Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>От Нацбанка, Минфина и акционеров Приватбанка ждут заявление о судьбе крупнейшего финучреждения Украины. С этих слов начинались комментарии экспертов, опрашиваемых в последние сутки. Если на минувшей неделе все разговоры о национализации Привата походили на последнее китайское предупреждение, то с этого понедельника одно из таких предостережений попало в цель: у банкоматов банка прибавилось людей, а банкоматы к концу дня стали опустошаться.
"Руководству НБУ и Привата надо официально сообщить решение. Это было бы лучшим способом реагирования на нынешнюю ситуацию. Слухи выполняют деструктивную роль и ими сложно управлять. А если говорить о таком роде слухов, то они могут спровоцировать кризис системы", — отметил председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
Реальные опасения в отношении Привата появились вместе со строкой в меморандуме МВФ, в которой предусмотрен выпуск гособлигаций на докапитализацию банков на 166 млрд грн по итогам 2016 года. Но реально граждан всполошил распространенный в СМИ в последние дни отчет НБУ по первой группе крупнейших банков Украины с требуемой суммой докапитализации (для Приватбанка насчитали целых 83 млрд. грн.). А также слова зампреда НБУ о том, что требования по капитализации не выполняет только один банк этой группы. Ну и конечно же заявление председателя Нацбанка Валерии Гонтаревой о том, что судьба Привата решиться к концу года.
Разделяй и властвуй
Социальные сети, не без помощи ботов, только помогли сверхбыстрому распространению информации о возможной национализации банка, добавив к ним реальную дату — 16 декабря. Хотя у акционеров есть еще две недели на внесение средств в капитал.
"Подобную информацию нельзя выпускать без тщательных разъяснений. Недостаток достоверных сведений легко заполняют домыслами. Тем более нельзя говорить на уровне НБУ. Для клиента это значит — панике не поддавайтесь, организовано смывайтесь. Вроде бы проблем быть не должно, но они создаются вбросом информации", — отметил UBR.ua директор розничного бизнеса Агрокомбанка Игорь Львов.
Поддерживают негативный информационный фон и сами коллеги-банкиры. Клиенты Привата уже сообщают об участившихся предложениях сменить обслуживающий банк. Звонят, как из мелких, так и крупных банков, и с украинским и с иностранным капиталом.
История 2008 года с информатакой на Проминвестбанк, проблемы которого спровоцировали банковский кризис и уход с рынка нескольких банков, самих финансистов ничему не научила. Они руководствуются сиюминутной задачей — переманить клиента, предварительно его напугав. О том, чтобы предоставить сервис, как в Привате, речь с их стороны не идет.
"Переток клиентов, передел рынка — все возможно. Но Приватбанк — лидер по технологичным программам, которым нет аналогов. Так что будет не переток, а удар по целому сегменту клиентских операций, которые другие банки предоставить не могут. Элементарнейшие карточки для физлиц, когда в любой точке страны в тысячах банкоматов можно пополнить карту. Кто из банков дает аналогичный продукт? Ответ — никто", — подчеркнул в беседе с UBR.ua советник председателя Ассоциации украинских банков Алексей Кущ.
Лучше не трогать
Тема Привата — опасна. Одних депозитов населения у банка на 1 октября 2016 г. было 155,2 млрд. грн. И чтобы забрать хотя бы часть средств, не обязательно идти в кассу или к банкомату. Достаточно на своем компьютере перевести деньги со своей карты Привата на свою же карту другого финучреждения. По сумме гривневых переводов ограничений нет.
Могут возникнуть вопросы только по срокам проведения трансакции, которые по действующим правилам могут достигать 3 дней. Чем дольше власть будет играть в неопределенность, следя за нагнетанием ситуации, тем больше шансов ухудшить ситуацию с оттоком средств.
"Будут вынуждены давать рефинансирование. Это какой-то абсурд в квадрате — с одной стороны раздувают панику, а с другой — дают рефинансирование чтобы ее погасить", — заметил UBR.ua финансовый эксперт Александр Охрименко.
При этом он настаивает: не стоит бояться национализации Привата, если ее проведут "тихо" и правильно, предварительно объяснив в чем ее суть.
"Национализация обернется сменой собственника. Она не влияет на депозиты, кредиты, карточные продукты. Пример — Укргазбанк. Был частный, а сейчас стал государственным. Нормально работает. Государство выпустит ОВГЗ и войдет в капитал банка. Это все. Вопрос может быть только в будущих последствиях для рынка от того объема гривны, которую выпустят под ОВГЗ. Есть, конечно, и менее удачные примеры рекапитализации. Но, это уже вопрос топ-менеджмента, который привлечет Минфин. Главное, что деньги людей не пропадут как в банках с временной администрацией", — уточнил Охрименко.
