Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Финансовые рынки толкают мир к новой Великой депрессии, а власти, особенно в европейских странах, потеряли контроль над ситуацией, утверждает в статье в The Financial Times известный финансист и миллиардер Джордж Сорос.
«Власти должны вновь взять происходящее под свой контроль, причем немедленно», — призывает Сорос. Для этого нужно сделать три шага. Во-первых, правительствам стран еврозоны надо достигнуть принципиальной договоренности о создании общего министерства финансов.
Второе — «передать крупные банки под управление ЕЦБ взамен на временные гарантии и перманентную рекапитализацию». Крупные банки должны будут взять на себя обязательство выполнять инструкции ЕЦБ на время действия гарантий. ЕЦБ поручит им «сохранять максимальные суммы кредитов и общую сумму дебиторской задолженности, а также внимательно отслеживать риски операций с собственными средствами банков».
По мнению Сороса, безотлагательная задача — не допустить, чтобы возможный дефолт Греции перекинулся на другие страны. Уязвимых мест два — банки и гособлигации стран вроде Италии и Испании, отмечает он. Поэтому третья необходимая мера — ЕЦБ должен позволить Италии и Испании временно рефинансировать их долги под минимальные проценты.
Сорос уже неоднократно высказывал критику в адрес европейских властей, которые, по его мнению, недостаточно решительны в своих действиях. «Власти не предлагают решения, они просто тянут время», — говорил он. В середине августа Сорос обвинил в усугублении кризиса еврозоны Германию.
«Европейские лидеры пока не могут принять эффективных мер для преодоления кризиса. Негативные процессы на долговых рынках европейских стран продолжаются и уже наносят значительный вред реальному сектору экономики», — согласен аналитик ТКБ Капитал Сергей Карыхалин. Но меры, предлагаемые Соросом, слишком радикальны, считает он.
«Полный контроль — это лозунг советского времени. Предложения Сороса — и частичная национализация, и другие меры, увеличивающие присутствие государства и регуляторов в экономике, — сужают рыночные рамки, все это больше напоминает госкапитализм», — отмечает директор Центра макроэкономических исследований BDO в России Елена Матросова.
Не все экономисты разделяют опасения Сороса. Текущее положение в мировой экономике неправильно называть второй волной кризиса, планета до сих пор находится в рецессии, начавшейся в 2008 году, полагает лауреат Нобелевской премии по экономике Кристофер Антониу Писсаридес. «Это все лишь продолжение кризиса 2008 года. Это был необычный кризис, потому что все началось с финансового сектора и сейчас вылилось в проблемы с долгами, а не с инвестициями, как обычно. Я не вижу признаков, что у нас будет всплеск второй волны», — сказал Писсаридес.
«Последняя реакция рынков на голосование в парламенте Германии по поводу расширения объемов стабилизационного фонда ЕС говорит о том, что рынок доверяет властям ЕС, — отмечает руководитель аналитического отдела группы компаний Broco Алексей Матросов. — Спреды периферийных стран ЕС и Германии стали сужаться, что свидетельствует о стабилизации на долговым рынке ЕС».
Греции будут помогать, пока страна не стабилизирует своё финансовое положение: допустить дефолт Греции означает допустить серьезные проблемы в банках Кипра и Германии, считает эксперт. «Идеологически это должен быть мягкий вариант дефолта, при котором долговая нагрузка на Грецию должна будет существенно сократиться, но при этом потери держателей облигаций будут растянуты во времени, компенсированы поддержкой финансового сектора со стороны ЦБ. Так, чтобы это не привело к эффекту домино и системному кризису», — считает Карыхалин.