В кого верили наши предки – бестиарий по-украински

В кого верили наши предки – бестиарий по-украински

Бестиарии (книги монстров) создавались практически во всех странах мира. Эту традицию продолжали маги разных сортов и модификаций и церковники, указывая, кого стоит бояться, а при возможности — перекрещивать святым крестом, от которого нечисть убегала. В Украине были свои сверхъестественные существа — и добрые, и злые. Некоторые из них были людьми, другие — божествами, третьи — духами.

2015-02-18 07:09:23

Бестиарии (книги монстров) создавались практически во всех странах мира. Эту традицию продолжали маги разных сортов и модификаций и церковники, указывая, кого стоит бояться, а при возможности — перекрещивать святым крестом, от которого нечисть убегала. В Украине были свои сверхъестественные существа — и добрые, и злые. Некоторые из них были людьми, другие — божествами, третьи — духами. Об этом передает Сегодня.

Корреспонденты издания пообщались с фольклористами и этнографами, собрали самых интересных чудищ, в которых верили наши предки и нарисовали их, чтобы вы знали, от кого стоит улепетывать, а кому сварить кулеш.

ЗМЕИ И ПОТЕРЧАТА: с одними борются, а других крестят

Змей. Один из основных образов всемирной мифологии. В украинских легендах он был как духом дерева, которому поклонялись и которого обожествляли, так и символом зла, с которым борется главный герой. Кроме того, его считали символом плодовитости.

Потерчата. Это дети, умершие некрещенными. Семь лет они летают по миру и просят: "Креста!". Если кто-то их услышит, должен кинуть несчастной душе кусок полотна и произнести: "Иван да Марья! Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь". Тогда ребенок станет ангелом. Если его никто не услышит, он превратится в нечистую силу (русалку, домового, лесовика, водяного).

Лесовик. Это лесной дух, царь зверей и властелин растений, хозяин леса. Старый человек, покрытый шерстью. Может превращаться в любого зверя и имитировать любой голос. Часто добрый, хотя может заманивать в лес людей и водить их там несколько дней.

Водяной. Таинственный хозяин озер, болот и рек. Обычно к человеку враждебен. Наши предки считали, что водяным становится мужчина-утопленник, а христианская легенда гласит, что водяные — это войско фараона, которое утонуло в сомкнувшемся после прохода Моисея море.

Домовой. Чаще добрый дух, который отвечает за домашний уют. Согласно поверьям, домовые рождаются из первого яйца черной курицы или из яйца, снесенного черным петухом. Живет на печи или в стойле. На вид — маленький человечек в красных штанах и рогатой шапке.

Ведьма. Женщина, которая общается с нечистым и владеет сверхъестественными способностями. Может отбирать шерсть у овец, молоко у коров, яйца у птиц. Портит урожай, призывает ненастье. Днем — красивая девушка, ночью — старая карга с распущенными волосами, со сросшимися бровями и двумя рядами зубов.

Чародей. Мужчина, обладающий сверхъестественной силой. Бывают, как и ведьмы, врожденными и обученными. У чародея две души — человеческая и демоническая. Управляет ведьмами, как и упырь.

Ярчук. Пес, который может победить ведьму. Рождается весной (отсюда и имя — ярчук от "ярой" — яростной и яркой весны). Это щенок от третьего поколения сук, которые ощенились впервые и первой рожали именно суку.

РУСАЛКИ: хохотушки-убийцы

Ученые до сих пор спорят, откуда взялись русалки. По одной версии, русалки — это девы плодовитости, которых христианство посчитало нечистью. По другой — это девушки, которые умерли не своей смертью. По третьей — это самые красивые девушки, которых принесли в жертву духам.

Русалки живут в лесах и на полях. Зимой они спят, просыпаются на Троицкую неделю. Тогда играются в воде, катаются на вербовых лозах, прыгают и хлопают в ладоши, развлекаясь. У русалок чудесный соблазнительный смех, которым они заманивают парней и щекочут до смерти. Таким образом русалки "узнают живого", ведь смех — признак жизни.

Подступить к человеку русалка может только сзади — спереди его защищает нательный крестик (один умник повесил два крестика — один на спину — и уберегся). Также от них спасает полынь и любисток: "Русалка бросается к девушке и спрашивает: полынь или мята? Если полынь, убегает, если мята — защекочет", — говорят народные легенды.

ПЕСИГОЛОВЦЫ

По народным представлениям, песиголовцы — это страшные великаны, которые питаются сырым человеческим мясом. У них голова собаки, один глаз и они неимоверно жестоки. Если песиголовец напал на человека, спастись будет очень сложно. Исследователи считают, что образ псоглавого великана — это представление об ордах чужаков-завоевателей, которые приходили на украинскую землю, уничтожая все на своем пути.

