Обзор разных сегментов тепличного бизнеса и некоторые вопросы тепличных технологий
2013-07-21 08:20:17
Сразу оговоримся: тепличный бизнес имеет смысл затевать только в южных районах нашей страны. Дело в том, что игроки рынка подсчитали: выгоднее перевозить выращенный товар с юга на север, чем терпеть убытки от расходов на газ и электроэнергию в северных районах.
Тем более, что поставщики как газа, так и электроенергии ставят такие условия, совершенно не думая о специфике тепличного хозяйства, что бизнес можно загубить на корню. Так, например, они выделяют квоту на определённое количество электроенергии, а потом штрафуют как за перерасход, так и за ... недорасход! Где логика? Производители говорят, что такие законы, составленные людьми, не знающими ничего о перепадах температур и изменении погоды за окном, очень мешают отечественному тепличному бизнесу.
Однако следует помнить: перевозить становится выгодно только тогда, когда у Вас налажена логистика, в противном случае Вы не сэкономите не то что 10 рублей на себестоимости (по уверениям специалистов), но и проиграете. Все крупные столичные агрофирмы (которые могут позволить себе самую совершенную логистику) «переносят» свои угодья в Ставропольский и Краснодарский края. На юге не только теплее, не только выше продолжительность светового дня. Там дешевле рабочие руки и сама земля. Плюс к этому, администрация Краснодарского края субсидирует 50% на запуск бизнеса, по данным СМИ.
Для того, чтобы выйти на уровень безубыточности, теплица должна иметь рентабельность не меньше 20%.
Эксперты тепличного бизнеса сходятся на том, что выгоднее всего выращивать цветы. Затем — зелень. И только потом — овощи.
Инвестиции в цветочный тепличный бизнес превысили «овощные» в 5 раз! Самым модным направлением тепличной деятельности сегодня стало выращивание зелени — салата, лука, пертушки, и так далее. Зелень проста в выращивании, не требует столько света и тепла, как овощи — и её не надо никуда везти.
Зеленная теплица должна обслуживать близлежащий населённый пункт — такова практика. Тепличное выращивание салатов рентабельнее овощей в 4 раза!
Самая дешёвая технология — гидропоника. Она позволяет не зависеть от природы, погоды, она полностью превращает сельское хозяйство в индустрию. Без рисков (всё просчитывает и за всем следит компьютер) мечтает жить любой фермер. Система гидропоники это даёт. Растение проходит свой вегетативный цикл (вырастает и созревает) в несколько раз быстрее, так как оно растёт не в естественном грунте, а в «стаканчике» с водой. Но в стаканчике не просто вода — туда по трубочкам капельным путём подаются жидкие удобрения. Это как если бы человек не жил своей жизнью, периодически готовя себе обед, а всю жизнь лежал под капельницей. Такие растения, выращенные «под капельницей» имеют особый вкус — то есть никакого вкуса... А отечественный потребитель очень хорошо умеет отличать вкус «турецкого» продукта (так в народе «распознаётся» гидропоника) от вкуса продукта, выращенного у себя на даче или купленного на колхозном рынке.
То есть затеваться с гидропоникой у нас нерентабельно. Наш потребитель не признаёт искусственные овощи. Хотя вряд ли догадывается о том, что круглогодичный салат и зелень выращивается только на гидропонике. Итак, если гидропоника — то только для зеленного бизнеса.
Кстати говоря, защитники гидропоники (а у неё, разумеется, есть и защитники — ведь это бизнес) говорят, что «промышленное» выращивание в грунте приводит к тому, что в грунтовых овощах накапливается неконтролируемое количество пестицидов.
Существуют технологии, промежуточные между «жупельной» гидропоникой и благословенным грунтом. Они-таки позволяют добиться появления вкуса в продаваемых овощах. Это происходит за счёт добавления торфа и настоящего грунта в тот жидкий раствор, которым кормят растения. И вот, наконец — компромисс. «Передвижная грядка» стоит в 3 раза дороже гидропоники, её обслуживание также дороже на 30%, но затраты себя оправдывают. Потому что полученная продукция на вкус не отличается практически от той, которую выращивают в естественном грунте.
Следующий вопрос, который вызывает массу споров: стекло или полиэтилен? Недостатки остеклённой теплицы: пропускает много тепла — неэкономно. Если Вы живёте в регионе, где сильна инсоляция — возможен ожог растения, так как свет не рассеивается, а концентрируется. Если уж и делать теплицу стеклянной, то нужно знать: 3 или 4 миллиметровое стекло не подойдёт. Для теплицы нужно калёное техническое стекло толщиной 6 мм. Его продают у нас во многих местах , разброс цен от 800 до 1500 рублей за погонный метр.
Вернёмся к полиэтилену. Недостатки есть и у полиэтилена: там, где мало солнца, соответственно, полиэтилен ещё больше препятствует его доступу к растениям. Кроме полиэтилена есть ещё варианты: акрил и поликарбонат, которые устраняют все недостатки полиэтилена. Вы можете видеть, как стоится у нас большинство самодельных теплиц — многие, если не подавляющее большинство, сделаны из старых стеклопакетов. Но это не бизнес — на личном приусадебном хозяйстве никто не подсчитывает убытки, особенно если электричество ещё и воруется. Всё это не может позволить себе бизнесмен.
На отапливании теплицы всё-таки можно сэкономить вполне законно. Многие предприниматели отапливают свои теплицы с помощью дровяных печей. Специалисты советуют, например, колпаковую печь Кузнецова.
Итак, подведём итог: чтобы успешно конкурировать в отечественном тепличном бизнесе, выгодно выращивать зелень. Кроме того, нужно помнить — тепличный бизнес имеет сезонный характер — когда идут сезонные грунтовые овощи — бизнес замирает.
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 18502 Просмотров сегодня: 6
Как открыть мини сосисочную
Свой бизнес: производство резиновых игрушек