Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Сегодня в Сибири снова бушуют лесные пожары небывалых для весны масштабов. Самые крупные очаги возгорания сосредоточены на юге Восточной Сибири - в Иркутской области и Красноярском крае, в Забайкалье, в Приамурье, на Алтае, а также в Якутии.
Масштабы катастрофы
О таких масштабных пожарах нельзя говорить: "это где-то там, далеко от нас".
Пожары, бушующие сегодня в Сибири, - самые большие на планете. По данным ресурса Global Forest Watch, фиксирующего состояние лесного покрова планеты - в том числе и лесные пожары - в реальном времени, в Сибири на 2 мая 2020 года уже зафиксировано 29706 очагов возгорания. Россия сегодня является самой горящей страной на планете, опережая по лесным пожарам ближайшую к ней Мексику, Австралию и Венесуэлу.
Оправдания типа "ну, Россия большая, значит и пожаров больше" тоже не проходят, так как масштабно горит лес не во всей России, основные пожары сосредоточены на юге Сибири.
И чтобы уж совсем вплотную подойти к теме глобальной опасности происходящего в Сибири, давайте рассмотрим карту основных очагов горения. Очаги лесных пожаров есть во всей Сибири от Урала до Дальнего Востока, но наиболее плотно они сконцентрированы в южных регионах Якутии, Иркутской области, Забайкалья и Красноярского края.
Источники информации о пожарах
Информация, на которой базируются представленные карты и диаграммы, непрерывно и в реальном режиме времени поступает с приборов, установленных на двух американских спутниках: Suomi NPP — метеорологический спутник и Terra (EOS AM-1) - транснациональный научно-исследовательский.
Широкополосный радиометр VIIRS (Visible Infrared Imaging Radiometer Suite), установленный на платформе Suomi NPP, непрерывно мониторит поверхность Земли в широком диапазоне частот: от ультрафиолетового спектра - до инфракрасного, для наблюдения за пожарами, движениями льдов и трансформациями территорий. Спектрометр MODIS (Moderate Resolution Imaging Spectroradiometer), базирующийся на спутнике Terra, фотографирует Землю в 36-и диапазонах спектра и разрешением от 250 метров и фиксирует изменения облачности и радиационного баланса на суше, в океанах и в атмосфере планеты.
Информацию, поступающую с этих космических аппаратов, а также из других достоверных источников, обрабатывает ресурс Global Forest Watch (GFW), созданный Институтом мировых ресурсов (WRI) в содружестве с Google, USAID, Университетом Мэриленда (UMD), Esri, Vizzuality и многими другими академическими, некоммерческими, государственными и частными организациями. Обобщенную информацию о состоянии лесов на Земле Global Forest Watch выкладывает в открытом доступе на своем веб-сайте.
Почему горим
Я уже не раз говорил, основной причиной глобального потепления является таяние вечной мерзлоты - многолетнемерзлых пород. Не "вечная мерзлота тает из-за глобального потепления", как утверждает наука, а вечная мерзлота тает закономерно под действием солнечного тепла, и по этой причине климат на планете становится теплее.
Вечная мерзлота наряду с ледниками планеты является гигантским хранилищем холода и пресной воды. Меньше запасов холода - это значит - больше тепла. Вот климат и теплеет.
Но перейдем к причинам нынешних лесных пожаров в Сибири.
Для полноты картины следует отметить, что горит не только Сибирь. Горит Аляска и север Канады. Там пожары не имеют такого размаха, как в Сибири, но причины катастрофы - общие.
Чтобы лучше понимать суть и масштабы происходящего в Сибири, давайте нанесем район сосредоточения основных очагов горения на карту многолетнемерзлых пород - красный овал.
Как видим, сибирская тайга горит преимущественно именно в той зоне, где вечная мерзлота уже фрагментирована и наиболее интенсивно разрушается. А чтобы понять, в какой степени важен этот факт, полезно знать как устроена вечная мерзлота вообще и как на ней растет лес.
Вечная мерзлота - это громадное ледяное плато, практически монолитное. Толщина этой льдины от одного метра и до 1500 метров. В некоторых местах верхний слой вечной мерзлоты - это первобытный лед, прибывший сюда из Северного Ледовитого океана, лед, который ещё не успел растаять полностью из-за того, что за столетия постепенного таяния был накрыт слоем песка и прочего мусора, который был принесен сюда ветром и водой.
Там, где лёд под сибирской тайгой еще сохраняет свою монолитность, над ним стоит живой лес и другая таежная растительность.
Так вот. Лес, растущий на вечной мерзлоте, фактически растет на тонком слое песка и останков упавшей на него растительности. Этот конгломерат только отдаленно напоминает почву, на деле - это похожая на губку структура почти полностью состоит из пожароопасных растительных материалов с примесью песка и пыли.
До тех пор, пока целостность вечной мерзлоты не нарушена, её верхний слой подтаивает и лес растет на пропитанной водой губке (гидропонике), которая в этом состоянии не очень пожароопасна. Когда же слой льда расколот на отдельные льдины, изрезан сквозными проталинами, местами растаял полностью, талая вода в теплое время года уходит с поверхности льда в глубь земли. Оставшись без воды тонкая подстилка на которой растет лес высыхает до состояния пороха и готова вспыхнуть от любой искры.
