Кино и автомобили - две ценности пришедшие в нашу жизнь надолго. Объединив их идеей автокинотеатра можно получить долговременный источник дохода
2013-07-21 07:13:17
Кажется, давно следовало бы скопировать опыт американских автокинотеатров под открытым небом, да только климат наш не располагает к быстрой окупаемости таких проектов. Впрочем, сроки выхода «в плюс» можно сократить, рынок свободен, а крупные города требуют новых развлечений.
Первый автокинотеатр появился в Америке в 1933 году — патент на это изобретение получил Ричард Холлингсхед. Плата за просмотр складывалась из двух частей: зрители платили 25 центов за вход и еще 25 — за парковку. Правда, в задних рядах трудно было что либо услышать — колонки тогда ставили возле экрана.
В начале 40-х по США прокатился бум автокинотеатров, однако все испортила война. Зато после нее предприниматели Нового Света восполнили пробел: к 1948 году в Америке насчитывалось уже более 800 открытых киноплощадок, в том числе и с дополнительными развлечениями для детей, ведь многие приезжали целыми семьями. Пик популярности автокинотеатров пришелся на конец 50-х, к этому времени их было около пяти тысяч. А самый большой кинотеатр за всю историю американских drive-ins вмещал 2 500 машин и еще 1 200 зрителей на сидячих местах.
Все знают, что такое автокинотеатр, потому что все смотрят голливудские фильмы. С таким солидным багажом знаний об этом бизнесе мы и отправились в единственный нижегородский автокинотеатр. Так, чтобы уж сразу с места в карьер.
Серые строения по периметру. Несколько засыпанных снегом автомобилей. Гора запчастей, размокшая земля и экран. Так выглядела площадка днем. «Неужели это он, кинотеатр?» — смущенно интересуемся у Андрея Балуева, заместителя гендиректора компании «Автомир». Оказалось, он самый.
— Честно признаться, мы пока не занимались кинотеатром. Других забот хватает. Вот сейчас нужно решить проблему с отоплением на территории, — поясняет Андрей. — Но когда мы взяли эту площадку, здесь вообще были одни бараки.
Собственно, автокинотеатром Андрей «рулит» пока в одиночку — таскает туда-сюда оборудование (проектор и транслятор хранятся в помещении магазина, принадлежащего компании, — здесь же, «на территории»), ездит за фильмами, запускает кино и «обилечивает» водителей. Но все это временно — уверен Балуев. К весне автокинотеатр приобретет надлежащий вид: площадку заасфальтируют, заработает собственное кафе, которое будет круглосуточно обслуживать не только кинотеатр, но и автомойку с сервисом. В общем, все как в кино: поморгал «аварийками» — подошел официант. Решено заасфальтировать и осветить дорогу, ведущую к площадке от ближайшей улицы. «А здесь, — показывает Андрей на стены мойки и сервиса, — мы планируем размещать рекламные баннеры».
Затраты на оборудование и оформление документов (без учета лицензии на прокат фильмов) составили в общей сложности около 300 тысяч рублей, но Балуев уверен, что вложения окупятся в течение года. Вот только «считать» предприниматель предпочитает начиная с весны. Так надежнее.
В отсутствие надлежащего сервиса решено было снизить стоимость билетов. Сначала собирались брать по 200 рублей с машины за сеанс, но теперь просят всего 150. Сеансов два — в 21.00 и в 23.00. Технически можно крутить кино и днем, но неудобно. Выезд с мойки расположен как раз за экраном, так что чистенькие автомобили должны будут «пробираться» к воротам через «зрителей». Зато вечером таких помех нет, а свободная площадка способна вместить 15 автомобилей. Основной наплыв зрителей наблюдается в выходные — в будние дни машин не так много, а реклама кинотеатра планируется лишь в перспективе, скорее всего, на радио. В общем, заполняемость площадки пока на среднем уровне, а лучший результат — 12 автомобилей в «зрительном зале».
Днем во все это верится с трудом, однако вечером автокинотеатр и правда преображается. В темноте изъянов площадки не видно, да и атмосфера вполне «киношная». Приезжаем, ставим машину. Андрей «по блату» показывает нам наиболее выгодное место и напоминает: нужно включить FM-приемник и методом «научного тыка» выбрать нужную волну, чтобы пошел звук. Сегодня сюрприз — Андрей демонстрирует «Даже не думай-2». Впрочем, как такового расписания фильмов пока тоже нет, оно появится в декабре. Фильмы легальные, на лицензионных дисках от «Союза», поэтому самых свежих новинок проката в кинотеатре не бывает. Да они особенно и не нужны. Важно не столько кино, сколько атмосфера и необычный для города вид досуга. Ощущения? Нам — понравилось. А на второй сеанс заявились преимущественно влюбленные парочки — этим, кажется, вообще не до фильмов.
