Технологии Бизнесса
Незаконный бизнес: как зарабатывают на спаме, краденом контенте и сайтах для взрослых
Сегодня торговля контентом для взрослых через Сеть — это отлаженная мировая индустрия с ежегодным оборотом в $2-2,5 млрд
Незаконный бизнес: как делают бизнес на спаме, краденом контенте и сайтах для взрослых
Заработок на сайтах для взрослых
Сегодня торговля порноконтентом через Сеть — это отлаженная мировая индустрия с ежегодным оборотом в $2-2,5 млрд в год.
4 000 000 порнографических сайтов работает в интернете.
4 300 000 раз в январе 2006 года на «яндексе» был задан запрос «порно».
$25 000 - такова минимальная сумма, необходимая для создания полноценного платного порносайта с легально приобретенным контентом
Журналист Forbes встретился с владельцем нескольких порносайтов и создателем форума Crutop, на котором встречаются представители полулегальных областей рунета:
Причины прихода в порнобизнес —самые банальные. Поздняя осень 1998 года, нашему герою 19 лет, только что женился, а родители не одобряют брака. Надо было зарабатывать на жизнь.
Как-то RedEye набрел в интернете на некое подобие учебника-инструкции по производству и поддержке порносайта. Заинтересовался. Заняв у знакомого $600, купил недостающую компьютерную технику. У другого знакомого была коллекция—14 гигабайтных кассет для стримера, около 100 000 «веселых картинок» в хорошем качестве. «Мы в течение месяца по 10 часов в день сортировали порнографию, несколько раз отсмотрели всю коллекцию, выбирая картинки без признаков копирайта. Долго еще потом не могли смотреть на эротику...»—жалуется RedEye.
Бизнес начали по стандартной схеме. Залили коллекцию на сайт, объявили обычные условия доступа — ознакомительный тур на день за пару долларов, месячный абонемент за $50. Для обработки платежей клиентов подключились к биллинговой компании. Услугами систем приема платежей с пластиковых карточек пользуются все интернет-магазины, но порноресурсы, как правило, обслуживают специализированные биллинговые фирмы (в случае RedEye это был iBill.com).
За первый месяц партнеры заработали $40, которые тут же потратили на закупку контента, а то владельцы прав на использованные картинки уже начали предъявлять претензии. Сегодня у RedEye около 90 подчиненных, порнографией занимаются только 40 человек, остальные — служащие почтенных финансовых компаний. В 2003 году RedEye вложил заработанные на «взрослом» интернете деньги в биллинговые компании StandartPay и Fethard Finance. Теперь у порномастера офисы в Москве и Уссурийске, Амстердаме, Барселоне, Риге и даже на Сейшелах. О своих доходах AWM предпочитает не говорить.
Зато как человек, организующий прохождение порноплатежей в Сети, RedEye охотно и со знанием дела рассказывает о чужих доходах. Сегодня торговля порноконтентом через Сеть— это отлаженная мировая индустрия с ежегодным оборотом в $2-2,5 млрд в год. Учтены, разумеется, доходы продавцов относительно легальных фото- и видеопродуктов, произведенных с полного согласия совершеннолетних актеров. До $200-250 млн приходится на AWM из России.
Собственно продукт веб-мастера покупают у студий-производителей — таких в России около тридцати. За неплохой сет (20-40 кадров, один половой акт в развитии) нужно будет заплатить $90-250. По неписаному правилу интернетчики не общаются с производителями контента «вживую», только через Сеть. Дело не в различии менталитетов. Съемка порно—беспокойный бизнес, не очень согласующийся с Уголовным кодексом. Лучше не мараться.
Полученные материалы владелец размещает на платном веб-сайте. Основной потребитель такого продукта— иностранец с пластиковой карточкой. Всего в России около 40 AWM-компаний, каждая управляет десятком сайтов. Обычно это неприметное юридическое лицо (6-7 человек),арендующее помещение в офисе класса «В». Вид деятельности — «программирование и поддержка веб-сайтов, информационные услуги», бухгалтер исправно платит какие-то налоги. Типичный малый бизнес, одним словом.
