, тем больше шансов на то, что «никто не уйдёт обиженным». Гражданин, испытывающий желание тихо и интеллигентно выпить в красивом и уютном, но недорогом интерьере, сегодня так и остаётся со своим нереализованным желанием. Заходя в какой-нибудь общепит, он сталкивается, в общем-то с двумя сюжетами: либо там собирается какая-то «местная шайка» либо место заполнено случайными, но пафосными прохожими, пришедшими продемонстрировать купленные вчера сапоги или сотовый телефон. Так и уходит он с неистраченными деньгами… А ведь деньги у него были, и он хотел потратить их у Вас. Так где же Вы были со своим баром? Деньги он всё равно истратит, накупив в ларьке пива по дороге домой. Вот кому на Руси жить хорошо – хозяевам ларьков! У них никогда не будет отбоя от клиентов. Ну и где же после этого дух Европы?
Чтобы Вы до конца поняли ситуацию и возможности для ведения предполагаемого бизнеса, приведу простой, наглядный пример из жизни пионерского лагеря или среднестатистического двора. Там, как Вы помните, стоят два стола для игры в настольный теннис. На одном играть невозможно, потому что он ржавый, кривой и без сетки, а на втором играют «большие мальчики», которые пустят тебя туда, только когда сами наиграются – то есть, когда у тебя вырастут усы, большой живот и когда твои дети пойдут в школу. Что мешает поставить десять, двадцать, сколько нужно, прекрасных рабочих столов для игры в пинг-понг и брать за это деньги? Так это уже будет теннисный корт, скажете Вы, а не среднестатистический двор. Нет, скажем мы, это будет цивилизованный и деловой подход к проведению комфортного досуга, а в переводе на «язык общепита» – та самая европейская улица с сутолокой парижских кафе, британского паба или «американ-бар» – называйте, как хотите.
Если Вас вдохновляет вид бармена, что смешивает виртуозно авторские коктейли, при этом совмещает должность психоаналитика, общаясь с завсегдатаями и таинственными новичками, то открывайте именно этот бизнес – конкурентов у Вас нет.
Бар – это не ресторан
Ресторатором быть трудно из-за гигантского штата, который нужно всё время контролировать, из-за сложнейшего и высокотехнологичного оборудования из-за гастрономической специфики, требующей непрекращающийся поток качественных продуктов. Помните? «Как, свадьба отменяется? А куда я дену все салаты!». Если ресторан – это «Титаник», то бар – лодка с подвесным моторчиком.
Итак ваш бар – это не трансатлантический лайнер. А что это? Лодка с моторчиком (как мы уже сказали), без моторчика, индейская пирога, чуждый чарам чёрный чёлн, шаланда, полная кефали, а может быть плот «Кон-Тики» или, вообще, надувной матрас, оранжевый как небо и в голубую полосочку? То, каким Вы сделаете свой бар, зависит от того, для какой целевой аудитории или, как говорят матёрые пиарщики, «таргет-груп» он предназначается.
Воплощение идеи реализуется в несколько этапов. Вот они:
Место встречи изменить нельзя
Узнайте «дух района», в котором Вы собираетесь размещать своё заведение. Не Вам объяснять, что место – категория одушевлённая, у него есть своя память, которую называют ещё и энергетикой. Она и притягивает своеобразный контингент, нередко со всего города. Узнайте, что было на этом месте задолго-задолго до Вас – это имеет большое значение. Поинтересуйтесь, как часто разорялись в округе предприниматели, и каких предпринимателей тянула эта округа.
Почувствуйте выбранное Вами место, попробуйте его на вкус. Внимание! Не всякая разруха исторического центра города имеет затхловатый привкус того, что безошибочно ощущается всей кожей как «мерзость запустения». Но если Вы это почувствовали – бегите из такого места. Оно высосет из Вас все соки. Никто не расскажет Вам, какие тайны хранят окрестные подвалы и что находится под асфальтом на 5 метров вглубь прямо под Вашими ногами. Эти знания даются только на уровне смутных ощущений.
