Свой бизнес автошкола: как открыть курсы безаварийного вождения

Свой бизнес автошкола: как открыть курсы безаварийного вождения

Водителей на курсах безаварийного вождения обучают навыкам вождения без аварий даже в сложных дорожных ситуациях

2013-07-21 07:13:09

Основная цель курсов безаварийного вождения — научить человека ездить безопасно, а не лихачить. «Название курса «экстремальное вождение» — неправильное. Нет такого вождения, — объясняет Леонид Новицкий, основатель и директор Учебно-методического центра высшего водительского мастерства. — Экстрим — это нечто искусственное: сначала ты создаешь себе проблему, а потом ее преодолеваешь. А вот контраварийная подготовка — совсем другое дело. Это умение правильно управлять автомобилем и предотвращать аварии. Насколько человек может предвидеть ситуацию на дороге, настолько безопасно он управляет автомобилем.

Свой бизнес автошкола: как открыть курсы безаварийного вождения

Самое обидное — что в автошколах этому не учат и с опытом это умение тоже не приходит. Иначе в аварии попадали бы только новички. А статистика выглядит угрожающе: за год на дорогах Украины гибнут 7-8 тыс. людей. Для сравнения — за 10 лет войны в Афганистане погибли 15 тыс. Материальный ущерб от одного ДТП — за сотни тысяч, если посчитать работу врачей, дорожных служб, всех участвующих. А ведь есть еще погибшие…

Многие считают: вот у моего дедушки было три класса образования, и ничего — ездил же. И я буду. «Не будете, — уверяет г-н Новицкий. — При нынешнем транспортном потоке, при нынешних скоростных режимах и возможностях автомобиля мало знать правила дорожного движения и иметь исправный подвижной состав. Нужно еще уметь ездить безопасно. В той же Германии, пока не пройдешь три уровня контраварийной подготовки, ездить ты не будешь. У нас, помимо того, что ездить не учат, еще и коррупция на всех уровнях — от получения медицинской справки до сдачи экзамена в ГАИ. Так о какой безопасности можно говорить?»

Предложения внести хотя бы элементарные приемы безаварийного вождения в программу автошкол почему-то всегда терпят фиаско. «Водительское удостоверение, полученное в обычной автошколе, нужно считать любительским, — убежден Василий Зайченко, начальник Центра безопасности дорожного движения Департамента ГАИ МВД Украины. — А водителей, занимающихся пассажирскими перевозками, — таксистов, водителей маршруток и автобусов — нужно обязать периодически проходить дополнительную профессиональную подготовку, которая включала бы и элементы контраварийного вождения. В идеале, конечно, эти приемы нужно включить в учебную программу любой автошколы». Проекты соответствующих законов, оказывается, разработаны давно. Но бюрократы каждый раз откладывают их принятие в долгий ящик, сетует г-н Зайченко.

В Департаменте ГАИ МВД Украины школы контраварийной подготовки считают самодеятельностью — дескать, нет законодательной подоплеки. И, тем не менее, с каждым годом наплыв учащихся возрастает на 30%, а в столице — так вообще на 80-100%.

Мозги «на автомате»

Суть контраварийной подготовки проста: путем тренировок человеку прививается автоматическая реакция на дорожную ситуацию, сложившуюся в данный момент. За критические секунды он не успевает подумать, что нужно делать, зато мышечная память реагирует мгновенно. «Если тупо пялиться на фонари впереди идущей машины, и еще при этом в одной руке сигарета, а вторая в люке торчит, о какой безопасности можно говорить? — сетует Леонид Новицкий. — А это ведь обычная картина. Теперь представьте — лопается шаровый палец в передней подвеске. Машина мгновенно реагирует на поломку. Пока водитель соберет руки на рулевое колесо, он уже не успеет ничего сделать — даже удержать автомобиль».

Дорожная ситуация в любой момент может перерасти в критическую. Критическая — может превратиться в аварийную, если человек вовремя не среагирует, объясняет Андрей Пилипенко, начальник учебного центра контраварийной подготовки «Альфа-Драйв» при ООО «Альфа-Щит». От обычной критическая ситуация отличается тем, что есть только один выход. И водитель должен его найти.