В среднем такая компания зарабатывает $120 000-140 000 в месяц, рентабельность 30%. RedEye знает о существовании двух российских компаний, зарабатывающих на продаже «обнаженки» $300 000-500 000 в месяц, но назвать их отказывается.
Отдельный (и самый многочисленный) класс AWM — одиночки, не имеющие своего продукта, но привлекающие посетителей на чужие платные веб-сайты (по AWM-терминологии, они «нагоняют трафик»). Чаще всего эти энтузиасты создают сложные системы бесплатных страничек, на каждой — пара картинок и приглашение посетить платные ресурсы. За эту деятельность сайты платят своим «агентам», в месяц выходит $2000-3000 на человека. Таких «агентов» в России — 5000-7000 человек, в США их в десять раз больше. Вся разница в том, объясняет RedEye, что для России это очень неплохие деньги, особенно в провинции. Поэтому российские мастера «адалта»—это люди с высшим образованием, начитанные, великолепно знающие компьютер.
Этих мастеров не мучает совесть — их деятельность, возможно, не совсем законна (см. справку), но она, по их убеждению, никому не приносит вреда и вряд ли в обозримом будущем перестанет приносить хорошие доходы.
Статья 242 УК РФ за «незаконное... распространение, рекламирование порнографических материалов...» предусматривает как штраф в размере от пятисот минимальных размеров оплаты труда (50 000 рублей), так и лишение свободы на срок до двух лет. Однако ни один интернет-продавец «взрослого» контента в России еще не испытал на себе действие этой статьи. Во-первых, в законе не содержится четкого определения порнографии. В каждом конкретном случае порнографию от эротики (которую закон не преследует) должен отличить совет экспертов. Во-вторых, российские интернетчики предпочитают размещать серверы с порнографической продукцией за пределами территории РФ, в тех государствах, где это не запрещено законом (это большинство стран, включая США).
Заработок на СПАМЕ
Спамеры всего мира зарабатывают $10-15 млрд в год, дать более точную оценку этого теневого бизнеса эксперты затрудняются.
40% спам-сообщений в мире рекламируют лекарства и медицинско-оздоровительные услуги.
В россии этой теме посвящены 11% сообщений.
15 минут занимает рассылка рекламного сообщения на 1 млн адресов в сети
Собеседнику журналиста Forbes 25 лет, он москвич. В 1996 году Demetrius решил устроиться на работу системным администратором или программистом. Для этого разослал резюме по 4000 адресов электронной почты с помощью собственноручно написанной программы.
Использовать стандартную почтовую программу для такой масштабной рассылки было бы слишком утомительно.
Откуда взял адреса? Собрал в интернете с веб-страничек, с помощью другой, тоже своими руками изготовленной программы. Ковровая бомбардировка помогла: уже на следующий день после рассылки молодой компьютерщик нашел работу. Параллельно начал продавать созданные им программы рассылки спама.
Через год была создана компания Demetrius Software, которая занималась спамом и продажей программного обеспечения для массовых рассылок. Эффективность такой деятельности, со слов Demetrius, велика: рассылка объявления о продаже программ по 10 000 адресам обеспечивает сбыт в среднем 50 копий при исчезающе малой себестоимости самой рассылки.
В 19 лет Demetrius купил себе машину, в 21 год—квартиру. Еще пару лет назад Demetrius и его коллеги охотно полемизировали в Сети о моральной стороне своего бизнеса. Спам, говорили они, — единственное эффективное средство рекламы для малого бизнеса. Рассылка электронной почты по миллиону адресов стоит около $90. Если у вас на рекламу есть не больше пары сотен долларов, ничего, кроме спама, вы не найдете.
Сейчас спамеры делают свое дело молча. Уровень неприязни к распространителям «мусорной» рекламы растет вместе с количеством этого мусора.
Порог вхождения в этот бизнес низок (нужно всего лишь купить или написать программу рассылки), поэтому даже в России работают сотни самодеятельных спамеров. Однако серьезных, высокопрофессиональных групп «мусорщиков» во всем мире не более десятка. Demetrius руководит одной из них. Уже больше года основным рынком для Demetrius является Америка (здесь можно заработать значительно больше, чем в России). В США у Demetrius постоянные заказчики, которые платят не за количество посланных писем, а за результат — 20-40% от общей выручки с клиентов, привлеченных при помощи спама. Для программного обеспечения речь идет даже о 50%. О своих доходах Demetrius, по традиции, не говорит, но предлагает обратить внимание на «одного американского знакомого, получающего $5000-7000 в день, и это не так уж много для нашего дела».