Но есть такие местечки в том же центре, которые, несмотря на свою запущенность и «аварийно-исторический» антураж, вселяют в душу иллюзию не то диккенсовского Сити, не то венецианского палаццо с живописно облупившейся штукатуркой. Если местные обыватели натянут между двумя этими ассоциациями свои бельевые верёвки, то они только помогут Вам бесплатно развить в нужном ключе идею такой декорации. Однако, плохим местом может быть и отстроенный «с иголочки» микрорайон.
Далее, люди. Конечно, стоит обратить внимание на тех, кто живёт в непосредственной близости от Вашего будущего бара. Но если Вы будете смотреть только и только на «представителей местной интеллигенции»,то станете жертвой одной очень распространённой иллюзии. Именно жертвы этой иллюзии открывают повсеместно безликие общепиты, скоро превращающиеся в страшные по своему виду и сущности рюмочные и «наливайки».
Люди, которых можно отследить днём в недлинном радиусе своего же жилища, это бездельники и маргиналы. Где купить палёную водку они знают и без Вас (Надеюсь, Вы не собираетесь открывать такую точку, потрафляя вкусам измученных нарзаном мужчин в спортивных брюках и их золотозубых подруг). Ваша задача – притянуть к своему бару тех, кто нужен Вам, а они в одном месте компактно не собраны, если только это не комплекс студенческих общежитий рядом с учебными корпусами.
Для того чтобы Вашим будущим клиентам было комфортней «притягиваться», Вы должны обеспечить им на выбор: а) замаскированный вход типа «дверь в лето» на оживлённейшей улице города, что означает близость к общественному транспорту при полной внешней незаметности б) для тех же целей – тихий и неожиданный переулок в двух шагах от главной «прогулочной» магистрали, наполненной условными макдональдсами и сетевыми кофейнями.
Уточняем дислокацию
Сделать бар в жилом доме – это нажить себе непримиримых врагов в лице пенсионеров-правдоискателей. В местную администрацию поступит первое письмо-жалоба на то, что «в доме открылся притон для проституток и наркоманов» (в глазах пенсионеров любой посетитель бара – человек пропащий, так же как любой предприниматель – кровосос и эксплуататор).
С этого момента Вас начнут доить, а жалобщики будут торжествовать свою победу только тогда, когда у Вас закончатся деньги на взятки и Вы примете решение закрыться. Разумнее всего открывать бар в деловом центре, то есть, чтобы в округе было больше офисов и магазинов. Тогда по дороге с работы к Вам будут заходить «пропустить рюмочку» приличные офисные клерки, а ближе к вечеру собираться «своя» публика.
Бар в подвале – некоторые считают идеальным решением всех проблем. Рассчитывать на то, что «публика –дура» не надо. Да, видели мы и парикмахерские в подвале, и салоны красоты, позиционирующие себя почему-то как элитные и магазины женского белья – в подвале. Даже рестораны видели. Но когда-то мы много чего видели, особенно в начале 1990-х годов…
По опыту и наблюдениям скажу: «подвальная» атмосфера, она особая. Отчего-то она пробуждает в душах даже очень неплохих людей низкие инстинкты и неуважение к заведению. Нормальные люди (те, которые даже в пьяном виде не теряют способности аккуратно пользоваться туалетом) в последнее время всё реже хотят спускаться в подвал. Кроме того, в подвале почти всегда дурно попахивает – из-за неизбежных проблем с канализацией и вентиляцией, что напрочь отобьёт аппетит даже у самого голодного гостя. Там часто «не ловит» сотовая связь, телевизионная антенна. Туда брезгуют спускаться девушки на шпильках. Короче говоря, подвалы – сантехникам из ЖЭКа.