Более того, лес, растущий на высохшей подстилке, тоже гибнет, высыхает и становится хорошей поживой для пожаров.
Там, где лёд вечной мерзлоты растаял или разрушен, талая вода уходит с поверхности ледника и растительность погибает.
Таким образом, предпосылкой к беспрецедентным пожарам в Сибири следует считать разрушение вечной мерзлоты, которая раньше удерживала воду в потенциально пожароопасном слое под лесом, и предохраняла от гибели сам лес.
Может ли человечество противостоять таянию вечной мерзлоты? Нет, не может! Не может точно так же, как не может противостоять восходу и заходу Солнца. Таяние вечной мерзлоты - это такой же объективный природный процесс, как смена времен года: после ледовой катастрофы, выбросившей на Восточную Сибирь плавучие льды из Северного Ледовитого океана примерно 40000 лет назад, идет непрерывный и необратимый процесс таяния лишних льдов и образовавшейся под ними вечной мерзлоты.
Но это вовсе не значит, что не нужно бороться с пожарами. С пожарами необходимо бороться всеми доступными методами вплоть до управляемого сжигания пожароопасных лесных массивов, чтобы избежать неконтролируемого распространения огня.
Декомпенсированное потепление
Пожары и наводнения - это только видимая часть грозящей нам опасности. Основная опасность кроется в повышении средней температуры на планете. Если человечество не будет ускорять этот естественный процесс, потепление будет происходить с самой низкой из возможных скоростей.
Но такие катастрофы, как лесные пожары в Сибири и на севере Америки, не только ускоряют глобальное потепление, они способны запустить - если ещё не запустили - цепную реакцию изменения климата. Последствия такого катастрофического варианта потепления будут глобальными и коснутся всех континентов, стран и народов. О возможных последствиях поговорим позже, а сейчас давайте рассмотрим картину цепной реакции климатических изменений.
Таяние древнего ледника (вечной мерзлоты), ускоряемое неизбежными пожарами, приводит к повышению среднегодовых температур на планете Земля. И рано или поздно наступит момент, когда зима в Северном полушарии планеты перестанет сменяться зимой в Южном её полушарии. Мир вступит в относительно короткий, но страшный, период декомпенсированного потепления, который угрожает всему живому климатическим взрывом, когда среднегодовая температура на планете будет расти на 1°C ежегодно или даже быстрее.
Итак, мы живем в эпоху таяния остатков древних ледников (долговременно мерзлых пород). Сам по себе этот процесс объективен и определяется только лишь солнечным теплом, поступающим на Землю.
Посмотрим, как это происходит.
Тепловое ускорение
Пожары и наводнения - это только видимая часть грозящей нам опасности. Основная опасность кроется в повышении средней температуры на планете, а также в росте уровня мирового океана. Если человечество не будет ускорять этот естественный процесс, потепление будет происходить с самой низкой из возможных скоростей.
В оттаявшей под воздействием солнечной энергии вечной мерзлоте содержится очень много органических веществ - останков доледниковой флоры и фауны, которые до сих пор были заморожены и не разлагались. Оттаяв, эта биомасса начинает активно разлагаться, выделяя в окружающую среду большое количество тепла. Это тепло развивает термокарстовые процессы во льдах вечной мерзлоты, что многократно увеличивает скорость таяния льда. Это один из основных ускорителей глобального потепления.
Когда мы говорим о росте средней годовой температуры на планете - это "средняя температура по больнице". На деле же в разных регионах Земли потепление идет разными темпами, но есть четкие закономерности.
Давайте посмотрим, какими темпами теплеет климат в разных уголках северного полушария планеты.
Как видно из этой карты, наиболее интенсивно климат теплеет именно над регионами, покрытыми вечной мерзлотой, в том числе и над Восточной Сибирью, где сегодня бушуют беспрецедентные пожары. В отличие от среднего прироста по планете на 1 градус Цельсия температура над Сибирью и Канадой приросла на 1,5-2 градуса. Этому есть две основных причины.
Во-первых, в этих регионах тает вечная мерзлота и становится меньше источников холода.
Во-вторых, в этих регионах активно идет процесс разложения биомассы, высвободившейся из ледяной консервации.
Кроме того, что сам процесс гниения органики является экзотермическим процессом, то есть во время гниения выделяется тепло. В результате гниения образуются парниковые газы, которые накрывают парниковым слоем очаги гниения и таким образом ускоряют и таяние вечной мерзлоты, и дальнейшее гниение новой органики.
В результате, даже при нормальном течении процесс таяния вечной мерзлоты с последующим гниением органики имеет ускоренный характер: чем больше мерзлоты тает, тем теплее становится, тем быстрее тает оставшаяся мерзлота и тем теплее становится климат на планете в целом.
Массовые пожары придают этому и без того ускоренному процессу дополнительное ускорение: выделяется гигантское количество тепла, а в небо летят миллионы тонн пепла, пыли и тех же парниковых газов. Этот пепел и парниковые газы, без границ распространяясь по планете, могут очень скоро привести среднюю планетарную температуру к таким высоким значениям, о которых ученые ещё недавно боялись даже думать.
И на Земле установится такой же климат, который был здесь в мезозойскую эру. Но слишком быстрое потепление грозит нам большими катаклизмами, готовиться к которым нужно уже сегодня.