Что к чему
Основная проблема в том, что большинство людей путают национализацию/рекапитализацию государством с введением временной администрации. Но как заверили опрошенные эксперты, временную администрацию в Приватбанк не введут. Так как ее появление означало бы признание банка неплатежеспособным и повлекло бы блокировку всех счетов и операций с момента прихода временного управляющего.
"Например, зашла администрация какого-то числа в 12:00. Все, что приходит после 12 часов на/от юридических и физических лиц (коммуналка, переводы, зарплаты, поручения на проплату) выполняется в полном объеме. А счета, которые были в банке до 12.00 замораживается и попадают под регламент выплат, согласно требованиям Фонда гарантирования", — уточнил эксперт финансового рынка Василий Невмержицкий.
На такой сценарий власть не пойдет, потому что заморозит расчеты не только Привата, но и других банков. И не только клиентские платежи, но и межбанковские операции.
"Многие банки завязаны на Приват по межбанковским расчетам. Поэтому очень важно, чтобы при любых обстоятельствах он обслуживал и проводил расчеты в полном объеме. А для этого, кто-то должен гарантировать, что у него будут средства для обслуживания", — подтвердил UBR.ua старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
"Считайте, что это более 50% рынка и по объемам, и по количеству трансакций. Он по многим показателям держит более 50% рынка, не говоря уже о том, что у него 20 млн. вкладчиков. Это больше половины трудоспособного населения Украины", — добавил Игорь Львов.
Если государство и объявит о национализации Привата, то не 16 декабря, как пугают граждан в соцсетях. Для объявления рекапитализации (национализация не предусмотрена в законе) необходимо решение Кабмина. А о наличии такого пока ничего неизвестно.
"Процедура достаточно продолжительная. Решение принимается несколько раз. Одно — по увеличению госдолга, второе — по рекапитализации. Еще должна быть экспертиза банка от Минфина. При желании, конечно, можно сделать все быстро за 2-3 недели", — отметил Александр Охрименко.
Даже если предположить, что Минфин с НБУ втихаря все подготовили, и теперь ждут момента принести "радостную весть", то решение КМУ обязательно должно было быть опубликовано и проголосовано Верховной Раде. Хотя правительство и имеет право само повышать планку долга, но решение о том, куда инвестировать средства должны утвердить парламентарии.
"Когда принимали бюджет на 2016, то приостановили действие нормы бюджетного Кодекса, которая ограничивала уровень госдолга. И КМУ имеет полное право сделать наращивать долг через ОВГЗ", — уточнил Александр Охрименко.
"Для Кабмина привлечь деньги через ОВГЗ — не вопрос. Но эти деньги должны пройти по бюджетной росписи. Задним числом этого сделать нельзя — это будет противоправное действие, которое классифицируется как нецелевое использование бюджетных средств. На это никто в правительстве не пойдет", — уверен Алексей Кущ.
И добавил, что временной лаг между заявлением КМУ о национализации и возможностью провести решение в Раду, может привести к ухудшению ситуации в Приватбанке и на финансовом рынке в целом.
"Кабмин хоть ночью может принять решение. Но если в Раде возникнет пауза и денег на выполнение решения какое-то время не будет, то в этом будет главная угроза. Возникает пауза, когда частный акционер уже не считает себя ответственным за судьбу банка, а государство не сможет обеспечить деньгами. И это может вылиться в затягивание клиентских платежей, а со временем и к их остановке. И что опять рефинансирование будут выдавать? В таких случаях счет идет на часы", — подчеркнул Алексей Кущ.
Необходимость соблюдения законодательных нюансов удержит Кабмин и Нацбанк от неправомерных действий, а значит ждать национализацию Привата ближайшими днями не стоит, уверен эксперт.
Но, на фоне разговоров о том, какие суммы быть нужны Привату и под комментарии экспертов о том, как вливания государства повлияют на инфляцию и очередную девальвацию гривни, эта девальвация может начаться. Ведь рынок запугивают необходимостью печать 128 млрд грн. хотя реально сумма может быть в разы меньше.
"Они около 70 млрд. грн выплатили за 3 года по 80 банкам. И это привело к падению гривны и инфляции. Принятие такого решения может иметь серьезные последствия. Поэтому было бы авантюристично давать какие-то количественные прогнозы при больших цифрах вливаний", — отметил Алексей Кущ.