Бизнес планы и сметы
Просмотров всего: | 2545 |
Просмотров сегодня: | 1 |
Опубликовано: | 2013-07-10 |
Свой бизнес - архивное дело. Практический опыт организации бизнеса
Направление бизнеса: | Малый бизнес |
Генеалогическое агентство «Семейный архив» Станислав Кругликов учредил в 2003 году, позиционируя его одновременно и как издательство. Первых сотрудников, как и первоначальные вложения в новый бизнес — 15 миллионов рублей, — он позаимствовал у своего же холдинга. В штат новой фирмы отбирались сотрудники с гуманитарным образованием, знающие иностранные языки, способные излагать мысли на бумаге литературным языком и интересующиеся историей.
Свой бизнес - архивное дело. Практический опыт
А началось все с того, что в 2000 году бизнесмен Станислав Кругликов решил заказать книгу о своей семье, используя хранящиеся дома фотографии и архивную информацию, которую он собирал с юных лет. «Однако ни одна из компаний, к которым я обращался, не могла ни провести серьезное генеалогическое исследование, ни солидно его издать», - вспоминает Кругликов.
Так Станислав выяснил, что на рынке имеется свободная и перспективная ниша, которую нужно срочно занимать. Время для создания генеалогического агентства оказалось самым что ни на есть подходящим.
С генеалогической революцией совпала и другая — информационная. Массовое распространение персональных компьютеров и бум в сфере коммуникаций позволили в значительной степени усовершенствовать не только сбор, обработку и хранение любых документов, но и демонстрацию результатов. Вот только мало кто использовал эти возможности: несмотря на то что на рынке быстро сформировалось сообщество частных генеалогов, занимались они собственно сбором информации, а не ее оформлением. Результат работы архивистов с трудом напоминал товар. Кругликов стал первым клиентом учрежденной фирмы, так что книги, посвященные его семье, стали еще и образцами предлагаемого заказчикам продукта.
Образец, кстати, получился весьма солидным. В восьмитомной энциклопедии была собрана вся история семьи Кругликовых. А ведь когда изыскания лишь начинались, никто и подумать не мог, что удастся раскопать
Будущим заказчикам нужен был ориентир. И он появился. Первыми сторонними клиентами фирмы стали партнеры Кругликова. Затем пришли их друзья. Потом — друзья друзей. По словам Серебряной, директора агентства, как правило, это люди, стремящиеся сделать приятное своим родителям или оставить детям подробный рассказ об их предках.
Работу над заказом в «Семейном архиве» делят на три этапа: сбор и систематизация информации, верстка собранного материала и непосредственно печать. Первый обходится заказчику примерно в 400-500 тысяч рублей. Начинают работу с интервью — с клиентом и его родственниками, которых он выбирает по собственному усмотрению. Хорошо, если живы родители. Как правило, их детские воспоминания хранят в себе много ценных деталей. Семья также предоставляет хранящиеся документы и фотографии.
Документы и фотографии сканируют и возвращают владельцам. Одновременно идет расшифровка бесед, и факты сопоставляются с предоставленными материалами. В результате возникают первые таблицы и схемы, отражающие родственные связи и ключевые события в истории рода.
Следом наступает время анализа и архивной работы. В агентстве откровенно признают: многое зависит от того, насколько точными сведениями о своей предыстории обладают ныне живущие члены фамилии. Иногда семейные легенды усложняют поиск.
— Конечно, бывают тупиковые ситуации, — говорит Марина Серебряная. — Что ж, тогда все садимся и начинаем думать, искать другие каналы. Практика показывает: можно найти много косвенных источников. Есть краеведческие музеи и загсы, мемориалы и военные архивы, информационные центры МВД и документы, хранимые на предприятиях... Кроме того, наши сотрудники часто выезжают в командировки. Например, если история семьи идет из какой-то деревни, то заходим в каждый дом и расспрашиваем односельчан. Но основа — это архивы. Многие из них, к сожалению, пострадали.Разумеется, все исследования проводят строго конфиденциально.
После того как информация собрана, остается привести результат работы к товарному виду. То есть структурировать и сверстать. Содержание и оформление томов определяются пожеланиями клиентов. Самая большая работа — восьмитомник, а иногда вся информация помещается в одном томе. Издают и трехтомники. Первый том — родословная, второй — фотографии в хронологическом порядке, третий — так называемый «бабушкин сундук», куда попадают публикации писем, телеграмм, семейные рецепты, фотографии семейных реликвий и т. п. Так, в одном из продемонстрированных нам образцов обнаружились детские письма ныне весьма солидного заказчика — отчеты родителям из пионерского лагеря и переписка с немецкими школьниками, организованная клубом интернациональной дружбы, — были такие, если кто подзабыл.
Наполнить энциклопедию помогают тематически связанные тексты. Например, рядом с упоминанием о дате рождения публикуется народный календарь, содержащий приметы, которые относятся к этому дню. Другой вариант — исторические очерки.
Но вот тексты готовы, документы отсканированы, все тысячу раз проверено и перепроверено. Пора в печать!
Минимальный тираж — два экземпляра, максимальный — 20. А иногда приходится печатать несколько таких тиражей, особенно если инициатор проекта хочет подарить хотя бы по одному комплекту каждой из ветвей разросшейся семьи.
Одна из ключевых проблем бизнеса, связанного с генеалогическими исследованиями связана с сложностью определения точного срока выполнения заказа. Поисковые работы, переписка и исследования в архивах отнимают массу времени. Например, в архиве могут ответить, что документы в настолько ветхом состоянии, что не будут оцифрованы. Приходится искать выход из положения.
Не проще решить и вопрос ценообразования. «Сначала мы вообще не понимали, как должна оцениваться наша работа, — признается Серебряная. — Да и сейчас с этой проблемой сталкиваемся постоянно. Слишком многое приходится переделывать, пересматривать, однако трудозатраты на каждом этапе очень разные. Нужно постоянно отслеживать экономику процесса, чтобы на финише мы не оказались в минусе».
Издержки «Семейного архива», несмотря на вполне достойный для небольшой компании оборот, приблизившийся к 50 миллионам рублей и правда очень высоки. Помимо заработной платы, обучения сотрудников, налогов и накладных расходов, с каждым годом нужно все больше платить за арендуемое помещение. Заказчик у агентства таков, что в подвал его не пригласишь. Так что приходится снимать офис в элитном здании и держать постоянный штат численностью 20 сотрудников.
На традиционную рекламу «Семейный архив» не тратится в принципе: основным источником привлечения новых клиентов служит «сарафанное радио». А вот в выставках роскоши «Elite Life» и «Millionaire Fair» приходится участвовать регулярно. Именно на этих шоу водится желанный для компании клиент.
По совету Серебряной, чтобы запустить бизнес в нашем сегменте… нужно запастись терпением. Деньги на этом рынке очень длинные. А значит, и прибыль появляется не скоро.
По материалам статьи Александра Кузнецова
для «Бизнес-журнала»