Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Сейчас он составляет 25 % от общей доли рынка. Причем с каждым годом эта цифра возрастает. Сюда входит такая продукция, как наполнители для кошачьих туалетов, игрушки, аксессуары, косметика, лекарственные препараты, диетические добавки и витамины.
Продаются товары для животных в специализированных зоомагазинах, в ветеринарных клиниках, в супер- и гипермаркетах и даже в продуктовых и непродовольственных несетевых магазинах.
В целом, рынок зоокосметики имеет много общего с рынком косметики для людей. Он также подразделяется на несколько сегментов по возрастным и функциональным признакам. Разве что вместо деления по полу (то есть на косметические средства для женщин и мужчин), косметика для животных предназначается для представителей различных пород и обладателей шерсти разной длины. Ассортиментная линейка, так же как и в случае с косметикой для людей, включает в себя средства по уходу за кожей, волосами (шерстью), средства для чистки зубов, краску и многое другое.
В последнее время на рынке зоотоваров наблюдается новая тенденция: все чаще средства по уходу за животными используются… людьми. Например, так случилось с шампунями для лошадей и кремом для ухода за коровами отечественных производителей. Высокий спрос на эту продукцию среди тех, кто очень далек от животноводства, объясняется низкой стоимостью косметики для животных и ее натуральностью (или, как минимум, таким ее позиционированием). В целом, компоненты, входящие в состав средств для животных, схожи с теми, что используются в «человеческой» косметике.
Однако, как бы ни был велик соблазн расширить свою целевую аудиторию за счет не только четвероногих потребителей, но и их хозяев, все же большинство производителей подобной продукции не приветствуют этого. Конечно, качественные косметические средства для животных проходят все необходимые клинические испытания (хотя косметическая продукция с 2010 года не подлежит обязательной сертификации), тем не менее, эти препараты рассчитаны на животных и разрабатываются с учетом именно их физиологии, которая отличается от человеческой.
Ассортимент производителей зоокосметики состоит большей частью из отдельных линий средств для собак и кошек. Как правило, линейка включает в себя шампуни, дезодоранты, косметические средства для выставок, средства для ухода за полостью рта, специализированные средства (средства для ухода за копытами, спреи для выведения пятен с шерсти, защитные средства для подушечек лап, лосьоны для чистки ушей и т. д.).
Наибольшим спросом пользуются шампуни для короткошерстных и длинношерстных животных, для животных с грубой и мягкой шерстью, для представителей отдельных пород, безопасные моющие средства для щенков, шампуни от блох и клещей, регенерирующие и оттеночные шампуни (последнее ближе к косметике для подготовки животных к выставкам). Шампуни выпускаются как в традиционном жидком виде, так и в сухом или в виде спрея. Последние используются для очистки шерсти без применения воды.
Косметика для выставок – это, в первую очередь, различные средства для улучшения внешнего вида шерсти (например, пудры и лаки для придания объема), крема для маскировки пятен, спреи от скольжения на ринге, краски для мочки носа, оттеночные мелки и спреи, отбеливатели «слезных дорожек» и т. д.
В линейке дезодорирующих средств для животных выпускаются спреи, одеколоны и даже духи. Средства для ухода за пастью производятся в виде спреев-освежителей, чистящей пасты для зубов и таблеток (последние относятся к ветпрепаратам, а не к косметике).
Производство косметики для животных – это выгодный бизнес. И, несмотря на то, что на этом рынке конкуренция высока, тем не менее, отечественные производители имеют явное преимущество перед западными – низкие цены при неплохом качестве. Как показывают опросы, российские владельцы животных в большинстве своем не готовы тратить большие средства на косметику для своих питомцев. Так, шампунь для собак импортного производства сопоставим по цене с полупрофессиональными средствами для ухода за волосами людей. Стоимость же аналогичной продукции российских марок не превышает 30-40 рублей за флакон. По прогнозам специалистов, в ближайшие годы рынок товаров для животных в нашей стране будет развиваться по типу продуктовой розницы.
На производстве зоокосметики используется то же оборудование, что и при изготовлении традиционных косметических средств: плавители, жиротопки, маслотопки, стерилизаторы, варочные и плавительные котлы, гомогенизаторы, миксеры, смесители и вакуумные насосы. В качественной продукции для животных используются практически те же компоненты, что и в продукции для людей.
Для организации своего бизнеса по изготовлению косметических средств для животных понадобится стартовый капитал в размере не менее 500 тысяч рублей. В эту сумму входит покупка оборудования, аренда помещения под производство и склад для хранения готовой продукции, а также заработная плата наемным работникам. Отдельная статья расходов – разработка продукции, которую вы будете выпускать. Эта сумма зависит от количества наименований товаров, их вида, целевой аудитории, сегмента и многих других факторов.
В зависимости от сезона, меняется спрос на ту или иную продукцию. Так, в период с весны по осень большой популярностью пользуются средства против эктопаразитов и косметика для выставок. В зимний период времени востребованы средства защиты от обморожения (преимущественно крема для собак).
Поисками каналов сбыта своей продукции лучше заняться еще на этапе составления бизнес-плана. Небольшим компаниям специалисты советуют сначала попробовать выйти на региональный рынок, предложив свой товар на реализацию в специализированные зоомагазины. Срок окупаемости небольшого производства косметики для животных составляет от двух лет.