Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>До окончания срока, отведенного Заключительными и переходными положениями Закона №4014 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности" для подачи заявлений о переходе на "упрощенку", остались считаные дни.
Ввиду наплыва желающих перейти на новую "упрощенку", руководство налоговой службы еще на позапрошлой неделе приняло решение продлить рабочий день подразделениям, принимающим заявления, в будние дни до 20.00 и обязало их выходить на работу еще и по выходным с 9.00 до 16.00.
А 16 января председатель ГНСУ Александр Клименко подписал распоряжение №4 "О проведении проверок", в соответствии с которым "для создания благоприятных условий налогоплательщикам по принятию заявлений о применении упрощенной системы налогообложения" командировал на период 17-25 января специалистов центрального аппарата в региональные ГНА.
Не обладая, видимо, чрезмерной фантазией, главный налоговик страны решил помогать налогоплательщикам путем проведения проверок подведомственных органов. Что, возможно, в данном случае на самом деле является наиболее действенной мерой (до 30 января департамент налогообложения физлиц должен обобщить материалы проверок и доложить о их результатах Клименко, который, видимо, как-то на них отреагирует).
К 16 января в целом по Украине предприниматели подали более 487 тыс. заявлений (без учета заявлений юрлиц) о переходе на новую "упрощенку" (486,7 тыс. "единоналожников" уже выданы свидетельства). Что составляет более 38% плательщиков единого и фиксированного налогов, числившихся на конец 2011 г. При этом количество отказов, по данным ГНСУ, оказалось мизерным - 450, или 0,1%.
Любопытно, что в разных регионах активность предпринимателей очень сильно варьируется. Если, скажем, в Луганской и Николаевской областях к 16 января заявления о переходе на новую "упрощенку" подали, соответственно, 72% и 73% общего количества "упрощенцев", работавших в этих областях в конце 2011 г., то во Львовской и Ривненской областях - лишь по 21%. Видимо, сказывается длительность выхода из новогодних праздников…
Интересно также, что решения об утверждении ставок единого налога (для плательщиков I и II групп) успели принять почти все местные советы. Не принявших лишь 18 из 11432 по стране ("притормаживают" в основном Крым, а также Киевская и Донецкая области).
Впрочем, положения Закона №4014 выписаны настолько хитро, что вряд ли позволят "упрощенцам" из этих 18 общин воспользоваться минимальными ставками, предусмотренными Кодексом: они в принципе не ограничивают местные советы сроками утверждения ставок, но при этом предусматривают их введение в действие 01.01.12 г. - в том числе "задним числом".
Как показала практика, львиная доля предпринимателей при переходе на "упрощенку" выбирает работу по схеме, предусмотренной Кодексом для II группы "единоналожников" .
Несмотря на скромное количество отказов в переходе на "упрощенку" и благодушное настроение пресс-службы Минфина по поводу процедуры перехода, без проблем это дело не обходится. Причем именно позиция Минфина является катализатором этих проблем!
Довольно странной выглядит позиция, согласно которой оценивать наличие или отсутствие у плательщика права перейти на новую "упрощенку" (или в какую-либо группу "упрощенцев") предлагается на основании результатов деятельности за прошлый год, когда действовало совсем другое законодательство, имевшее, соответственно, совсем другие ограничения.
Ведь вполне обычной является ситуация, при которой "единоналожник" занимался в прошлом году, скажем, десятью видами деятельности. Согласно новому Закону, один из них попал под запрет. Разумеется, многие согласятся отказаться от такого вида деятельности (а зачем, в противном случае, в заявлении указываются виды деятельности, которыми плательщик намерен заниматься?).
Однако, исходя из комментария пресс-службы Минфина, налоговики должны, на основании несоответствия такого плательщика требованиям Налогового кодекса, отказать ему в регистрации. Что, кстати, и произошло с нашим читателем только в связи с наличием у него лицензии (разрешительного, но не обязывающего документа) на торговлю алкогольными напитками!
Абсурдности этой ситуации добавляет еще и тот факт, что в Законе о новой "упрощенке" четко прописана ответственность "единоналожников" за нарушение условий ведения деятельности.
Эта ответственность весьма выгодна для государства (лица, работающие на общей системе, платят в разы, а то и на порядок меньше) и обременительна для самих плательщиков - что для физлиц (обложение по ставке 15% "грязного" дохода, полученного при нарушении условий ведения деятельности), что для юрлиц (двойная ставка единого налога).
Вряд ли кто-то пойдет на такие нарушения, находясь в здравом уме и твердой памяти… Однако налоговики и здесь следуют излюбленным чиновничьим путем: "Запретить и не пущать!"