Освоить правильные навыки вождения в городском режиме, пройти контраварийную подготовку, зимние курсы, курс водителя-телохранителя, комплексное психофизиологическое тестирование, спортивную подготовку и даже контртеррористическое вождение может теперь любой желающий. Хотя изначально методика легендарного тренера по автоспорту Эрнеста Цыганкова предназначалась только для подготовки спортсменов, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов.

Одна из «фишек» этой методики — быстрота обучения: за 20-30 учебных часов человек осваивает тысячи приемов, чтобы, не думая, выбрать один-единственный правильный, который подходит в конкретной дорожной ситуации. «Люди, окончив автошколу, идут в салон, покупают машину и приходят к нам. А через пять дней занятий сами уезжают отсюда, — рассказывает Леонид Новицкий. — Хотя вначале все боятся — как это так, за пять дней научиться водить безопасно, если мы на 3-месячных курсах ничему не научились? А научиться можно, если работать. А работают тут они до седьмого пота. За пять дней занятий теряют до 8 кг веса. А если теряют такой вес, значит, нагрузка соответствующая. Я людей держу на автодроме при частоте сердцебиения 140-160 ударов в минуту. Если нагружать меньше, результата не будет: мышцы не будут запоминать то, что я от них требую. За те три часа, которые они проводят ежедневно на автодроме, у них даже покурить времени нет. Они постоянно в движении».

Первое, чему учат, — правильно сидеть и правильно рулить. Как ни странно, но чем меньше у человека опыта, тем легче его обучить — нет еще выработанных стереотипов, неправильных навыков. «Водитель со стажем утверждает, что знает о вождении все. А когда спрашиваешь, «сколько приемов торможения вы знаете?», отвечает, что пять, максимум семь. На автодроме мы моделируем 150», — рассказывает г-н Новицкий.

Занятия начинаются с тренажерной подготовки — тактика и техника вращения рулевого колеса, чтобы, не видя, человек контролировал направление управляемых колес. На рулежке тест такой: поворачиваете управляемые колеса до упора в одну сторону, перекидываете при помощи рулевого колеса в другую и возвращаете обратно. Это один цикл. И так 10 или 5 таких циклов — в зависимости от изначальной физической подготовки обучаемого.

Бизнес «с нуля»

Для старта в бизнесе-«обучалке» мастерам автоспорта даже инвестиций особых не нужно — если проводить обучение на авто клиента и проводить инструктаж самому, не прибегая к помощи дополнительных преподавателей. Труднее всего, конечно, найти полигон — кусок земли размером с футбольное поле, но заасфальтированный. Кто-то дармовые находит, кто-то арендует, кто-то пытается приватизировать подходящие участки. Татьяна Кравцова, совладелица и инструктор краматорской Школы водительского мастерства и контраварийной подготовки «Сила скорости», рассказывает, что в качестве полигона они с партнером по бизнесу используют заброшенный аэродром. «Это идеальное место: есть и асфальтированные площадки, и грунтовая дорога, и трава», — объясняет спортсменка такой выбор.

Если подходить к делу серьезно, кое-какие расходы все-таки будут — до $5 тыс. плюс хотя бы один автомобиль. Нулевой базовый курс на машине почти не сказывается, но на курсах для продвинутых водителей раскошелиться на «коня» придется. Только на одного клиента (20-30 интенсивных занятий) уходит один комплект резины. Плюс разные амортизационные затраты и бензин — ежедневное ТО, услуги автослесаря (от $500 в месяц), замена масла. Стационарного офиса у крутого учителя может и не быть — номерами телефонов лучших инструкторов довольные клиенты делятся на форумах, драйв-тусовках, в автошколах. Причем держать в штате команду инструкторов не всегда целесообразно, потому что доход автоэкстремалов зависит от количества обучаемых. Мало клиентов — можно и самому справиться, больше народу — стоит привлечь на почасовой оплате инструктора (от 100 грн./ч в регионах и от 250 грн./ч в городах-миллионниках). А штатный инструктор обходится примерно в $1000 в месяц.

Обращаются в школы контраварийной подготовки самые разные люди. Это «реальные пацаны», купившие и права, и тачку, и «водитель — чистый лист», и водитель с горьким опытом ДТП и с многолетним стажем безаварийной езды, желающий повысить квалификацию. Приходят автолюбители, которые хотят попробовать свои силы в ралли. Отдельная категория — люди, переехавшие из глубинки в большой город.