Поначалу нижегородский автокинотеатр располагался в менее привилегированной, «нижней» части города, на Московском шоссе. Сплетники утверждали, что место оказалось неудачным, поэтому пришлось «переселить» экран поближе к центру. Однако Андрей уверяет, что на самом деле все было совсем не так: за неполный год работы автокинотеатр на Московском шоссе успел себя окупить. Перевезли же его потому, что компания «Автомир» приобрела площадку под автомойку и автосервис в другом районе, где и было решено открыть кинотеатр заново.
Наличие автомойки и сервиса позволяет продвигать киноуслуги: часть клиентов, узнав об автокинотеатре, приезжают сюда уже вечером — отдохнуть. Начинает работать и «сарафанное радио». Кроме того, скоро кинотеатр начнет выступать в роли дополнительной услуги для клиентов сервиса и автомойки: начиная с трех часов дня, Андрей планирует показывать на экране клипы, чтобы скрасить для этих клиентов ожидание в очереди на мойку. Собственно, только для этого уже имело смысл установить экран.
Для нового кинотеатра купили и новый экран. Перевозить старый оказалось дорого и трудно — его оставили на прежнем месте и начали сдавать в качестве рекламного щита.
Выручка от автокинотеатра на 15 машин при полной заполняемости и цене билета в 200 рублей может составлять 3 тысячи рублей в день. Андрей уверяет, что кино вполне можно «крутить» и в непогоду. Главное, чтобы у всех автомобилей были исправны «дворники». Почему не построить навес? Балуев говорит, что не хочет портить идею кино под открытым небом.
По всем прогнозам вложенные в оборудование деньги действительно можно вернуть за год. Однако рентабельность проекта до сих пор не рассчитана — нет времени. Да и заработать на полную мощность кинотеатр должен только весной — тогда и появятся точные цифры. Для единственного бизнеса ситуация странная. А вот для дополнительного — вполне.
• Экран и площадка . Расстояние между машинами в одном ряду должно быть не менее 4 метров — чтобы в случае эвакуации двери свободно открывались. При проектировании «зрительного зала» нужно учитывать два проезда слева и справа шириной не менее 7 метров . Ширина экрана — 25- 30 метров , высота конструкции — 19 метров . Размер экранного полотна — 30 х 12,5 м . Нижняя кромка экрана должна размещаться на высоте примерно 5- 6 метров , наклон — 3-5 градусов. В целях безопасности рекомендуется также удалить первый ряд на 25 метров от экрана — на случай, если порывы ветра «положат» конструкцию. Расчетное число автомобилей зависит от формы выбранной площадки. Максимальная вместимость достигается на прямоугольной площади при соотношении ширины и глубины 1:2.
• Дренаж . На случай дождя площадка должна быть заасфальтирована или хорошо дренирована. 1 сантиметр осадков, выпадающий на площади, которую занимает автокинотеатр на 600 автомобилей, дает в итоге 70 тонн воды.
• Рампы . Для удобства зрителей (независимо от ряда, из любого автомобиля должно быть видно экран целиком) места парковки могут быть оборудованы рампами, приподнимающими переднюю часть машины на 10- 15 см .
• Въезд-выезд . Въезд и выезд на автомагистраль должны быть достаточно широкими, без крутых поворотов, разворотов, крутых подъемов и спусков, создающих возможность самопроизвольного движения автомобиля. Недопустимо движение автомобилей задним ходом. Въезд и выезд с парковок даже в ночное время должен быть комфортным даже с минимальным внешним освещением. Разметку площадки автокинотеатра следует наносить с использованием светоотражающих элементов.
• Кассы . Кассовые терминалы должны быть установлены таким образом, чтобы автомобили съезжали с автомагистрали, не создавая очередей и пробок.
• Дополнительный сервис . Дополнительные платные услуги в автокинотеатре могут составлять от 60% до 300% от стоимости входного билета.
Источник: «Кино Проект Инжиниринг»
• Вложения. От 500 тысяч евро.