Минфин - об отсутствии проблем
"Относительно регистрации плательщиками единого налога I группы следует заметить, что ст.291 Налогового кодекса определены критерии для плательщиков единого налога I-IV групп.
Таким образом, к плательщикам единого налога I группы могут быть отнесены физлица-предприниматели, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и (или) хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем доходов которых в течение календарного года не превышает 150 тыс.грн.
Таким образом, физлица-предприниматели, которые платили единый налог в 2011 г., могут быть отнесены к I группе плательщиков единого налога только при соблюдении вышеуказанных требований.
Согласно положениям п.299.9 Налогового кодекса, основаниями для принятия органом ГНС решения об отказе в выдаче субъекту хозяйствования свидетельства плательщика единого налога является, в частности, несоответствие такого субъекта хозяйствования требованиям ст.291. Следовательно, никаких проблем для регистрации налогоплательщиков, которые работают или намерены работать на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, не существует."
Из сообщения пресс-службы Минфина
Письмо читателя
"На протяжении 11 лет ООО "ТВИНЗ" является плательщиком единого налога. Общество осуществляет несколько видов деятельности (медицинская практика, обслуживание и ремонт электроустановок, сдача в аренду недвижимости, деятельность в сфере ресторанного хозяйства). Изменения, которые были внесены в Налоговый кодекс Законом №4014, нас полностью удовлетворяли.
Однако при подготовке заявления о желании общества продолжить работать на упрощенной системе работники Славянской ОГНИ сообщили нам о невозможности в дальнейшем оставаться на едином налоге по причине (как было заявлено представителями налоговой службы) того, что мы (в соответствии с п.291.5.1) занимаемся продажей подакцизных товаров (у общества имеется лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками в объектах общественного питания).
Предприятие не может согласиться с такой трактовкой норм Налогового кодекса… О неправомерности такого подхода налогового органа также свидетельствует тот факт, что деятельность в сфере ресторанного хозяйства прямо указана для II группы субъектов хозяйствования, которые применяют упрощенную систему налогообложения (пп.2 п.291.4).
Вряд ли можно предположить, что законодатель, закладывая эту норму в Кодекс, предусматривал, что в ресторанах, кафе, барах будет запрещено реализовывать алкогольные напитки, и при этом они будут нормально функционировать. Такая трактовка норм Кодекса противоречит самому содержанию понятия акцизного налога, порядкам его начисления и уплаты, которые даны в разделе.
С уважением, директор ООО " ТВИНЗ" В.Бурлачка
(публикуется с сокращениями)
Максим Войцеховский, менеджер отдела налогового и юридического консультирования консультационной компании КПМГ в Украине
- Налоговый кодекс установил ограничение, согласно которому юридические лица и физические лица - предприниматели, осуществляющие продажу подакцизных товаров, не могут быть плательщиками единого налога.
Согласно п.215.1, к подакцизным товарам относятся, в частности, алкогольные напитки и пиво. Закон "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий" к продаже алкогольных напитков относит также розничную торговлю ими в розлив в ресторанах, кафе и т.п.
Очевидно, исходя из вышеприведенных норм, представители налоговых органов считают нарушением условий новой упрощенной системы торговлю алкогольными напитками заведениями ресторанного типа.
Ранее, согласно Указу Президента №727 от 03.07.98 г., упрощенная система была несовместима только с оптовой продажей подакцизных товаров. Тогда как розничную плательщики единого налога могли осуществлять. Именно поэтому до 2012 г. налоговики не оспаривали их право работать на упрощенной системе и осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками. Сейчас же любая продажа подакцизных товаров должна происходить вне упрощенной системы (кроме розничной продажи пива и столовых вин, которая разрешена только физлицам-"единоналожникам"). Следует согласиться с автором письма, что этот вопрос требует вмешательства законодателя.
Однако, с формальной точки зрения, предприятию, я считаю, не могут отказать в удовлетворении его заявления о переходе на упрощенную систему только на том основании, что у него есть лицензия на торговлю алкогольными напитками. Ведь наличие лицензии еще не означает, что предприятие будет фактически осуществлять такую торговлю. А даже если и будет и если трактовать это как нарушение условий пребывания на упрощенной системе, то у предприятия еще остается право завершить текущий квартал, работая на "упрощенке".
Ведь, согласно п.298.2.3 Кодекса, при осуществлении видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему, плательщики обязаны перейти с упрощенной системы на общую с 1-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором осуществлялись такие виды деятельности.
Но доход, полученный от таких видов деятельности, будет облагаться налогом по двойной ставке единого налога (6% - для плательщика НДС или 10% - для неплательщика). Поэтому в случае отказа в выдаче свидетельства плательщика единого налога такой налогоплательщик имеет полное право обжаловать отказ в административном или судебном порядке.