Дьявол кроется в переходных положениях

Дьявол кроется в переходных положениях

Законодательные новации по урезанию социальных выплат перекочевали из переходных положений закона о выполнении решений судов в переходные положения бюджета на 2012 год

2011-12-23 11:08

Верховная Рада изыскала для себя законодательную лазейку, благодаря которой государство вообще может отказаться выплачивать гражданам положенную им по закону социалку. Подобные действия власти, кажется, в очередной раз подтверждают, что она в конечном итоге добьется своего и любой ценой отменит социальные гарантии и льготы. Да еще и в исключительно для себя выгодной редакции. А посему ключевой вопрос состоит совершенно в другом - как сами граждане оценивают подобные попытки власти глубоко залезть в их личный карман и готовы ли они своими силами защищать свои же откровенно попранные социальные права

Закон о госбюджете-2012 стал, пожалуй, квинтэссенцией всех тех своеобразных реформаторских процессов в социальной сфере, которые регионалы с переменным успехом пытались осуществить за последний год. То, что у действующей власти не получилось реализовать в других законах (в том числе - из-за неоднократных протестов чернобыльцев и воинов-афганцев), нашло свое воплощение в главном финансовом законе страны.

Так, в 2012 г. размеры и порядок реализации ключевых социальных гарантий будет определять Кабмин - это записано в п. 3 переходных положений свежепринятого госбюджета на следующий год. И это при том, что никуда не делись социальные законы, которые четко выписывают и размеры, и порядок реализаций этих же социальных гарантий.

Но особое внимание привлекает другая размытая оговорка - социальные выплаты и льготы будут осуществляться "исходя из наличествующих ресурсов госбюджета и бюджета ПФУ на 2012 г.". Естественно, что только нынешняя власть будет определять, достаточно или недостаточно этих ресурсов для выполнения социальных гарантий государства перед гражданами. Посему, если вдруг этих ресурсов окажется мизер или вообще не окажется, удивляться тому вряд ли стоит.

Важно напомнить, что данная законодательная эквилибристика, когда воля Кабмина и его постановления ставятся выше действующих социальных законов, применяется уже не в первый раз. В середине лета регионалы уже предпринимали мощный и, главное, результативный блиц-криг против социальных гарантий украинских граждан - правда, в меньших масштабах. В рамках изменений в госбюджет-2011 (законопроект №8654) было установлено, что в течение всего 2011 г. целый ряд социальных выплат будет определяться не размерами, четко зафиксированными в соответствующих законах, а постановлениями Кабмина - "исходя из имеющегося финансового ресурса бюджета Пенсионного фонда на 2011 г.". Тогда среди "пострадавших" оказались фактически только самые "денежные" социальные категории - дети войны, чернобыльцы и военные пенсионеры. Теперь этот список расширен в разы.

И здесь нужно сразу расставлять все точки над i. Выполнение социального законодательства в Украине в полном объеме, а также погашение текущего уровня социальной задолженности в более чем 130 млрд. грн. - это реально неподъемные вещи для государственных финансов. Такое положение дел является прямым следствием извлечения политических дивидендов из повышения и введения новых социальных гарантий. Удивительным образом даты принятия многих проблемных и изначально невыполнимых социальных законов совпадают с датами проведения разных общенациональных выборов. К созданию такой ситуации причастны многие политики за всю историю независимой Украины, в том числе - регионалы.

И вроде как выходит, что нужно только приветствовать реформаторские идеи нынешней власти в социальной сфере, направленные на приведение социальных гарантий и льгот в реально выполнимое для госбюджета состояние. Если бы не одно но.

Моральное право говорить, что государство не имеет средств платить социалку, имеют только те лица, которые в принципе планируют платить гражданам разумную социалку и идут при этом на честный и открытый диалог с обществом. Но с нынешней властью ситуация абсолютно противоположная. Регионалы не только не идут ни на какой диалог с обществом - они уже год пытаются тихо, скрытно и с применением любых приемов решить социальную проблему исключительно так, как это будет выгодно только им. Иначе как быть с тем, что косвенную отмену социальных гарантий и льгот власть пыталась протянуть не только через законопроекты, вообще не имеющие отношения к социальной сфере, но и через парламентский комитет, не имеющий отношения к социальной политике? И как быть с тем, что фактически масштабная социальная реформа осуществлялась под прикрытием выполнения требований Европейского суда по правам человека?

И главное - как быть гражданам, которых лишают социалки, но которые сегодня реально наблюдают, какие выгоды и в каком объеме регионалы извлекают из тотального доминирования во всех сферах власти? Регионалы за последний год, кажется, предельно четко продемонстрировали, что социалку они платить не собираются (разве что в канун важных выборов) и что они при любых раскладах будут додавливать свои планы до победного конца. Получается, что теперь все находится исключительно в руках самих граждан - смирятся ли они с тем, как с их личным карманом намерена обходиться нынешняя власть, или же выразят другую точку зрения.

Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня

Пополнить банку на независимые научные исследования

Просмотров всего: 8143 Просмотров сегодня: 1