• Окупаемость. Реалистический анализ дает унылые 15 лет — при условии, что на каждый сеанс удастся собирать 90 зрителей. Вернуть инвестиции можно быстрее, превратив автокинотеатр в дополнительный бизнес, минимизировав затраты и повысив эффективность.
• Особенности. В средней полосе России автокинотеатр может работать 100-120 дней в году.
• Выручка. Зависит от качества проектирования, месторасположения, стоимости билета, количества сеансов (при «двойном» использовании площадки возможны только вечерние сеансы) и наличия дополнительных сервисов.
• Документы. Из специальных — лицензия на прокат фильмов.
Американские фильмы, в которых фигурируют кинотеатры под открытым небом, смотрели не только в Нижнем — автокинотеатры открываются и в других городах. В Москве фильмы «автомобилям» показывали на Осташковском шоссе, но этот кинотеатр, по оценкам гендиректора «Кино Проект Инжиниринг» Игоря Киселева, трудно назвать успешным — проект был выстроен по «бюджетному» принципу: недорогой комплект оборудования, все слишком простенько. «В Москве, на фоне выставок «шоу миллионеров», делать «бюджетный» автокинотеатр, куда ездили бы состоятельные люди, бессмысленно, — уверен Игорь Киселев. — Это должен быть достаточно дорогой проект, где клиент может потратить свои девять евро и получить определенный уровень сервиса: комфортный заезд, хороший звук, обслуживание, питание, большой экран…»
Киселев уверен, что это хороший бизнес. Вот только не для малых предприятий: объем инвестиций в открытие полноценного автокинотеатра составляет в столице от 500 тысяч евро, а сроки окупаемости из-за климатических особенностей довольно велики.
Чтобы представить себе экономику автокинотеатра, его можно сравнить с кинотеатром обычным. «Кино Проект Инжиниринг» проектирует и монтирует мультиплексы и однозальные кинотеатры, преимущественно с залами на 150 мест. Один зал обходится заказчику в среднем в 100-120 тысяч евро. Средняя цена билета — 150 рублей, или примерно 4,5 евро. И вот здесь начинается самое интересное. «Коэффициент консервативной заполняемости — 30%, — поясняет Игорь Киселев. — Это значит, что на одном сеансе присутствует 45 человек. При семи сеансах в день и работе зала 360 дней в году (пять дней на профилактику) за год кинотеатр посетит 113,4 тысячи человек. Умножив эту цифру на стоимость билета, получим выручку в размере 510,3 тысячи евро. Теперь эту сумму нужно разделить пополам — 50% от выручки уходят прокатчику. В итоге «гросс» составит 255,15 тысячи евро. За вычетом налогов, расходов на коммуналку и зарплаты останется примерно 130 тысяч евро. Таким образом, срок окупаемости составляет один год».
С автокинотеатрами все гораздо сложнее, ведь такое «кино» не будешь крутить круглый год. В холода зрителям придется включать двигатель, а это вряд ли совместимо с комфортом. Но тогда как окупить вложенные полмиллиона евро?
Первым делом следует решить, брать ли плату на американский манер — с машины, или «обилечивать» каждого пассажира. «Допустим, в каждом автомобиле находится два человека. Если на сеансе будет 45 автомобилей, или 90 человек, то окупаемость может составить пять лет — при условии, что автокинотеатр работает 360 дней в году, — подсчитывает Игорь Киселев. — Однако, учитывая наши климатические особенности, количество рабочих дней нужно разделить как минимум на три, то есть в средней полосе России кинотеатр в лучшем случае сможет полноценно функционировать в течение 100-120 дней. Значит, срок окупаемости при той же посещаемости увеличивается до 15 лет».
Получив такую цифру, на эксперименты не пойдешь. Однако Киселев уверен, что этот срок можно сократить. Вариантов несколько. Во-первых — увеличить емкость автокинотеатра. Оптимальным размером является площадка, рассчитанная не менее, чем на 250 автомобилей. Затем — «двойное» использование площадки. Днем — в качестве, например, авторынка, вечером — в роли кинотеатра. Во-вторых, можно сделать упор на сверхприбыльную торговлю и сервисные услуги — продавать зрителям сувениры, компакт-диски, организовать для них возможность перекусить, наладив сотрудничество с одной из сетей фаст-фуда (как вариант — купить франшизу на точку). Наконец, можно открыть автокинотеатр на площадке крупного торгового центра, «привязав» его к автостоянке в качестве дополнительного бизнеса.
