Законы, кодексы, проекты
Как получить кредит из фонда прямого инвестирования
Банки не являются единственными и монопольными источниками кредитов как для развития бизнеса, так и для частных лиц
Высокие банковские ставки по кредитам и жесткие условия их получения для малого и среднего бизнеса (МСБ) все чаще загоняют предпринимателей в угол, заставляя обращать внимание на альтернативное финансирование своих предприятий.
Альтернативные кредиты
Для компаний малого и среднего бизнеса в нашей стране фонды прямого инвестирования (ФПИ) являются чуть ли не единственным реальным источником долгосрочного финансирования, — отмечает Олег Жадан, генеральный директор ООО КУА Диалог Плюс. — Банковское кредитование дорого, и далеко не каждый бизнес способен обслуживать проценты по нему, не говоря уже о том, что большой проблемой также является предоставление адекватного обеспечения.
Доступ к зарубежным кредитам по приемлемым для бизнеса ставкам для таких компаний у нас закрыт. Выпуск облигаций для предприятий малого и среднего бизнеса также является дорогостоящим, небыстрым и весьма не простым делом, причем после всех скандалов по дефолтам корпоративных облигаций если рынок и даст деньги, то на условиях ничуть не лучше, чем банковский кредит.
Об украинском IPO и говорить пока не приходится. Это из области фантастики. Ну а привлечение капитала через публичное (или даже частное) размещение на зарубежных рынках — удел крупных компаний. Вот и остается для МСБ лишь два пути: либо искать частного непрофильного инвестора, либо попытаться привлечь деньги фонда прямых инвестиций.
Преимущества кредитного симбиоза
Увеличение рыночной стоимости компании и снижение долговой нагрузки (если таковая имеется) — основные задачи сотрудничества ФПИ и предприятия. Новый акционер на равных с владельцем бизнеса несет ответственность за результат, поэтому он заинтересован в повышении эффективности работы компании.
Кроме того, именно по каналам фонда бизнесмен может вывести свою продукцию на зарубежные рынки. Средний бизнес, пострадавший от кризиса и попавший в ловушку кредитования, теперь нуждается в денежных средствах для реструктуризации своих обязательств. ФПИ в этом отношении могут быть хорошим инструментом, — говорит Ольга Калюк, руководитель практики управленческого консалтинга EBS.
О пользе сотрудничества с ФПИ рассказывают непосредственно и руководители самих компаний. Целью привлечения новых акционеров в компанию был прежде всего поиск партнера, чье имя и капитал позволили бы получить доступ к более дешевым и масштабным источникам финансирования вне Украины, снизить процентные расходы компании и обеспечить прирост лизингового портфеля для увеличения капитализации бизнеса, — поясняет Роман Иваненко, генеральный директор ООО Евро Лизинг, которое в результате сотрудничества с фондом Euroventures Ukraine получило инвестиции в размере $11,2 млн.
Партнерство и инвестиционным фондом
Благодаря тому, что среди наших акционеров есть инвестиционный фонд, мы находимся в завершающей стадии переговоров по открытию новых кредитных линий. Это позволит нам улучшить предложение по лизингу транспорта с точки зрения цены, — добавляет г-н Иваненко.
Наиболее привлекательны для ФПИ предприятия аграрного сектора, СТО, аптеки, сети автомоек, небольшие продуктовые маркеты и магазины для матери и ребенка
Примеров подобного партнерства в Украине уже достаточно много. Так, фонд Icon Private Equity активно инвестирует средства в небольшие предприятия телекоммуникации, Horizon Capital сотрудничает с кондитерской группой АВК и корпорацией Агро-Союз, инвестировав в последнюю $40 млн. В сфере розничной торговли заслуживает внимания приобретение польским инвестфондом Abris Capital Partners сети продуктовых магазинов Торговий світ, а в агробизнесе — инвестирование $50 млн международной финансовой компанией IFC в агрохолдинг Мрія.
Однако такие большие инвестиции — скорее всего исключение, так как средняя сумма вложения денег ФПИ не превышает $10 млн. Стоит также отметить и другие фонды, которые активно сотрудничают с бизнесом средней руки: SigmaBleyzer, P&S Group.
