Законы, кодексы, проекты
Рикошет по "социалке"
Принятие парламентом в первом чтении "невинного" закона о госгарантиях судебных решений привело к всплеску народного возмущения
И неудивительно - ведь одной рукой ВРУ хотела сделать страну цивилизованнее, а другой - сократить льготы. Самим льготникам это предсказуемо не понравилось.
Именем Европы
Стремясь быть поближе к Старому свету, украинский парламент постепенно приближает отечественные законодательные стандарты к евросоюзовским образцам. Странного в этом мало: адаптация норм является одним из первоочередных признаков желания государств-претендентов войти в состав ЕС. Но в Украине, где этот процесс и без того проходит не слишком быстро, иногда благие намерения уводят парламентариев на пути, которые трудно назвать стандартными. Например, результативное голосование за долгожданный проект закона о гарантировании государством судебных решений внезапно обернулось серьезным скандалом.
С давней проблемой невыполнения украинским государством решений как национальных судов, так и Европейского суда по правам человека (за что Киев неоднократно порицали и в Брюсселе, и в Страсбурге) народные депутаты решили разобраться в начале осени. Проект закона "О гарантиях государством исполнения решений суда" был зарегистрирован в ВРУ 8 сентября. Голосование по нему было проведено уже на следующий день. Одномоментно принять закон "вообще", несмотря на все желание, парламентариям не удалось. Тем не менее, даже с учетом сопротивления оппозиции и коммунистической части парламентского большинства, документ собрал 246 "за" в первом чтении, а затем 238 голосами был отправлен на сокращенную подготовку ко второму. При желании подобную тягу к стремительности можно было объяснить твердостью намерений народных избранников: выполнять пожелание Европы в Украине решили методом "Лучше поздно, чем никогда".
На первый взгляд, суть законопроекта №9127 заключается в благородной цели обеспечить выполнение тех решений судов, ответственность за выполнение которых несет государство (то есть - где ответчиком выступали государственные органы, государственные предприятия и т.п.). Толчком к законодательному порыву стало "пилотное" решение Европейского суда в пользу одного из граждан Украины. Правда, согласно вердикту Страсбурга, ввести в действие "гарантирующий" закон Киев должен был до 15 января 2011 года. Пусть с опозданием, но украинский парламент все-таки проголосовал за предварительный вариант взимания ущерба с государства.
Так, законопроект предполагает, что в случаях, когда должником выступает госорган - средства будут списываться с его счетов, а если это невозможно - погашаться из госбюджета. Также бюджет страны "перекроет" и исковые требования, когда выплаты будут возложены на государственные предприятия или те юридические лица, имущество которых не может реализовываться в принудительном порядке - в тех случаях, если ответчики не смогут расплатиться в течение шести месяцев. Кроме того, устанавливается, что раз уж "средства, выплаченные по решениям суда о взимании средств согласно этому закону, считаются убытками государственного бюджета", то и должностные лица, действия которых привели к подобным убыткам, должны быть привлечены к ответственности… Авторы законопроекта (а инициатором его выступил Кабмин) признают, что подобная государственная благонамеренность серьезно ударит по бюджету. В пояснительной записке к документу говорится о том, что под такие цели необходимо выделять порядка 3,5 миллиарда гривен ежегодно. Говорить о том, сколько Украина уже должна своим гражданам законодатели не спешат. Предполагается, что, если закон вступит в силу, в течение полугода истцы должны предоставить все решения судов государственной исполнительной службе, после чего долг государства будет подсчитан, а те решения, документы по которым не будут предъявлены в срок - будут считаться уже выполненными. Не забывают авторы пояснительной записки и предупредить о том, что прыгать выше головы государство не будет. "(…) В любом случае, порядок и размер их (взысканий по решению суда, - "Подробности") выплат будут устанавливаться Кабинетом министров Украины с учетом реальных финансовых возможностей государства", - гласит документ.
В любом случае, даже с такими дальновидными оговорками законопроект выглядит обнадеживающе. Тем не менее, в парламенте его принятие даже в первом чтении сопровождалось спорами, выяснениями того, были или не были фальсифицированы заключения профильного комитета (да и вообще - какой именно комитет тут выступает профильным) и обещаниями оппозиции отставить спикера. Причина тому проста: большую часть текста законопроекта составляют не "гарантирующие" статьи (коих всего семь), а включенные вторым разделом "Итоговые и переходные положения", содержание которых могло заинтересовать многих украинцев.
Милостью Кабмина?
Пояснительная записка к законопроекту №9127 честно предупреждает: "…итоговыми положениями проекта предполагается внесение соответствующих изменений в Закон Украины "О холдинговых компаниях в Украине" и в Закон Украины "О мероприятиях, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса", а также в ряд других законов". Оговорка о предприятиях ТЭК заставила оппозицию заподозрить, что речь может идти об упрощении механизма приватизации газотранспортной системы. Тем временем, при ближайшем рассмотрении оказалось, что и за формулировкой о поправках к "ряду других законов" прячется масса открытий.
На деле скромный "ряд" представляет собой перечень законов, которыми устанавливаются льготы для сотрудников бюджетной сферы, ветеранов (и войны, и труда), афганцев, чернобыльцев - всего 16 категорий граждан. Пункты принятого в первом чтении законопроекта предполагают заметную перемену в уже привычных правилах игры. Даже при беглом знакомстве с гипотетическими нормами складывается впечатление, что "косметические", на первый взгляд, исправления могут существенно ударить по интересам значительной части граждан страны.