Ну и наконец, при выборе помещения на стадии переговоров с арендодателями (если Вы берёте бар в аренду) помните, что срок аренды нужен достаточный, чтобы не только «отбить» вложенное, но и заработать. И у Вас всегда в запасе должна быть площадь для того, чтобы реализовать на ней новые «фишки», которые могут прийти в голову, так что не рассчитывайте бар до квадратного сантиметра. Пусть у Вас будет хоть одна «загадочная комната», способная всегда превратиться во что-нибудь ещё.
Деньги любят счёт
Итак, Вам придётся найти денег на аренду, борьбу с прохудившимися коммуникациями, борьбу с чиновниками, ремонт, монтаж барной стойки. Отдельный бюджет планируется на рекламную кампанию, которая может быть и очень скромной, так как информация о баре передаётся из уст в уста.
Далее делается запас алкоголя и продуктов. Внимание! На начальной стадии этот запас делается на первые две недели. Кроме этого, Вы выделяете средства для оплаты труда Вашего персонала.
Минимизируйте расходы – вот главный совет новичкам-художникам. Здесь работает тот же принцип, что и в формировании хорошего вкуса в одежде: «стоя перед зеркалом, думай не о том, какими бы ещё аксессуарами себя украсить, а о том, что бы ещё лишнее с себя снять».
Точка безубыточности, процент рентабельности, сроки окупаемости… Вы не знаете, что это такое? Вам необходимо направить свои стопы или стопы своего менеджера в программу Школы Бар-тендеров. Ибо не уметь грамотно оценивать состояние своего бизнеса - путь к закрытию. Привлечь инвесторов (верная дорога к укрупнению дела и его подъёму на более высокий уровень) Вы сможете, если дело будет налажено и прогнозируемо.
За вами только глаз да глаз
В школе, где специально готовят профильных менеджеров для барного бизнеса, учат современным схемам, позволяющим бороться с воровством. Конечно, всё зависит не только от школы, но и от Вас. Если Вы будете платить бармену 5 тысяч рублей в месяц, а он от Вас не будет уходить, продолжая работать и не падая при этом в голодные обмороки, то на что Вы рассчитываете? Знайте, что некоторые опытные бармены, «зарабатывают» столько, что вполне могли бы купить Вас вместе с Вашим баром. Масштабы воровства могут достигать 50% от выручки.
Самую популярная мотивация при устройстве на работу в торговлю и особенно в общепит - возможность воровать. Процент от прибыли - идеальный инструмент для формирования мотивации нормальной. В этом случае Ваш персонал будет биться вместе с Вами за каждый рубль прибыли.
Вообще Вам надо подумать о том, как бы вырастить свою собственную команду с нуля (необязательно из студентов, подойдут и взрослые люди). Не боги горшки обжигают, научатся и очень быстро, особенно если люди эти – умные. Иначе к Вам придёт по объявлению бригада весёлых перемигивающихся жуликов, которые, отплыв подальше от берега, развернут свой пиратский флаг и выберут себе капитана.
Итак, на первом этапе – не расслабляться, а всё делать самому, вникая в работу каждого винтика машины под названием «бар». Начинать почивать на лаврах и стричь купоны (делегировать полномочия управляющим) можно только после того, как был оптимизирован каждый процесс. Минимум, принимайте в работе участие: от организации складского учёта до разработки меню. Вы сразу заметите, где происходит сбой и поймёте его причину.
То, что никогда нельзя отдавать в чужие руки: работу с поставщиками еды и напитков.
Посетителю бара должно быть не только тепло (прохладно), пьяно (сыто) и т.д. Ему должно быть ещё и весело. Стабильность концепции стабильностью, но нововведения, способные порадовать, тоже нужно изобретать. Только пусть они не будут навязчивыми. Привлекайте «старожилов» бара к креативу. Относитесь к ним не только как к клиентам, но и как к сотрудникам, соучастникам общего дела. Люди, особенно взрослые, любят играть в игру «Дети, давайте подумаем, как украсить наш класс к Новому году!». Дайте им эту возможность. И я желаю Вам найти своего Пиросмани.
Елена Назаренко специально для проекта www.openbusiness.ru