Единого образа песиголовца не существует. Согласно некоторым рассказам, у них не только один глаз, но и одна рука, одна нога и один рог на лбу. Поэтому, чтобы передвигаться, песиголовец ищет пару — такого же одноногого киноцефала. Несмотря на странный способ передвижения, песиголовцы бегают крайне быстро. А из-за "парности" их крайне сложно победить. Самый характерный сюжет крайне пессимистичен: "Ходили как-то песиголовцы по лесам и селам, когда напали на одного человека, украли его и съели, а жена его сама осталась".

Как это часто бывает в украинских сказках и легендах, от чудовищ спасает не сила, а хитрость. К примеру, в легенде о бабе Головкане героиня убедила страшилищ, что больна. А когда они пришли есть ее капусту из бочки и засунули туда головы, зарубила их топором. 
В другой легенде песиголовец потребовал от человека по имени Доромбей отдать ему обувь. Мужчина повиновался, но чудище запуталось, где правый сапог, а где левый, — и Доромбею удалось зарубить его.

КАЩЕЙ: персонифицированная смерть

Кащей Бессмертный (Бездушный) — это потусторонний житель, похититель женщин и владелец несметных богатств. Слово "Кащей" расшифровывают по-разному: "костяк" (от "Костей"), "колдун" (от "кощуны творить" — колдовать), "тьма" (от "кощьне" — адская тьма). Означает это слово и "раб": это находит отклик в легендах, где Кащея находят прикованным в подземелье.

В целом же, Кащей — это персонифицированная смерть. Он ненасытен, как смерть, может заставить целое войско уснуть и чует запах "пресной кости" — то есть, живой. Исследователи даже сравнивают его с древнегреческим Аидом, который владеет подземным миром и похищает прекрасную Персефону. Когда герой забирает у Кащея похищенную царевну, тот спрашивает у коня, догонят ли они беглецов. А конь отвечает: за это время можно посеять пшеницу, взрастить ее, собрать урожай, смолоть муку, напечь хлеба и поесть, а потом догнать. То есть, перечисляет все то, что люди делают весной, летом и осенью.

Кроме того, Кащей Бессмертный выполняет в легенде все функции змея — по сути, они взаимозаменяемы. Он точно так же прячется в подземелье и охраняет сокровища, как и любой уважающий себя дракон.

Убить Кащея можно двумя способами. Во-первых, конечно же, разбить яйцо (иголка появилась уже позже), где хранится его душа. Во-вторых — Кащея убивает удар волшебного коня, который герой получает за службу у Бабы-Яги. В-третьих, Кащей может убить себя собственной стрелой — случайно.

ЧУГАЙСТЕР: боится топора

Чугайстер — это исключительно украинский карпатский образ, которого во всем остальном мире не знают. Зовут его еще Дедом, или Ночником. Это крайне веселый и жизнерадостный персонаж, внешне похож на человека, но очень высокого — он выше смерек, весь покрыт шерстью (белой или черной),и ходит по лесам в белом одеянии. Его не может ни человек убить, ни зверь разорвать. Кроме того, именно чугайстер охотится за мавками, которые заманивают лесорубов и пастухов в лес.

Похождение имени не установлено до конца. Его связывают со словом "чуга" или "чуганя" — 
верхняя одежда, которую ткут так, что она напоминает овечью шкуру; журавлем-гайстром и казацкими башнями, которые тоже называли "чугами".

Говорят, что чугайстер — это человек, проклятый соседом, или же дух предков, оберегающий людей. Встретив в лесу человека, он не причиняет тому вреда, а вежливо приглашает потанцевать. А уж танцует — как вихрь, быстро и красиво. Некоторые исследователи связывают его с ветром, другие — с богом Велесом, который помогал животноводам. В жертву чугайстеру приносят кулеш и другую еду, которую готовят на полоныне.

Его можно спросить о будущем, используя топор как оберег. Об этом есть легенда. "Чугайстер вошел в колыбу и поправил ватру, а пастух взял топор и положил перед ним острием вверх, затем поймал двумя пальцами и держал, пока тот не взмолился и не пообещал сказать, что завтра будет. Тогда предупредил, чтобы не спали следующей ночью, потому что придут волки и медведи за овцами. Так и было".

Верили также, что есть у чугайстера власть над всеми зверями лесными — даже за водой он посылает лиса или волка.

Говорят, что именно чугайстер научил мастеров, которым не удавалась работа: "Чугайстер усякий дар людям дав", — говорят гуцулы.