Об отмене тех или иных льгот речь в законопроекте не ведется. И все же уже существующие государственные "поблажки" могут заметно преобразиться. Так, например, там, где сейчас в законах зафиксирована 50-процентная скидка на коммунальные платежи для милиционеров или, к примеру, пожарников, в новом документе зафиксирована просто "скидка" - без уточнений в каком объеме. Там, где студентам-льготникам закон предоставляет право на удвоенную стипендию - эта стипендия оказывается просто "повышенной". Там, где речь идет о "первоочередных ежегодных бесплатных/льготных путевках" - путевки остаются первоочередными, но по загадочной причине теряют уточнение "ежегодные". В сущности, практически все изменения характеризуются именно потерей "конкретики" в пользу неопределенности: исчезают уточнения о процентах компенсаций и надбавок, "забываются" подробности того, сколько именно минимальных пенсий должна составлять "разовая денежная помощь" той или иной льготной категории. По большому счету, предложенный проект изымает установленные законом гарантии объемов льгот, заменяя их обтекаемой формулировкой "в размерах, установленных Кабинетом министров Украины".
Попытка перевести заметную часть "социалки" на ручное управление правительством была резко встречена оппозицией. Ссылаясь на нарушения процедуры, в БЮТ пообещали попытаться отставить спикера. Владимир Литвин, в свою очередь, напомнил о том, что партизанское сокращение льгот практиковали и ранее, но помехой тому выступал Конституционный суд. "В связи с тем, что уже достали меня лично обвинениями об отмене льгот, позвольте вам кратко в течение нескольких минут напомнить, что эта практика была введена в Верховной раде Украины совместно с Кабинетом министром Украины с 2000 года", - критикует председатель ВРУ недовольство оппозиции.
Стремление спикера разделить ответственность на всех объясняется несложно. Первые успехи проекта №9127 ожидаемо не встретили понимания со стороны общества. После полуторанедельного затишья народ свое мнение по поводу начинаний власти выразил максимально просто - многотысячным митингом льготников под Верховной радой. Спокойным пикетом дело не обошлось: протестанты "штурмовали" здание парламента, призывали к роспуску ВРУ и не очень доброжелательно реагировали на попытки власть имущих с ними пообщаться.
Активность митингующих (а некоторыми "призывами" уже успела заинтересоваться милиция) заметно обеспокоила представителей парламентского большинства. Коммунисты, которые за "антильготный" документ не голосовали, народный гнев всецело приветствуют. Глава ВРУ спешно предложил трудиться над компромиссом. "Давайте это запишем и проголосуем, а не будем демонстрировать эту вражду. Если вы думаете, что кто-то останется в этом сессионном зале, после того, когда зайдут эти люди, то вы глубоко ошибаетесь", - предложил сделать законопроект "более цивилизованным" спикер. В ПР же еще недавно желание оппозиционеров отставить Владимира Литвина встречали прохладно и на "льготном" аспекте, оценивая это намерение, не сосредотачивались. А уже 20 сентября, пообщавшись с "гостями", глава фракции Партии регионов Александр Ефремов заверил, что над вызвавшим такие нарекания законопроектом будут работать дальше. И хотя изначально парламент голосовал за ускоренную подготовку, главный "регионал" среди нардепов заявил, что спешить никто не будет. "Мы надеемся, что в течение двух, если понадобится и больше недель, мы найдем ответ на все вопросы, которые у них есть, и в конечном итоге примем документ, который, безусловно, будет больной, но он будет больной и для государства в целом, и в такой степени для тех людей, по которым принимаются решения. Также он будет значительно мягче", - пообещал он.
Необходимость принятия подобного документа в Партии власти объясняют просто: денег у страны мало, и именно Кабмин должен решить, как нужно жить по средствам. Причем, уверяет все тот же Александр Ефремов - на интересах людей "переподчинение" льгот правительству отразиться не должно. "…Ни одна категория людей, которая получала льготы в энной сумме в нашем государстве до этого, они не будут отвергнуты в получении этих льгот. Просто их льготы будут на том минимальном уровне, которые они получали до сегодняшнего дня", - пояснил глава фракции. Безусловно, подобный болезненный вопрос разрешить ко всеобщему удовлетворению невозможно. И все же, если государство и в самом деле вынуждено "затягивать пояс", осуществлять такое "затягивание", внося побочные статьи в не самый профильный законопроект, пожалуй, все-таки не стоит. В Украине же пойти здесь по европейскому образцу - предупредить об отмене или сокращении льгот заранее, провести общественные слушания, принять - решились только после скандалов и протестов. Теперь ответственность за непростой диалог возложена на Сергея Тигипко - человека, который уже считается "отцом" самых непопулярных реформ. К чему приведет такое общение - вскоре станет ясно. Парламент собирается заслушать вице-премьера уже в ближайшую пятницу, 23 сентября. А протестующие, в свою очередь, обещают отстаивать свои права и в дальнейшем. Не исключено, что замаскированный удар по льготам аукнется власти сильнее, чем она могла предположить сначала...