Технологии Бизнесса
Торговля цифровой музыкой
Компакт диски сдают свои позиции, уступая место цифровому формату. Сегмент цифровой музыки растет огромными темпами во всем мире. Именно сейчас самое время определяться и вступить в игру за солидную часть пирога миллиардных доходов
Торговля цифровой музыкой
Когда в 2001 году Apple объявила о начале производства музыкальных плееров, аналитики вертели пальцем у виска. Когда спустя два года компания открыла в Интернете магазин по продаже цифровой музыки, умудренные опытом эксперты продолжали утверждать, что Стива Джобса впервые подвело чутье и что ничего путного из этого не выйдет. Однако же вышло. По прогнозам аналитиков, «музыкальная» выручка компании (плееры iPod и музыкальный магазин iTunes Music Store) к 2010 году составит 15 миллиардов долларов.
Недавно глава EMI Music Алейн Леви Фрайди заявил, что как формат CD «мертв», а подавляющее большинство пользователей применяют компакт-диски лишь для переноса музыки на цифровые плееры.
Ситуация на рынке
До России волна цифрового звука тоже докатилась. Эксперты оценивают объем российского рынка цифровой музыки в 200 миллионов долларов, а к 2010 году этот показатель может превысить один миллиард. Рынок торговли цифровым контентом находится в стадии взрывообразного роста. Есть уже практически все, кроме одного — качественного контента. Есть готовность тематических сайтов и порталов продавать музыку, есть умение принимать онлайн-платежи, есть воспитанная пиратами готовность пользователей платить за контент.
Главное препятствие выхода на российский рынок для иностранных монстров музыкальной индустрии— традиционная для них политика ценообразования. В большинстве западных интернет-магазинов, торгующих цифровой музыкой, за один трек просят сегодня около доллара, а то и больше. И цена эта намного превышает пиратские цены и даже стоимость легального контента российских компаний. В общем, зарубежные компании и хотят, и бояться пиратов и не верят до конца в легальность продаж. Но приход зарубежных игроков на российский рынок цифровой музыки отсрочен, но неизбежен.
А тем временем российские ресурсы предлагают скачивать музыку по куда более низким ценам. Например, цены Yanga! — результат долгих и сложных переговоров с правообладателями, факт признания российского рынка перспективным.
Правда справедливости ради стоит заметить, что каталоги iTunes и Yanga! вовсе не одинаковы. На российском портале вы вряд ли обнаружите (по крайней мере, по адаптированным ценам) произведения, находящиеся в ротации на крупнейших радиостанциях и занимающие верхние строчки хит-парадов. Основа каталога — собственность независимых студий, выпускающих редкую или некоммерческую музыку.
Но Александр Кузнецов, владелец портала полагает, что на мейнстриме свет клином не сошелся — покупатели найдутся и на музыку его магазина.
Дело в том, что мейджор-лейблы, которым принадлежит большинство хитов, пока не очень охотно дают свою продукцию в цифровом формате. Но в мире помимо мейджор-лейблов есть сотни тысяч более мелких издателей, и их музыка зачастую не хуже того, что крутится на MTV. А иногда и намного лучше! Поэтому они и берут музыку у разных студий, формируя широкий ассортимент. Задача ресурса — открыть глаза российским пользователям Интернета на мировую музыку во всей ее широте: это более трех с половиной миллионов музыкальных композиций, а не 40 треков последнего чарт-листа.
Музыкальный интернет-магазин
Сегодня выход на цифровой рынок не дешевый, нужно вложить сотни тысяч долларов. Некоторые эксперты называют сумму в 800–900 тысяч долларов. Именно столько придется потратить на оплату интернет-трафика, серверного оборудования, зарплату персонала, рекламу и маркетинг.
Не следует забывать и об отношениях с правообладателями. Ведь, как известно, объем роялти, отчисляемых им, может составлять до 80% прибыли официального магазина цифровой музыки.