— Вместо экрана можно использовать стену торгового центра, — предлагает Игорь Киселев. — Эффективность такого варианта намного выше, ведь затраты получаются очень низкими: стена уже есть, площадка есть, ворота есть, а вместо парковочного билета вполне можно выдавать билет на просмотр фильма. Кроме того, в торговом центре уже есть фуд-корты, что позволяет без труда организовать выносную торговлю: четыре мальчика и четыре девочки на велосипедах развозят хот-доги, кофе. Остается только выставить десяток биотуалетов — и все! Единственное ограничение — экран не должен быть виден с трассы, чтобы не возникало аварий на дороге и чтобы люди не останавливались на обочине, бесплатно настраивая свои приемники на волну кинотеатра. Да, не забыть о согласовании плана эвакуации с ГАИ. Но и это сделать не сложно: для торгового центра подобные планы обычно согласовываются заранее.
Игорь Киселев не зря демонстрирует «погружение в тему» — сегодня его компания уже рассматривает «кандидатуры» нескольких торговых центров в стране с прицелом на организацию автокинотеатров, а первый проект скорее всего, будет запущен в Липецке.
Воспроизвести американскую мечту в России не просто — и дороги не те, и люди другие, и климат какой-то нечеловеческий. Не просто, но можно. Главное — желание. В конце концов, есть разные способы выгодно вложить полмиллиона евро. Можно сделать это скучно, зато с гарантией. А можно — без гарантий, зато с драйвом.
Памяти «Фары»
О судьбе автокинотеатра «Фара» корреспонденту «Санкт-Петербургского Бизнес-журнала» рассказал основатель проекта, генеральный директор сети «Кронверк-синема» Эдуард Пичугин.
— Эдуард, вы, наверное, первопроходец в этом сегменте российского рынка?
— Да, мы первыми в Петербурге открыли автокинотеатр. Назывался он «Фара». Это случилось 1 января 2000 года. Дата не случайная. Если помните, тогда была поднята шумиха по поводу наступления миллениума, и мы с другом решили: нужно сделать что-нибудь эдакое, чтобы войти в новое тысячелетие не с пустыми руками. Попасть в историю. В общем, это была наша «фишка».
Вообще говоря, в наших широтах нет подобных явлений. Нигде — ни в Северной Америке, ни на севере Европы вы не найдете автокинотеатров. Это исключительно американский аттракцион, но — для южных штатов. А мы открыли «Фару» вопреки всему. И получилось, что это самый северный автокинотеатр в мире.
Автокинотеатр — нетипичная услуга кинопоказа. Его можно рассматривать как ночной молодежный аттракцион. Кроме того, это удобно: не нужно парковать машину и выходить из нее. Наконец, автокинотеатр совмещает две несовместимые в обычном кинотеатре вещи — можно смотреть фильм и общаться.
— Какие проблемы на старте оказались самыми сложными?
— Я бы, скорее, говорил о множестве проблем. Летом в Питере белые ночи. А когда ночи нормальные, черные — много осадков. И холодно. Тем временем в южных штатах Америки ночью темно и тепло, так что кино смотрят в кабриолетах. Проблему с холодом мы решили: звук передавался через передатчик FM-диапазона и обычный приемник в авто, настроенный на ту же волну. Вот только сначала весь город слушал наше кино, так что вскоре заявились люди из Связьнадзора. Проблему решили, поставив специальный прибор, который урезал зону покрытия сигнала до нужного нам радиуса.
А еще для организации автокинотеатра требуется земельный участок — собственный или арендованный у города. Необходимо решить вопрос с парусностью экрана — к примеру, у нас в Питере вообще сильный ветер. В итоге мы сделали экран из ветроустойчивого материала.
— И все-таки вы закрыли проект. Этот бизнес в России не может существовать самостоятельно?
— Думаю, все зависит от бизнесмена. А «Фару», между прочим, мы очень долго не могли закрыть — из-за большого спроса на каждый сеанс к нам съезжалось по 70 машин. Закрыли же площадку из-за износа касс, экрана. Все-таки кинотеатр работал на открытом воздухе почти шесть лет. Нужно было либо сворачивать дела, либо вкладывать средства в обновление, а у нас к тому моменту уже изменились планы.
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 3136 Просмотров сегодня: 1
Свое дело: домик для кошки
Свой бизнес: производство магнитов на холодильник