Ворованный контент
По данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии (International Federation of the Phonographic Industry, IFPI), общий объем мирового рынка легальных МРЗ-файлов —$1,1 млрд в год. Российские сайты, по оценкам главы московского офиса IFPI Игоря Пожиткова, продают музыки на $5-10 млн. Их рентабельность не менее 30%.
7 из каждых 10 mp3-файлов с российских сайтов cкачивают иностранцы.
10 центов в среднем стоит mp3-файл на российском платном сайте.
Расценки сайта Itunes.com - 99 центов за композицию.
Владелец сайта mp3search.ru считает себя вполне легальным бизнесменом и потому не скрывает своего имени. Сергею Арсентьеву 27 лет, по образованию он юрист, с десятилетнего возраста безвылазно сидит за компьютером. Еще в школе он написал базу данных для отца, занимавшегося недвижимостью. В 1999 году из-под пера программиста вышла программа поиска в интернете музыкальных композиций, записанных в формате MP3.
В 2000 году Арсентьев с несколькими партнерами открыл проект mp3search.ru. Вскоре на этом ресурсе появился собственный раздел с платными музыкальными файлами. Уже в 2004 году поисковую часть сайта закрыли—зачем пропагандировать чужие ресурсы?
Арсентьеву хотелось бы, чтобы производители музыки его не замечали. Интернет-продавцы МРЗ-файлов не обязаны получать предварительного разрешения правообладателей на продажу музыкальных композиций. Они вольны сами определять цены на предлагаемую продукцию (см. справку на стр. 54). Наконец, они не обязаны перечислять авторские вознаграждения непосредственно правообладателям. Достаточно просто того, что mp3search.ru отдает около 10% своихдоходов Российскому обществу по коллективному управлению правами авторов в сферах мультимедиа, цифровых сетей и визуальных искусств (РОМС). Если правообладатель хочет получить свою долю, пусть разбирается непосредственно с РОМС.
Есть особо настырные российские правообладатели, заставившие mp3search.ru платить им напрямую, — например, наследники Владимира Высоцкого. Зарубежные музыкальные компании пока не получают из рунета ничего: нет смысла ругаться за копейки. Иностранцев в принципе не устраивает установившаяся в России стоимость МРЗ — около 10 центов за композицию. Крупные звукозаписывающие концерны считают, что каждая композиция должна стоить раз в 10 больше. Иначе будет разрушен бизнес западных сайтов — ведь интернет един, и жители других стран свободно могут скачивать музыку из России.
Между представительствами звукозаписывающих гигантов и российскими МРЗ-сайтами идет затяжная война. Рекорд-лейблы пытаются вообще запретить деятельность mp3search и ему подобных. Например, используют такой аргумент — закон позволяет передавать цифровую музыку по кабелю в коммерческих целях, тут не придерешься, но где продавцы взяли цифровой контент? Скопировали на сервер с компакт-дисков? А вот этого без разрешения правообладателя делать нельзя.
И allofmp3.com, и mp3search.ruуже пережили визиты представителей МВД и изъятия серверов «на экспертизу». Изъятый в октябре один из серверов mp3search ценой в несколько десятков тысяч долларов и пока не вернули.
Сергей Арсентьев утверждает, что сегодня mp3search.ru приносит ему лишь 20% всех доходов. Прочие способы заработка ни у кого не вызывают вопросов. Например, арсентьевская фирма X-Media по заказу тех же западных рекорд-лейблов занимается оцифровкой музыкальных архивов. Динамично развивается основанная Арсентьевым служба realmusic.ru. Сегодня это место встречи самодеятельных музыкантов, где они могут бесплатно разместить и обсудить свои записи. В будущем владелец намерен публиковать на дисках самые популярные песни с realmusic.ru, заниматься продюсированием обнаруженных на сайте талантов.
Сокращенная версия статьи Александра Кондратьева, опубликованная в журнале © "Русский Forbes"