Серьезной конкуренции в этом сегменте российского рынка цифрового контента пока не наблюдается. Пока фирмы называют себя партнерами в общей борьбе за легализацию рынка. Но уже сейчас формируются законы и правила рынка, и кто сейчас займет лидирующие позиции, тот и станет победителем в будущем.
Шансы на успех есть у компаний, предлагающих наиболее богатую и разнообразную музыкальную коллекцию. На одном лишь ассортименте далеко не уедешь. По мнению экспертов, в выигрышной ситуации окажутся сайты, сделавшие ставку на формирование сообществ, те, кто построит настоящий музыкальный портал и привлечет максимум заинтересованной аудитории. Именно создание дополнительных сервисов и сообществ поможет удержать существенную долю рынка.
Не стоит забывать и о давно зарекомендовавшей себя модели получения прибыли за счет размещения рекламы. Это не только дополнительный источник доходов, но и возможность переложить часть затрат на плечи рекламодателей, а как следствие — установить более низкие, чем у конкурентов, цены. Эта схема с успехом действует на Западе, но пока не слишком адаптирована в России.
Музыкальный магазин — не единственная перспективная модель бизнеса в сфере цифровой музыки. Есть и другие возможности выйти на новый рынок: например, стать агрегатором музыкального контента и выступать от лица крупных звукозаписывающих компаний, предлагая музыку онлайновым ритейлерам.
Другие игроки
У интернет-магазинов, торгующих цифровой музыкой, скоро могут появиться новые сильные конкуренты — операторы мобильной связи, уже заявившие о вступлении в игру, а также компании, имеющие опыт работы с музыкой на смежных рынках — контент-провайдеры.
Но некоторые эксперты уверены, что существуют значительные отличия между продажей мелодий для мобильных телефонов и закачкой музыки с интернет-ресурсов. Технологии этих двух форматов, от мотивации до продвижения, покупки, обработки и доставки файлов отличаются кардинально. Единственное сходство - в цифровом формате музыки и пересечении целевой аудитории.
Еще одно немаловажное отличие контент- провайдеров от интернет сообществ в том, что они ведут свой бизнес честно, отчисляя роялти законным правообладателям, в том числе звукозаписывающим компаниям. Большинство же интернет сайтов работает на основании так называемых «коллективных лицензий», легитимность которых очень спорна.
Именно эта белизна бизнес модели дает контент-провайдерам реальное конкурентное преимущество: в Рунете сейчас нет легальных интернет-ресурсов, которые могут оперативно предложить пользователю актуальную западную музыку. У контент-провайдеров такая возможность имеется благодаря тесным взаимоотношениям с издательствами и авторами.
У третьей стороны, сотовых операторов тоже есть свои козыри. Самый ценный – это наличие огромной аудитории, например, у того же Мегафона 29 миллионов абонентов.
Кроме того преимущество мобильной загрузки в отличие от интернет скачивания в ее удобстве. Скачать мелодию на телефон можно всегда и везде, для этого не нужен компьютер, подключенный к интернет.
Поэтому сотовые операторы готовы предлагать своим многочисленным абонентам любые персональные и интерактивные сервисы по приемлемой цене.
Тем более, что в отличие от интернет-магазинов, сотовые операторы имеют обратную связь, например, SMS. В Интернете же пользователь, как правило, сам ищет то, что ему нужно.
Рынок только начинает набирать обороты, а готовых принять участие в игре уже хоть отбавляй. Проблема этого рынка пока одна — пираты.
Вступление в силу изменений в закон «Об авторском праве и смежных правах» 1 сентября 2006 года никак не изменило ситуацию на рынке. По-прежнему на огромном количестве сайтов можно беспрепятственно скачать любой фильм или музыкальную композицию. Причина — в несовершенстве механизма правоприменительной системы.
Впрочем, судя по опыту рынка программного обеспечения ситуация меняется. Несмотря на все многочисленные пессимистические прогнозы рынок легального софта на подъеме. Посмотрим, возможно и с музыкальными пиратами легальные игроки справятся.