Возрастной контингент учеников — от 12 до 60 лет. Что интересно, 60-70% учащихся — женщины. Некоторые школы даже стали вводить специальный «дамский» курс контраварийной подготовки. «Вообще-то водитель — это бесполый участник дорожного движения. Однако природой в нас заложена разная психофизиология, — объясняет Константин Скипор, генеральный директор ООО «Автоакадемия водительского мастерства». — Женщины меньше подвержены риску. У мужчин больше безрассудства, желания «зарисоваться». Но лучше выпускать пар и получать свою долю адреналина все-таки не на дороге, а в закрытой зоне — на автодроме».

Делить водителей по гендерному принципу нельзя, считает Татьяна Кравцова. «Человек, выехавший на дорогу, — полноправный участник дорожного движения. Женщина просто от природы осторожнее, она все время перестраховывается, и это идет на пользу, — объясняет спортсменка. — Мужчина перестраховываться не будет, поэтому и чаще попадает в аварии».

Бывает, после одного ДТП человек панически боится сесть за руль. Опытный инструктор может не только «вылечить» этот синдром, но и привить любовь к вождению. Бывает, человек после этого входит в раж и не может остановиться, пока не пройдет все уровни, курс за курсом. «Однажды учиться к нам пришла женщина-врач, мать троих детей, — вспоминает Андрей Пилипенко. — В течение четырех лет мы не могли ее выгнать с площадки. Теперь постоянно участвует в ралли, чемпионатах Украины по слалому».

Инструкторы по «контраварийке» — в основном бывшие гонщики и водители-профессионалы, прошедшие подготовку в спецслужбах. «В этом бизнесе не может работать обычный частник, — убеждена г-жа Кравцова. — Он, может, и попадал в экстремальные ситуации, но не знает, как из них выходить. Пусть он суперхорошо ездит и имеет колоссальный опыт, всех нюансов все равно не чувствует. Только в гонках можно узнать, что нужно делать, если машина, к примеру, стала на два колеса. Люди покупают скоростные машины, но не знают, как себя вести на скорости 200 км в час».

При продвижении курса безаварийного вождения важно правильно расставить акценты. «70% наших клиентов — корпоративные, — рассказывает Константин Скипор. — Причем это не только водители. Есть люди, например, софт-менеджеры, которым приходится проводить за рулем по шесть часов в день, хотя вождение — не основная их обязанность. Но от того, насколько профессионально они ездят, насколько устают, нервничают и напрягаются, зависит качество остальной работы».

Леонид Новицкий обратился к компаниям, торгующим автомобилями, с предложением «продавать безопасность». Что это значит? «Автосалон покупает у нас сертификат на контраварийную подготовку и, вместе с проданным новым автомобилем, вручает клиенту. В этом участвует три стороны: торговая организация, банк и страховая компания, которые потом несут затраты по выплатам. Если стоимость контраварийной подготовки раскинуть на троих, разбросать эти $500 на пять лет кредита, то это просто копейки, которые растворяются, они вообще незаметны. Человек покупает автомобиль, сразу обучается — и ездит без проблем». Рекламироваться среди частных лиц не имеет смысла — 90-100% клиентов приходят по рекомендации знакомых.

За день в Украине продают до 1000 новых машин. С каждым годом все больше появляется и специализированных автошкол. Уже сейчас многие инструкторы покидают родные пенаты и идут на вольные хлеба, чтобы через год-два открыть свои курсы. Но это игроков рынка не огорчает: дескать, мы все играем в одни ворота. Ведь чем больше профессиональных учителей, тем меньше неприятностей на дорогах.

ПАСПОРТ РЫНКА

  • Объем рынка: около $25 млн
  • Количество участников: 10-15
  • Рентабельность: 15-20%
  • Цены:
  • Базовый курс 100-300 грн. за час
  • Зимний курс 120-300 грн. за час
  • Контртеррористическое 150-300 грн. за час
  • управление автомобилем
  • Спортивная подготовка от 500 грн. за час

Поддержите независимые научные исследования донатом. Мои знания открыты для всех, потому, что они касаются каждого. Но добыча знаний требует денег. Ваши пожертвования открывают для всех нас путь к новым знаниям

Пополнить банку на независимые научные исследования

Просмотров всего: 19425 Просмотров сегодня: 4