Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>В начале второго квартала этого года в Украине началось медленное восстановление национальной экономики. Но теперь ее дальнейший рост снова начинает пробуксовывать в силу как внешних, так и внутренних факторов.
Ограничение денежной массы со стороны Нацбанка и ее перераспределение на финансирование государственного долга не способствует формированию благоприятных предпосылок для привлечения предпринимателями кредитных ресурсов и в итоге тормозит темпы экономического роста.
В свою очередь, правительство и в частности ГФС усиливает налоговую нагрузку на частный сектор, что способствует вымыванию оборотных средств в бизнес-структурах.
При таких условиях экономическая активность в Украине ограничивается одновременно по двум направлениям: фискальному и монетарному. Подтверждением этому является снижение темпов восстановления в промышленности, низкие показатели роста розничной и оптовой торговли (см. рисунок). Исключением остается строительная отрасль, которая по результатам девяти месяцев 2016 г. прибавила 13,2%. Но, стоит отметить, что строительство в нашей стране в основном сосредоточено на теневом обороте и развивается за счет собственных средств экономических агентов, поэтому существующие риски минимальны для этой отрасли.
Динамика индексов основных сфер экономики Украины за 9 месяцев 2016 года
(рассчитано по данным Государственной службы статистики Украины)
Тем не менее, именно строительная отрасль во многом задавала тон в прошлые годы. Так, через год после старта ее падения начала раскручиваться спираль экономического кризиса. А после подъема строительного рынка начался экономический рост.
Однако текущая ситуация в экономике характеризуется не столько экономическим кризисом, сколько кризисом управленческих решений в высшем истеблишменте государства. Это подтверждают не только монетарная и фискальная политики, но и показатели выполнения доходной части государственных финансовых фондов.
По доходам бюджет выполнен не будет
В октябре текущего года государственный бюджет Украины начал серьезно недовыполняться, и НБУ впервые перечислил средства в казну. Из предусмотренных законом на год 38 млрд. грн. бюджет за месяц получил 10 млрд. грн., что стабилизировало ситуацию, однако продемонстрировало ошибочность усиления фискального бремени в условиях незначительных темпов восстановления экономики.
Рост доходов общего фонда, по сравнению с октябрем прошлого года, составил почти 30%. Однако это не изменило общей бюджетной динамики. Ведь если исключить перечисления Нацбанка, то рост доходов составил только 6,9%. Всего с начала года казна получила 463, 6 млрд. грн., что лишь на 7,3% больше соответствующего показателя предыдущего года, в то время как в бюджет заложен его рост на 14%.
По результатам 2016 года государственный бюджет должен получить 603 млрд. грн, то есть за 2 месяца нужно выполнить почти четверть росписи — 139 млрд. грн., из которых 28 млрд. грн предоставит НБУ. Остается получить еще 111 млрд. И это при среднемесячных поступлениях в 46,3 млрд. грн.
Поэтому можно утверждать, что по доходам бюджет выполнен не будет, что приведет к увеличению государственного долга, в том числе через дополнительную эмиссию облигаций. В связи с этим, только одно обслуживание государственного долга уже превысило 20% поступлений в общий фонд бюджета. На выплату процентов по долгам направлено 76,3 млрд. грн.
Лидируем по долгам
Журнал Economist, публикуя свой отчет по абсолютному внешнему долгу к ВВП и debt service (обслуживание долга) в обоих случаях отдает Украине почетное шестое место в мире. В первом списке нашу страну опережают Монголия, Ямайка и Папуа–Новая Гвинея.
При этом важно учитывать, что Economist принимал во внимание размер ВВП в сумме 130 млрд. долларов за 2014 год. При ВВП 80 млрд. долларов Украина имеет все шансы возглавить данный рейтинг. Что касается второго показателя (debt service), то впереди нас Зимбабве, Сирия и Казахстан.
Обслуживание внешнего долга Украины находится на уровне 32,4%. Такой процент говорит о том, что единственный способ своевременного обслуживания долга — это новые кредиты. Погасить треть долга за год, когда он превышает ВВП, без внешних заимствований пока еще никому не удавалось.
Таким образом перманентный рост расходов бюджета будет способствовать увеличению налоговой нагрузки на ВВП в размере 1,5-2% ежегодно. Это найдет проявление в отмене льгот сельхозпроизводителям, повышении акцизов на 30% и увеличении нагрузки на фонд оплаты труда. В результате расходы сводного бюджета Украины будут составлять 44-45% ВВП.
Такая фискальная политика будет формировать благоприятную подоплеку для дальнейшего роста размеров внутреннего и внешнего долга и увеличения расходов бюджета на его обслуживание. Высокий уровень долговой нагрузки и налогового давления негативно повлияют на инвестиционную привлекательность Украины и не расширят налоговую базу, загоняя экономику в очередную инфляционно-девальвационную спираль.
Таким образом без институциональных преобразований бюджетной и налоговой системы в страну не будут заходить инвестиции. В то же время, для финансирования "кассового разрыва" украинского бюджета власть будет идти на очередные уступки перед МВФ, которые касаются сокращения социального пакета, вводя тем самым страну в очередную фазу многолетней стагнации и дальнейшего падения уровня жизни населения.