Объекты интереса для инвестора
Главным критерием инвестирования средств ФПИ в проект является его прибыльность, хотя немаловажную роль играет сфера деятельности компании. Это должен быть бизнес в растущем в долгосрочной перспективе сегменте рынка — например, предприятия аграрного сектора и ритейла.
Также фонд прямых инвестиций может заинтересовать сеть станций техобслуживания или аптек, мойки авто, небольших продуктовых магазинов и магазинов для матери и ребенка. В то же время, по утверждению Натальи Полищук, директора Advent International Ukraine, приоритетными являются следующие отрасли: финансовые услуги и аутсорсинг, розничный и потребительский сектор, здравоохранение.
В первую очередь привлекают компании, входящие в число лидеров рынка (рыночного сегмента) с хорошими показателями роста за последние 2–3 года, использующие инновации в своем бизнесе и в выгодную сторону отличающиеся от конкурентов, — рассказывает г-н Жадан. Помимо этого бизнес должен быть прозрачным для инвестора (или, по крайней мере, понимать, что такую прозрачность можно создать). Компания должна иметь хорошую команду, умеющую убедить инвестора, что получив его деньги, она сможет эффективно развить бизнес и существенно увеличить его стоимость.
Начинаем переговоры о выдаче кредита
Прежде чем заключить договор о сотрудничестве, менеджмент фонда в обязательном порядке проверит потенциального партнера на профпригодность. Этот процесс может занять от одного месяца до года. Первый параметр оценки — потенциальная доходность бизнеса. Следующий — сумма инвестиции.
Практически все инвесторы имеют четкие критерии возможных вложений в отдельный проект. Большим преимуществом склонить потенциального инвестора на свою сторону будет реальный бизнес-план. В нем менеджмент ФПИ должен увидеть четко прописанный график финансирования, промежуточные цели, на основании которых инвестор получит возможность оценивать прогресс, а также период возврата инвестиций. И, наконец, наличие команды профессионалов, которые в состоянии реализовать проект.
Часто нехватка последних отталкивает инвестора от сотрудничества с компаниями МСБ. Малые компании как правило управляются собственниками, которые чаще руководствуются в принятии бизнес-решений сердцем, нежели экономически обоснованными понятиями. Такие люди в основном эксперты в своем бизнесе, но недостаточно сильны в финансовых и банковских вопросах, — поясняет Патрик Пражак, директор департамента корпоративного бизнеса АО Эрсте Банк.
Условия кредитов от фонда
Ряд предпринимателей не созрели для введения в свой бизнес сторонних лиц и не знают условий сотрудничества с фондами прямого инвестирования. Что касается финансирования ФПИ, то с подобными предложениями я сталкивался, но они зачастую стоили дороже, чем банковский кредит. ФПИ декларируют свою лояльность, но это не гарантирует предпринимателю, что фонд не станет со временем полноправным владельцем его бизнеса, — отмечает Виталий Новицкий, владелец компании Универсал (химчистки Универсал и изготовление нижнего белья Ажур).
В то же время далеко не все фонды прямого инвестирования претендуют на контроль над бизнесом. У разных фондов разный подход к вопросу управления предприятием, — констатирует Олег Жадан. — Есть те, кто идет только на приобретение контрольного пакета. Такие фонды любят рулить сами. Есть ФПИ, которые принципиально идут только с миноритарной долей. Они не хотят заниматься оперативным управлением, для них ключевое значение имеет эффективный собственник и команда.
Кредиты инвестиционных фондов
Есть фонды, готовые входить в бизнес как с контролем, так и без него, в зависимости от ряда условий. Так, фонд Advent International Ukraine зачастую приобретает контрольный пакет акций. Инвестиция может осуществляться как путем выкупа доли у существующих акционеров, так и за счет внесения средств на развитие в уставный фонд компании, — информирует г-жа Полищук. Завершающим этапом перед подписанием инвестиционного договора станет проведение процедуры due diligence (от англ. — должная добросовестность), когда инвестор детально проверяет финансовые, юридические и операционные аспекты работы предприятия.
В отличие от стратегических или частных инвесторов фонды входят в бизнес на время (как правило, 3–5 лет). По истечении этого срока они должны выйти из управления предприятием, продав свою долю другим инвесторам, первоначальным собственникам или, если это возможно, через вывод компании на IPO.