Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Война между людьми и машинами за право иметь достойную работу, обеспечивающую человеку достаточные средства к существованию, разворачивалась не только на территории послереволюционной России. Давайте посмотрим на это шире... Но нас, к сожалению, приучили к другому. Нас научили, что если вещи или события названы разными именами, то это разные вещи и события. И всё же. Давайте посмотрим в суть произошедшего.
Депрессивный голод
В начале XX века нечто подобное российским кризисам, которые привели к голодоморам в самых продвинутых сельскохозяйственных регионах - Украине и Поволжье, случилось и в более развитых странах мира. Только это назвали не голодомором, а великой депрессией. С 1929 по 1939 годы в США, Канаде, Великобритании, Германии и Франции бушевал мощный экономический кризис, получивший название "Великой депрессии". Экономисты до сих пор спорят о причинах этого разрушительного экономического явления. По-этому, и я рискну высказать свою точку зрения на причины великой депрессии 30-х годов прошлого века.
В Соединённых Штатах люди голодали, но им не давали умирать. Церкви, общественные организации и даже мафия раздавали пищу для безработных. Да, за бесплатными обедами стояли очереди, но люди могли выжить, а не умереть ужасной голодной смертью, как это было в то время в социалистической России.
Логично было бы предположить, что великая депрессия была одним из этапов войны между людьми и машинами за право работать и жить на этой земле. С точки зрения простой арифметической экономики суть кризиса состояла в перепроизводстве товаров и услуг. То есть, товаров производилось значительно больше, чем покупатели могли купить. Такую картину вполне могли создать последствия широкой механизации и автоматизации производства, происходившие в это время во всех развитых странах.
Машинное производство было значительно более эффективным, чем труд человеческий. За счет механизации снижалась себестоимость единицы товара и обеспечивалось массовое производство. Это позволяло быстро наполнять рынки доступными товарами массового спроса. В то же время, механизация, как напрямую уменьшала количество рабочих мест, так и значительно снижала стоимость рабочей силы за счет пооперационной и конвейерной системы работы. Рабочие на конвейерах выполняли простые операции, на которых они мало зарабатывали. Механизация производственных процессов снижала занятость и оплату труда, что привело к падению совокупного платежеспособного спроса на рынках развитых стран.
Протестный потенциал
В продвинутых капиталистических странах трактора пришли на сельские земли раньше, чем в социалистической России. Но их нашествие не было таким интенсивным. Сначала разрабатывались и строились тракторные заводы, только потом наращивалось производство убийственных машин. В Соединённых Штатах, где фермерство было самой массовой профессией, в 1909 году только девять компаний производили 2000 сельскохозяйственных тракторов. В 1915 году шестьдесят одна компания построила и продала 21000 тракторов. А 1918 году сто сорок две компании выпустили более 132 тысяч сельскохозяйственных тракторов.
Обратите внимание: речь идёт не о товарах массового потребления, а о машинах, каждая из которых уничтожала тысячи рабочих мест, ранее предназначавшихся людям. Люди, которые лишились средств к существованию, голодали. Они бежали со своих ферм в города, где бурлила жизнь на тракторных и других заводах, и была надежда найти хоть какую-то работу. В этот период в США разорились и закрылись около 600000 (шестисот тысяч) сельскохозяйственных предприятий. Но голод в стране воцарился не из-за того, что пищи не было. Это кризис перепроизводства. Пища была в достаточном количестве. Люди потеряли работу. Четверть трудоспособного населения США (25%) были безработными. В стране сконцентрировался огромный протестный потенциал.
Этих людей нужно было срочно "пристроить к делу", чтобы беспорядки не развалили страну ещё больше. И правительство страны пошло на организацию широкомасштабных общественных работ. В 1933 году было создано управление общественных работ (The Public Works Administration, PWA), которое обеспечило работой 8,5 миллионов человек. Правительство США стремилось трудоустроить хотя бы одного человека из каждой разорённой семьи. PWA занималось преимущественно строительными проектами. Платили на общественных работах меньше, чем в аналогичных регулярных отраслях, но люди были при деле, они не умирали от голода и обеспечивали хоть какой-то платёжеспособный спрос. Примечательно то, что PWA закончило свою деятельность в 1943 году, когда экономика США перешла на "военные рельсы".
Экспорт безработицы
Параллельно со спасением людей внутри страны от голодной смерти, общественные работы позволили выиграть время для захвата производителями машин зарубежных рынков. В частности, Форд открыл первый сборочный тракторный завод в советской России в 1930 году. Это был город Нижний Новгород. Потом был Сталинградский тракторный завод и Харьковский тракторный завод (1931 год), Челябинский тракторный завод (1933 год). В 1932 году запустили автомобильный завод Форда в Горьком (Нижний Новгород). И пошло-поехало... Так происходил экспорт безработицы из Соединённых Штатов в Советский Союз, где в это время уже и так бушевал голодомор.
Вот вам и перепроизводство в США: товаров производится больше, а денег у народа стало меньше. Те суммы, которые ранее зарабатывали рабочие, пошли на обслуживание заводских машин и в карманы владельцев предприятий, которые даже все вместе не могли обеспечить достаточный уровень спроса. И это всё при одном маленьком условии: что количество населения потребителей не уменьшается... А как оно может оставаться прежним, если количество рабочих мест для населения уменьшается? А ведь ООН нам докладывает о росте населения Земли. Уже, якобы, за 8 миллиардов человек перевалило.
И здесь машины одержали победу над людьми. В разгар кризиса около четверти трудоспособного населения США не имело постоянной работы, люди бедствовали и голодали. Но в проклятом коммунистами "мире чистогана" дело не дошло до людоедства. Государство, церковь и общественность подкармливали семьи безработных. Правительство США "связывало" протестный потенциал безработных общественными работами, но производство машин не прекращалось. И они продолжали свое победоносное шествие по планете. А Соединённые Штаты освоили новый способ утилизации лишних людей за пределами собственной территории.
Ключевым моментом этого этапа человеческой истории следует считать выход из кризиса Штатами путём экспорта безработицы. Генри Форд и другие производственные компании выносили свои заводы за пределы США. Там они строили свои тракторные и автомобильные предприятия, которые генерировали безработицу уже в других странах. Не в США. Те другие страны уже расправлялись со своими безработными - лишними - людьми на своё усмотрение. А обратно в США текли только готовые деньги, но не безработица.