Знали его и как защитника бедных — встретив обиженного паном слугу, Дед напустил на пана медведя. А парня, которого заманили в лес нечистые силы, вывел на дорогу.

ЧЕРТ

Черти и бесы — это бывшие мелкие божества лесов, рек, полей, растений и так далее, которые с приходом христианства превратились в нечистую силу. И, естественно, серьезно видоизменились — как внешне, так и внутренне. Выглядят они не слишком хорошо: все в шерсти, морда собачья, нос длинный крючком, а то и вовсе свиное рыло; рожки, борода и ноги — козлиные. Руки с когтями, зубы большие, глаза красные. Впрочем, это черту не мешает: он может превращаться в дикого зверя, птицу, пса, козла, петуха и барана. Даже в священника. А перед девушками появляется как красавец-паныч.

Размножаются черти по-разному: они могут вступать в брак с чертовками, ведьмами и соблазненными женщинами, а могут и воровать детей (или забирать тех, кого мать прокляла). Одни поверья говорят, что убить черта нельзя, другие — что их едят волки, стреляют охотники, убивает молния и сжигает солнце.

Самый верный способ избавиться от черта — удивить его. Как потустороннее существо, черт должен знать и уметь логически обосновать все. Поэтому ему противопоставляли парадокс. Девушка, к которой приходил черт, одевалась, как на свадьбу, и говорила, что выходит замуж за брата. Когда черт спрашивал, может ли брат жениться на сестре, девушка отвечала: а разве может некрещенный ходить к крещенной? Впрочем, иногда черти даже помогали людям, требуя за это не мыться и не срезать ногти.

БАБА-ЯГА

Она — самый знаменитый персонаж сказок. Слово "Яга" происходит от польского "язя" — змея. В образе хорошо знакомой нам Бабки открывается сама древность — ученые связывают ее и с Богиней-Матерью, которая могла и любить, и забрать жизнь; и со жрицами-распорядительницами древних обрядов — в частности, обряда захоронения и инициации юнош, которые проходили страшные испытания. И даже с самой Смертью — на это указывает ненасытность Бабы-Яги во многих сказках. А избушка на курьей ножке — это могила под крышей, которая держалась на одном столбике.

УПЫРИ: "живого" ценят, а "мертвого" боятся

Слово "упырь" ("опырь") означает "несожженный" — это неправильно похороненный мертвец, которому нет покоя. Упыри бывают разные: им может стать даже ребенок, на которого в утробе матери наслали злого духа, и убийца-душегуб, который ненавидит людей после смерти. Есть упыри "живые" и "мертвые" упыри, и живут они в каждом селении. К живым относятся неплохо — эти краснолицые богатыри не только управляют ведьмами, но и защищают село, скот и пчел. Распознать упыря легко: у него шесть пальцев, горящие глаза и дырка под коленом, откуда вылетает душа.

А вот мертвый упырь, который может ездить на лошади — не очень приятный сосед. Он переносит чуму и холеру (обращаясь при этом белым псом или котом). Кроме того, они повинны в засухах и неурожаях. Убить его можно осиновым колом, разрубив на части, или заколов двумя зубцами от бороны.

ЗЛЫДНИ "высиживают" нищету

Пока весь мир учился верить, что "бедность — не порок", древние украинцы точно знали: если у человека ничего нет, значит виноваты злыдни. Это такие маленькие, старые и вечно голодные человечки, которые сидят на плечах человека (или живут под печью), и покидают его только после смерти. По сути они — злые духи, приносящие в дом только несчастье. 
Украинский народ всегда помогал больным, старикам и калекам, вдовам и сиротам. И насмешливо относился к здоровым крепким людям, которые жили в нищете: "Бідний, бо дурний, а дурний, бо бідний". Но тех, кому не везло, старались не хаять: считалось, что именно у них поселились злыдни, которые могли "переехать" и в более счастливый дом. К слову, украинцы не единственные, кто верил в подобных существ. У белорусов была Злыдня — невидимая женщина без ушей, языка и глаз, которая раньше была змеей. У сербов — Несреча — седая старуха с тусклым взглядом.

Избавиться от злыдней можно было только одним способом: перехитрив их. "И почему мне так не везет? Неужели злыдни поселились? — спросил человек. — И вправду поселились, — ответили они. Человек был не дурак, подумал и спрашивает: — А много вас? — Очень много! — А что ж вас не видно? — А мы маленькие! — И где помещаетесь? — Да мы где угодно поместимся!" После этого человек достал рожок с табаком, заманил в него злыдней, вынес к брошенной мельнице и выбросил.

Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня

Пополнить банку на независимые научные исследования

Просмотров всего: 2831 Просмотров сегодня: 2